„..«. ,ji°!*SSi!SШШЯШПВШЯЯЯВ^г^г^торможение и резко повернуть рулевое колесо в сторону заноса, а затем, как только автомобиль выровняется, быстро возвратить рулевое колесо в прежнее положение. Если шофер не выполнит этого приема, то занос будет увеличиваться и автомобиль продолжит произвольное боковое движение до тех пор , пока «е остановится под влиянием силы трения колес о дорогу или от удара о препятствие. В последнем случае может про ­ изойти опрокидывание автомобиля. ва и уменьшает вредное влияние торможения на работу ряда механизмов и деталей автомобиля. При скользком дорожном покрытии необходимо производить торможение автомобиля, не разъединяя коленчатый вал двигателя от силовой передачи и прикрыв дроссель в карбюраторе (рис. 2). Лишь перед самой остановкой автомобиля следует выключить сцепление, чтобы двигатель не заглох.отя зима идет к концу, до сухой летней дороги пока далеко, и автомобилистам еще неоднократно предстоит почувствовать, что колеса их автомобилей движутся по скользкой поверхности. УСТОЙЧИВОСТЬ КОЛЕС НА ДОРОГЕ Чтобы яснее представить себе качение колес по заснеженным или обледенелым дорогам, следует напомнить основное условие нормального движения (рис. 1) под действием тяговой силы Р^ или силы инерции Рк. Каждое колесо автомобиля испытывает нагрузку от веса автомобиля ( GrK ). Этот вес через шину передается на поверхность дороги, ограниченную отпечатком протектора покрышки. Нормальное перемещение (качение) ведущего колеса автомобиля возм ожно лишь при соблюдении условия, что тяговая сила Рк на данном колесе не будет превосходить определенную величину, образующуюся из произведения ( ( г к ' i f ). где У — коэффициент сцепления между покрышкой колеса и поверхностью дороги. Иначе говоря, если величина тяговой силы /J будет больше произведения веса автомобиля на коэффициент сцепления ( G-n'iP)i то колесо, хотя и будет вращаться, но не получит поступательного движения и автомобиль не тронется с места. Наиболее часто потеря устойчивости автомобиля характеризуется его заносом, т. е. произвольным движением в сторону от заданного направления. Обычно на скользкой дороге занос происходит при резком увеличении оборотов ведущих колес или при неумелом торможении, причем во время поворота и одновременного торможения опасность заноса увеличивается, хотя занос может произойти и на ровном прямом участке пути. На скользкой дороге тормозная сила, приложенная к колесам автомобиля, легко может приблизиться по величине к силе сцепления между покрышкой идо ­ рогой ( &к • У ) (см. рис. 1). в этом случае достаточно малейшего усилия, чтобы произошел сдвиг колес вбок, п е ­ реходящий затем в боковое скольжение их, т. е. занос. При начале заноса задних колес шофер должен немедленно прекратитьХТОРМОЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯТорможение 'на скользкой дороге имеет свои особенности. Основное значение здесь также имеет сохранение сцепления колеса сдорогой , т. е. опять произ ­ ведение ( GK "У ), которое при торможении ни вкоем случае недолжно быть меньше тормозной силы, подведенной к колесу. 'Главным «виновником» ухудшения сцепления колес при торможении на скользкой дороге является коэффициент сцепления, так как его значение с 0,6 для сухого асфальта уменьшается для сухого снега до 0,2, а для льда — даже до 0,1. Иначе говоря, если тормозной путь автомобиля, движущегося со скоростью 30 км/час, на сухом асфальте будет составлять 5,8 м, то при тех же условиях на дороге, покрытой сухим снегом, составит уже 17,6 м. Поэтому прежде всего следует всегда (а особенно зимой) помнить, что частота пользования тормозами и способы их применения — основные показатели опытности шофера. Хорошие шоферы сравнительно редко прибегают к тормозам 'И то лишь для окончательного затормаживания перед остановкой. Резкое торможение допустимо только в отдельных экстренных случаях, когда угрожает авария или несчастный случай. Для того чтобы не было нужды часто тормозить, полезно приучить себя к «профессиональному» наблюдению за уличным движением. Это даст возможность во многих случаях, путем своевременного изменения скорости автомобиля, отказаться от применения тормозов. Например, чем раньше вы обратите внимание на цвет сигнала светофора или положение регулировщика на перекрестке, тем легче будет выбрать скорость (ускорить или замедлить движение) и избежать резкого торможения. Если движение на перекрестке не регулируется, то достаточно обратить внимание на поведение пешеходов, чтобы определить, приближается ли из-за угла другой автомобиль или путь свободен. При этом также можно обойтись без излишних торможений. Как показали наблюдения, правильный выбор способа торможения не только обеспечивает быструю и безопасную остановку автомобиля, но также сокращает непроизводительный расход топлиРис. 2. Этот способ дает отличные результаты при торможении на горизонтальном участке дороги со сравнительно небольшой скорости движения (30—40 км/час). Если же скорость движения превосходит 50 км/час и автомобиль находится на повороте или уклоне дороги, то бо ­ лее эффективен другой способ торможения. Водитель должен перенести левую ногу на педаль тормоза и, плавно нажимая на нее, регулировать одновременно степень нажатия правой ногой на педаль управления дросселем (рис. 3).Рис. 1.Комбинируя интенсивность нажима обеих ног, шофер может предотвратить возможный занос автомобиля. При этом необходимо предохранить двигатель от остановки, которая может легко произойти при торможении на скользкой дороге с неразъединенной силовой передачей. При непрерывном максимальном торможении колеса автомобиля в определенный момент могут перестать катиться по дороге, а начинают скользить, не вращаясь, т. е. наступает явление юза. В результате этого путь торможения увеличивается, резко возрастает износ шин, автомобиль может потерять устойчивость. При экстренной остановке авто-20