30
31
МОТОРОЛЛЕР «ТРОЛЛЬ-1»день открытия VI съезда Социалистической единой партии Германии с конвейера народного предприятия «Людвигсфельде» (близ Берлина) сошел первый мотороллер марки «Тролль-1». От своего предшественника мотороллера «Берлин», который выпускался на том же предприятии, «Тролль-1» отличается более высокими ходовыми качествами, большей комфортабельностью и повышенной мощностью двигателя. Вместо трубчатой рамы на нем применена сварная, из профилированного листа. Маятниковая подвеска переднего и заднего колеса в сочетании с амортизационными стойками, устройство которых заимствовано у нового мотоцикла ES-125/150 (см. «За рулем», 1963, № 1), а также другие конструктивныеВособенности обеспечивают высокие Ходовые качества машины. Ход подвесок превышает обычно принятые для мотороллеров нормы и составляет 100 мм у заднего колеса и 130 мм — у переднего. Обтекаемая облицовка с сильно вытянутыми задними панелями и двухцветным лаковым покрытием придает «Троллю» привлекательный внешний вид. Большие боковые панели облицовки можно легко снять с помощью быстродействующего запора. Краник топливного бака и утолитель карбюратора выведены под откидное седло. На внутренней стороне передней части облицовки размещен ящик для инструмента. Мотороллер снабжен откидывающейся боковой подставкой. В производстве нового мотороллера широко применена унификация с мотоциклом ES-125/150. Достаточно сказать, что более 180 стандартных деталей являются общими как для мотоцикла, так н для мотороллера. К их числу относится много деталей электрооборудования и, в частности, указатели поворота, расположенные на концах руля, а также фара. Диаметр ее равен 136 мм, она имеет лампочку 40 ватт и дает асимметричный свет, предохраняющий встречных водителей от ослепления. По мощности «Тролль-1» превосходит все известные мотороллеры этого класса. Его двухтактный одноцилиндровый двигатель также унифицирован с мотоциклетным ES-150. Рабочий объем цилиндра равен 143 смЗ, (диаметр — 56 мм, ход поршня — 58 мм). При 5500 об/мин двигатель развивает мощность 9,5 л. с. Максимальный крутящий момент его составляет 1,25 кгм при 4000 оборотов в минуту, а максимальная скорость достигает 90 км/час. Для сравнения скажем, что новейший западногерманский мотороллер «Хейнкель» имеет двигатель мощностью 9 л. с. и развивает скорость 85 км/час. Цилиндр выполнен из алюминиевого сплава, коленчатый вал вращается на трех опорах. Передача мощности от двигателя осуществляется через многодисковое масляное сцепление, пластинчатую втулочную цепь и четырехступенчатую коробку передач. Вместо обычно применяемого на мотороллерах ручного управления (с помощью вращающейся рукоятки) на «Тролле» Использовано ножное переключение. Габаритные размеры мотороллера: длина — 2045 мм, ширина — 840 мм. высота — 1190 мм, база — 1450 мм, вес мотороллера — 128 кг. Расход топлива на 100 км составляет 3—4,4 л. Топливный бак рассчитан на заправку 12 л Горючего. В 1963 году будет выпущено более 30 тысяч мотороллеров «Тролль-1». К. БОГАДТКЕ.ехословацкий мотоциклетный завод «Чезет» выпустил новый гоночный мотоцикл типа 857, клас3 са 250 см . Он представляет собой дальнейшее развитие конструкции гоночных моделей классов 125 и 175 смЗ, аналогичных советскому мотоциклу С-159. На повой модели установлен одноцилиндровый ДЕПгатель воздушного охлаждения с верхними клапанами и двумя верхними распределительными валами. Двигатель выполнен короткоходным: при диаметре цилиндра 70 мм ход поршня равен 64 мм. Максимальная мощность 37.5 л. с. достигается при 10500 об/мин, что соответствует литровой мощности 150 л. с./л. Для одноцилиндрового двигателя класса 250 смЗ это очень хороший показатель. Коленчатый вал поддерживается двумя роликоподшипниками со стороны ведущей коренной шейки и двумя шарикоподшипниками с противоположной стороны. Нижняя головка шатуна работает на однорядном роликовом подшипнике с сепаратором. Кованый поршень (из сплава АК-4) имеет два компрессионных и одно маслосъемное кольцо. Привод распределительного вала выпускного клапана осуществляется посредством наклонного вала с двумя парами конических шестерен. Распределительный же вал впускного клапана вращается от распределительного вала выпускного клапана при помощи горизонтального валика и конических передач. Клапаны размещены в головке несимметрично. Впускной клапан (диаметр его головки 42 мм) наклонен под углом 36° к оси цилиндра и поднимается на 10 мм. Охлаждаемый выпускной клапан расположен под углом 42°, его диаметр 35 мм, подъем 9 мм. В целом такая конструкция обеспечивает наиболее рациональное расположение каналов головки и выгодную форму камеры сгорания при степени