помешав тем транспортным средствам, которые пользуются преимущественным правом проезда по признакам, установленным Правилами движения (ст. 57). Только при этом условии может быть обеспечено необходимое для безопасности движения повышенное внимание водителей и гарантировано беспрепятственное движение транспорта по магистрали. ПРИЗНАКИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА ПРОЕЗДА Признаки, по которым предоставляется преимущественное право проезда, не одинаковы по своей значимости. Ниже эти признаки расположены по принципу «главенства»: каждый следующий признак дает преимущественное право проезда только в том случае, если не применим предшествующий. Заранее оговоримся, что исключительным правом проезда, независимо от каких бы то ни было внешних признаков, пользуются водители специальных автомобилей и мотоциклов, подавшие сигнал «сирена» или другой специальный сигнал (ст. 44, ч. II и ст. 55). 1. Наиболее высоким признаком является транспортное значениеули ­ цы илидороги . Водители транспортных средств всех видов, движущихся по второстепенным проездам, подъезжая к перекрестку, должны уступать дорогу транспортным средствам любого вида, движущимся по главным улицам или дорогам. Согласно Правилам движения (ст. 57, примеч.) главными улицами и дорогами считаются (см. рис. 1): а) на трехсторонних перекрестках — улица или дорога, имеющая продолжение в обе стороны от перекрестка (схемы а, б); б) на четырехсторонних перекрестках — улицы и дороги, имеющие разделительную полосу зеленых насаждений (схема в); со значительно большей шириной проезжей части (схема г); с покрытием (по отношению к улицам и дорогам без покрытия). Необходимо иметь в виду, что на трехсторонних перекрестках, представляющих собой разветвления проездов, на которых утрачивается определенность дальнейшего направления (так называемые развилки, рис. 2, а), можно считать, что любая из трех улиц (дорог) имеет продолжение в две стороны, или наоборот, что ни одна из улиц не имеет продолжения. В таком случае улицы (дороги) оказываются равнозначащими и преимущественное право проезда определяется по соответствующим признакам, излагаемым ниже. На четырехсторонних перекрестках оба проезда могут обладать признаками «главенства», например, одна из улиц (дорог) значительно шире пересекающей, но на последней имеется полоса зеленых насаждений (рис. 2, б). Такие улицы являются равнозначащими, и по ним нельзя определить преимущественное право проезда. Помимо того, что главные улицы и дороги определяются по внешним признакам, они могут быть обозначены дорожными сигнальными знаками (рис. 3): на главных улицах (дорогах) устанавливаются: в начале — знак «Главная улица или дорога», перед перекрестками дорог — знак «Пересечение со второстепенной дорогой»;перед выездом на главные улицы или дороги, идущие в поперечном направлении, устанавливаются знаки «Пересечение с главной улицей или дорогой», «Проезд без остановки запрещен», «Конец главной улицы или дороги». 2. Признаком, стоящим на втором месте, является рельеф местнос ти . Если проезды равнозначащие, то водители транспортных средств всех видев, движущихся по горизонтально расположенному проезду, должны уступать дорогу транспортным средствам любого вида, движущимся под уклон или на подъем. Если рельеф местности настолько сложный, что по каждому из проездов, образующих перекресток, транспортные средства движутся под уклон или на подъем, то, поскольку для всех водителей дорожные условия равны, они не могут служить признаком для определения преимущественного права проезда; в таком случае вступает в силу следующий признак. 3. В качестве признака используется вид транспортных средств, сгруппированных по признакам их назначения и скоростных возможностей. При равных дорожных условиях на проездах, образующих перекресток, право проезда предоставляется в порядке очередности: aj трамваям (как пассажирским, так и грузовым или уборочно-ремонтным), троллейбусам и автобусам (любого типа и назначения — общего пользования, экскурсионным, ведомственным); б) автомобилям всех типов (легковым, грузопассажирским, грузовым, специализированным), мотоциклам, мотороллерам и мопедам; в) тракторам, специальным самоходным машинам и механизмам (дорожным, строительным, уборочно-полйвочным