32
33
По страницам зарубежных журналов АНГЛИЙСКИЙ «МОТОР» О СОВЕТСКОЙ «ВОЛГЕ»а нглийскомжурнале «Мотор» опубликована статья одорожных испытаниях советского автомобиля «Волга» М-21К, проведенных вАнглии . Ж урнал отмечает, что «Волга» является весьма комфортабельным, долговечным автомобилем, имеет хорошую плавность хода и отличается бесшумностью. С технической точкизрения , пишет «Мотор», з аслуживаютвнимания мокрые гильзы цилиндров в блоие из легкого сплава, коленчатый вал на пяти опорах, фильтры как грубой, тан и тонной очистки масла, чехлы на задних рессорах, управляемые водителем жа ­ люзи радиатора и элеитрооборудование, полностью блокированное системой предохранителей. Принимая во внимание экономические и климатические условия Советского Союза, говорится вжурнале , к онструк ­ т оры предусмотрели широкий диапазон регулировки не только системы зажигания , но и системы питания , и в частности карбюратора, у которого сечение главного жиклера может изменяться поворотом винта. Благодаря этому можно добиться желаемой приемистости иэкономичности . На полученном для испытаний автомобиле было установлено позднее зажигание , рассчитанное на применение низкооктанового топлива. Англичане применили большее опережение для лучшей приемистости на высшей передаче, и при этом двигатель продолжал работать без стуков на различныхтопливных смесях. «Волга» с такой установиой зажига ­ ния хорошо вела себя в диапазоне скоростей от 30 до 95 им/час. На прямой передаче она набирала скорость от 32 до 65 им/час за 11,9 сен иот 65 до 90 км/час за 14,9 сек . «Мотор» считает, что «Волга» является очень удобной машиной . Ш иринаку ­ зова вполне достаточна, пол лишь незначительно выступает над трансмиссией, подколесные дуги не вдавливаются в заднее сиденье. Переднее сиденье может устанавливаться в желаемом положении. «Прочная конструкциякузова , резиновые коврикии толстый войлок под ними позволяют ехать в автомобиле спокойнои легно. П ри большой скорости слышен шум ветра, но открытыеок ­ на не усиливают его . «Волга» один изнемногих автомобилей, где стекла мог ут быть опущены до конца без опасения подвергнуться действию сквозняка», — пишет «Мотор». Ж урнал подчеркивает высокие качества рулевого управления, легкость вождения автомобиля на больших скоростях. Радиус поворота автомобиля, по мнениюжурнала , обеспечивает вполне достаточную маневренность. Положительно оценивается такжеи эффективность действия фар при «дальнем» и «ближнем» свете, хотя последний в два раза слабее. Отмечается удобство перек лючения света ножным переключателем. Отзываясь одобрительно о лампочках, сигнализирующих о перегреве двигателя и действии тормозов, ж урнал считает, однако, ч тоони размещены неудобно, т акнакскрыты за рулем. В заключение «Мотор» указывает, что прочность, вместимость, удобства и плавность хода «Волги» на средних скоростях компенсируют имеющиеся мелкие недостатки. «Этот большой и хор ошо оборудованный автомобиль, — заключает журнал , — привлечет внимание автомобилистов вАнглии , н аки во многихдругих странах мира, на дорогах которыхрусская «Волга» у же успела себя хорошо зарекомендовать».ВВ Судане очень популярны советсние автомобили, особенно «Москвичи». И х часто можно видеть у подъездов домов, б анковских нонтор, возле министерств и магазинов.Jot1ы уже подлетали к Хартуму, к огда 'внизу, п одкрылом самолета, я вдруг увидел слегка поблескивающую на солнце ленту — словно накатанная коле ­ сами магистраль уходила куда-то вдаль, в самые пескибезбрежной пустыни. — Шоссе? — А ли Абдалла Алиулы ­ б ается . — В прочем , п очемубыи нет? Ведь это Нил — главная наша магистраль, только не асфальтовая, а водная. А на ­ з емныедороги увидите, к огда прилетим в Хартум — у нас в стране их не так-то много... П ервыйсюрприз — в аэропорту . Са-. д имсявкрохотный автобус авиакомпании и стремительно вылетаем на шоссе, в едущеекгороду , — о тличную двухстор оннегодвижения магистраль, р азделен ­ ную довольно широкой полосой. Ш офер лихо выруливает на левую часть магистрали. П о старой московскойпривычке очень хочется остановить его : куда? А машина уже идет мимо плаката: «Господ а ! На наших дорогах левостороннее движение . Н еосуждайте , ведь раньшепоэтимдорогам ездили только англичане». Теперь все ясно; не случайно кое кто называет это левостороннее движе ­ ние, к оторым отличается Англия , «переж итком колониализма»! Х артумпоражаетобилием такси. Все онивыкрашенывжелтый цвет иимеют на борту , вместо наших шашечек , зелен ую полосу. Т акуюмашинулегкозаме ­ тить иднем , п риярком солнце, и вечером, при скупом электрическом освещении. Ходить погородупри 40—50-град уснойжаретрудно . Все стараются юрк ­ нуть вмашину , но не у всех есть деньги . Выход нашли довольно оригинальный. Н и одна машина не имеет счетчиков. О быч ­ но рейс стоит 10—15 пиастров, что, к о ­ нечно, т оже немало. В машину сразу садятся человек шесть-восемь, к аждый платит 2—3 пиастра. Ж араияркое солнце вносят в правила движенияв суданских городахмногосвоеобразного . Здесь почти не пользу-Редакционная коллегия : А. И. ИВАНСКИЙ [главный редактор ) , Г. М . АФРЕМОВ, Ю . А. КЛЕЙНЕРМАН ( з ам . г лавногоре ­ дактора), А. М . К ОРМИЛИЦЫН , Д . В. ЛЯЛИН, В. И. НИКИТИН, В. В. Р ОГОЖИН , Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ, Б. Ф . Т РАММ , Ю. М. ШРАМКО. Художественно-технический редактор И. Г. Имшеннии. Корректор Е. Я. Обухова.