Ш:•"/;••••'••:.'ШтШЩ:\ •Ш\шшшшш:.: : : • :Л:smsmm #В. НИКИТИН, шофер 2-й автобазы Главмосавтотранса ДВАДЦАТЬ три часа полега — и самолет ИЛ-12 приземлился на Пекинском аэродроме. Еще совсем недавно мы видели скованный льдами Байкал, а сейчас над головой—весеннее солнце, вокруг — зелень, цветущая сирень. Мы — это делегация профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР, приглашенная на Всекитайский слет передовиков предприятий Министерства коммуникаций. Нас очень радушно встретили представители Национального комитета профсоюза работников автомобильного транспорта Китая во главе с товарищем Ан Ли-фу, передовые шоферы, ремонтные рабочие, дорожники. С первых же минут пребывания в Китае мы почувствовали себя среди настоящих друзей. Между нами и китайскими товарищами установились искренние, теплые отношения. После непродолжительной беседы в здании аэропорта мы на автомобилях направились в город. С каждым из нас — китайские товарищи по профессии; моими спутниками были шоферы. Позднее я услышал в Китае поговорку: у корреспондента длинные уши, а у шофера широкие глаза. Пожалуй, этой поговорке нельзя отказать в справедливости. Действительно, мне хотелось увидеть буквально все, и, конечно, мое внимание главным образом привлекло то, что так или иначе связано с моей профессией. Мы ехали по ровному асфальтированному шоссе, на котором не было обычных для наших дорог километровых столбов и дорожных знаков. Проезжая часть и обочины удивляли своей чистотой: ни клочка бумаги, ни окурка, ни пустой спичечной коробки. Я предложил шоферу автомобиля папиросу. Он вежливо поблагодарил и через переводчика пояснил, что по существующим в Китае правилам водителю любого вида транспорта курить во время движения не разрешается От аэродрома до центра Пекина 15—• 20 минут езды. Навстречу нам двигался поток автомобилей. Среди них было очень мало грузовиков. Бросалась в глаза исключительная разномарочность как грузовиков, так и легковых машин. Возле гостиницы «Пекин» я насчитал более 20 марок легковых автомобилей, главным образом американских. Такой «пестрый» парк достался китайским автотранспортникам в наследство еще от чанкайшистского режима. При взгляде на эту коллекцию невольно возникала мысль о сложности технического обслуживания и ремонта автомобилей. И, действительно, как только в беседе мы коснулись данного вопроса, китайские товарищи посетовали на вызванные этим неудобства и трудности. «Пока приходится мириться, — видимо, от себя добавил переводчик, — но недалек тот день, когда наша промышленность начнет массовый выпуск автомобилей. Приезжайте через 3—4 года, и вы увидите на улицах Пекина много отечественных машин». Я как водитель не мог не заметить высокую культуру уличного движения в столице Китайской Народной Республики, развитое чувство профессионального товарищества у шоферов. Для беспрепятственного обгона, например, достаточно подать сигнал и убедиться в том, что шофер обгоняемого автомобиля его принял (подтверждением этого служит ответный сигнал или соответствующий жест рукой). На нерегулируемых перекрестках шоферы нередко останавливаются, уступая друг другу право проезда. На основных магистралях города движение регулируется светофорами или работниками ОРУД. Нередко регулировщик имеет рупор, пользуясь которым, он управляет движением, умело и тактично указывая водителям на допущенные ими ошибки. Например, на одном из перекрестков перед запрещающим сигналом светофора шофер поставил автомобиль не в своем ряду. И немедленно последовало краткое внушение регулировщика, после чего нарушителю было приказано задержаться для индивидуального разговора. Вряд ли можно оспаривать положительное значение такого способа предупреждения аварий и несчастных случаев. Работникам регулирования движения довольно активно помогают пешеходы и велосипедисты. Если кто-либо из них заметит осложнение в уличном движении, он по своей инициативе становится в позу регулировщика ис помощью общепринятых жестов в соответствии с правилами либо пропускает, либо останавливает тот или иной транспорт. По неписанным законам доброй воли водители трамвая, шоферы, велосипедисты и пешеходы беспрекословно подчиняются