и др.), мотоколяскам (пассажирским, грузовым и специализированным), велосипедам и прочим транспортным средствам. Никакие транспортные средства внутри перечисленных групп не получают преимущества перед другими транспортными средствами этой же группы — все они имеют равное право на движение. В пелене густого тумана почти невозможно безошибочно определить вид транспортного средства. Поэтому в таких условиях этот признак не применяется, — водители считаются имеющими равное право на очередность и разъезжаются, руководствуясь последним признаком, приводимым ниже. 4. Когда ни один из приведенных выше признаков не дает возможности определить преимущественное право проезда, например, когда на перекрестке проездов с равными дорожными условиями пересекаются пути автобуса и трамвая, автомобиля и мопеда или самоходного механизма и велосипеда, вступает в силу наиболее часто применяемое « п равило правой стор он ы». При равном праве на очередность водитель обязан пропустить приближающихся справа от него. Приоритет правой стороны сохраняется и при подъезде с трех сторон к перекрестку с равными дорожными условиями транспортных средств одной группы.интер^м vНА БЕНЗИНЕ, НО БЕЗ КАРБЮРАТОРАВ Центральном научно-исследовательском институте топливной аппаратуры автотракторных и стационарных двигателей разработана новая, принципиально отличная от всех существовавших ранее система подачи топлива — впрыск с электронным управлением. Наш корреспондент попросил ответить начальника лаборатории электронной аппаратуры этого института Б. Н. Антонова на некоторые вопросы. — В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ ЭТОЙ СИСТЕМЫ? — Подача топлива в полость впускных клапанов двигателя и его дозирование при новой системе производятся с помощью электромагнитных форсунок, установленных в головке блока цилиндров. Для получения импульса тона, подаваемого на эти форсунки, служит электронная схема, собранная на полупроводниковых приборах. Импульс начинает формироваться в момент размыкания прерывателя, который приводится в действие распределительным валом двигателя, и подается затем на электромагниты форсунки. Для того, чтобы продолжительность импульса тока, а следовательно, и время открытого положения клапана форсунки Могли изменяться соответственно условиям работы двигателя, предусмотрены специальные датчики. Они корректируют состав горючей смеси в зависимости от степени разряжения во впускном трубопроводе, а также температурных, барометрических, и других факторов. Аппаратура получает питание от автомобильной бортсети. Потребляемая ею мощность зависит от оборотов и нагрузки двигателя и не превышает 25 ватт. Управление работой двигателя заключается в регулировании подачи воздуха заслонкой, установленной во впускном трубопроводе. — КАКОВЫ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБОРУДОВАННЫХ НОВОЙ СИСТЕМОЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ПЕРЕД ОБЫЧНЫМИ, КАРБЮРАТОРНЫМИ? — Первое, что следует сказать в пользу разработанной нами системы, — это повышение мощности двигателя: у серийного М-21, оборудованного впрыском с электронным управлением, она на 15—25% выше, чем у обычного, карбюраторного (при работе на одном и том же топливе — бензине А-70). Другая отличительная особенность — улучшение динамических качеств автомобиля за счет увеличения крутящего момента по всей внешней характеристике. Необходимо отметить экономию топлива и лучшие показатели автомобиля на полных нагрузках и переменных режимах. Электронная схема управления, электронные форсуний и датчики — универсальны для всех отечественных бензиновых двигателей. При оборудовании системы требуется лишь соответственно типу двигателя изменить характеристику датчика. Ремонт и настройка аппаратуры при эксплуатации весьма несложны и могут быть выполнены техником по электрооборудованию автомобиля. — ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ЭТОЙ СИСТЕМЫ? — Сейчас впрыск топлива с электронным управлением пона экспериментируется на нескольких автомобилях «Волга» в Москве, Ленинграде, Горьком. Оборудован им и один из спортивных автомобилей. Мы надеемся, что такой способ подачи топлива в скором времени будет применен на многих бензиновых двигателях.(Продолжение следует).25