Адрес редакции: Москва, И-51, Рахмановсний пер., 4. Тел. К 5-52-24, Б 9-61-91. Сдано в набор 28.01.63 г. Г-90230. Бум. 60 X 90'/i. 2.25 бум. л . — 4 печ. л . Тираж 375.000 экз. Цена 30 коп. Подп. к печ. 14.02.63 г. Зак. 640.3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР. Подъезжая к магистральной главной улице, вы обязательно увидите такой знай. Кроме принятого во всех странах треугольника, на нем сделана надпись: «Стой!».ются световыми указателями поворот ов — д нем их все равно не увидишь. Выручает находчивость шоферов: они ловко используют жестикуляцию. Если вам необходимо повернуть направо, высовывается рука и два пальца поднимаются вверх. Налево — та же рука, но с одним опущенным пальцем. И все отлично понимают друг друга. Ни один водитель не позволит себе выехать на основную магистраль, предварительно не остановившись. Это необходимо ещеи потому, что на улицах очень мало регулировщиков, почти нет светофоров, и от самодисциплины зависит многое. Светофоры выкрашены в интенсивные цвета — черный и белый, и поэтому видны издалека. На каждом из «глазков» светофора — длинный раструб, без него не заметишь, какой загорелся свет: настолько ярки солнечные лучи. Недостаток светофоров и регулиров*Ф щиков заставляет водителей быть не только находчивыми, но и предупредительными. Приветливый жест, приглашающий вас первым проехать перекре ­ сток, пересечь улицу — обычное дело.И, надо сказать, это очень помогает, предохраняя от многих дорожных происшествий, чему в немалой мере способствует еще одно обстоятельство — невысокие скорости. Редко увидишь автомобиль, мчащийся со скоростью более чем шестьдесят километров в час. Быстрая езда считается тут как бы одним из признаков невысокой квалификации водителя. А кому хочется показаться неумелым? ...Мы едем по городу в небольшой западногерманской машине-такси. Хотя жалюзи полностью открыты, вода нагрета до предела. Однако водитель не обращает внимания на показания прибор ов — если машина выйдет из строя, это дело хозяина. Правда, за внешним вид ом автомобилей водители такси следят тщательно. На каждой стоянке выходят. из кабины с тряпице^ и протирают хромировку, полируют краску. — К ак только накоплю денег, обязательно куплю «Москвич», — говорит мне водитель такси Хасан МахмудАхмед . — Надоело работать на хозяина — ездишь, ездишь, а получаешь несколько пиастров в день. К уплю «Москвич» — тогда все пассажиры будут моими: ведь эта машина очень нравится, ездить в ней приятно. Эти слова — не только дань вежливости. «Москвичи» действительно весьма популярны. Я убедился в этом на многих примерах: в Хартуме, О мдурманеи других городах уже сейчас часто можно встретить наши автомобили, привлекающ ие покупателей надежностью и неррихотливостью. В городе довольно много бензоколо ­ нок. Все они, к ак правило, принадлежат иностранным компаниям. Поговаривают, что в недрах Судана таятся запасы нефти. Но английские геологи очень неохотно ищут ее — в ыгоднее продавать Судану дорогой бензин, ч ем помочь стране наладить его производство. Все, что выставлено за стеклянными витринами бензоколонок, — привозное. Масло, тормозная жидкость, фильтры, д аже дистиллированная вода. Немало потрудились колонизаторы, всячески препятствуя развитию национальной суданской промышленности. Автобусов в Хартуме мало. Недавно появилось несколько огромных голубых машин, но они почти не имеют вентиляции и ездить в них трудно. Впрочем, на хартумских улицах можно увидеть не только автомобили. Распространенный вид транспорта здесь также ослы, которых кто-то здесь в Шутку назвал «персональными машинами». Немало на улицах и велосипедистов. ...Пора прощаться с суданской столицей. Такси вырывается из палящего зноя городских магистралей, идет по шоссе. Вот и аэропорт. На бетонной дорожке его стоит ИЛИ 8. И когда входишь по трапу вего салон, чувствуешь себя уже дома.Такие знаки расставлены возле каждого перехода типа «зебра». И надо сказать, к ним с вниманием относятся все водители.В Хартуме бывают аварии — к акив любом другом городе. Но тут после столкновения машину несколько часов не убирают с проезжей части. Почему тан — трудно сказать. Ни один из шоферов таи н не объяснил мне этого.Бензоколонок в Хартуме довольно много, но все они принадлежат зарубежным иомпаниям. Отличное шоссе, разделенное на две части (с односторонним движением), протянулось из центра города и аэродрому.К. КОСТИН. Фото автора Хартум — Омдурман.А это чей-то «персональный» транспорт. Пона хозяин сидит в нафе, ослик терпеливо ждет его.