сжатия 11,5. Двухискровое зажигание предусмотрено от двух свечей 10 мм, которые устанавливаются в головке цилиндра; угол между свечами составляет 45°. Карбюратор с диффузором 32 мм крепится на эластичном патрубке. Передача от двигателя на коробку передач осуществляется шестернями. Мотоцикл имеет шестиступенчатую коробку передач и шестидисковое сцепление, работающее в масле. Рама изготовлена из бесшовных хромомолибденовых труб. Передняя вилка — телескопическая с гидравлическими амортизаторами. Диаметр переднего и заднего тормозных барабанов 180 мм. Передняя шина 19X2,75; задняя 19x3,25. По внешнему виду мотоцикл мало чем отличается от известных гоночных моделей «Чезет»-125 или С-159. Его вес 98 кг. «Свет мотору», 1962, № 20.ЧГОНОЧНЫЙ мотоцикл «ЧЕЗЕТ» 250 см3г. Берлин.ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ БЛОКИРОВКИ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯа заводе Локхид (Англия) разработана автоматическая система предотвращения блокировки колес автомобиля при торможении, состоящая из инерционного устройства I (которое приводится клиновидным ремнем от карданного вала автомобиля) и вакуумного сервомеханизма II, который регулирует давление жидкости в тормозной системе. Главными элементами инерционного устройства являются вращающийся корпус 1, соединенный со шкивом 2, и маховик 3, вращающийся заодно с корпусом. Вращение корпуса передается маховику через диск 4с наклонными углублениями, в которых помещаются шарики 5и втулка 6. При резком торможении или полной блокировке колес автомобиля происходит круговое смещение маховика относительно корпуса, так как маховик, продолжающий вращаться по инерции с прежней скоростью, как бы обгоняет останавливающийся корпус. При этом шарики поднимаются по наклонным углублениям диска и отжимают его от маховика. Осевое движение диска передается стержню 7, открывающему воздушный клапан 8, в результате чего пространствоНнад диафрагмой 9 вакуумного сервомеханизма сообщается с атмосферой и создается разность давлений на диафрагму. Диафрагма прогибается, стержень 10 опускается, и односторонний шариковый клапан 11 закрывает канал между главным тормозным цилиндром и тормозными цилиндрами задних колес. При этом давление в тормозной системе снижается и блокировка колес прекращается. Скорости маховика и корпуса уравниваются, воздушный клапан закрывается, остатки воздуха над диафрагмой высасываются через небольшое калиброванное отверстие 12, диафрагма возвращается в исходное положение, односторонний клапан под давлением стержня 10 открывается, и тормозная система колес снова сообщается с главным тормозным цилиндром. Как показали испытания, новая система значительно сокращает тормозной путь и предотвращает занос . автомобиля при резком торможении ' на скользкой дороге. Система не имеет открытых рабочих частей, поэтому надежна в работе и нетребовательна в обслуживании. «Мотор Транспорт», 1962, № 2996.Схема автоматического устройства дл>> предотвращения блокировки колес автомобиля. Пунктиром показано положение деталей сервомеханизма при резком торможении автомобиля. А — от главного тормозного колеса. Б — к сервомеханизму, В — к тормозам • задних колес, Г — к вакуумному резервуару./Л30 БЫСТРОХОДНЫЙ ПИКАП С ДВОЙНОЙ КАБИНОЙкать один из автомобильных заводов концерна Форда. Общая компоновка автомобиля, выполненная по схеме «кабина над двигателем», обеспечивает умеренную габаритную длину автомобиля и хорошую маневренность. Двухрядная кабина вмещает пять человек, включая водителя. Для размещения инструментов и приборов в ней предусмотрены специальные отсеки. Перевозка грузов осуществляется на грузовой полуплатформе с откидными металлическими бортами. На автомобиле устанавливаются двигатели с рабочим объемом цилиндров 1,2 л, либо 1,5 л. Общая допустимая нагрузка автомобиля колеблется в связи с этим от 2150 кг до 2400 кг (при весе автомобиля 1150 кг). Она распределяется на оси почти равномерно — от 1050 до 1150 кг на переднюю и от 1150 до 1350 кг на заднюю. Максимальная скорость автомобиля — 100 км/час. «Отомотив индастриз», 1963, № 1.воеобразный грузо-пассажирский быстроходный автомобиль с грузовой платформой, рассчитанной на перевозку от 1000 до 1250 кг груза, и двойной вместительной кабиной для обслуживающего персонала, начал выпусСВЕТРОВОЕ СТЕКЛО С ПРОТИВООСЛЕПЛЯЮЩЕЙ ПРОСЛОЙКОЙорьбе с ослеплением от фар встречных автомобилей в последние годы уделяется много внимания. В ряде европейских стран получили распространение так называемые «фары асимметричного света», бросающие световой пучок несколько в сторону от осевой линии дороги. В Австрии недавно запатентован оптический элемент «новалюкс» (см. «За рулем», 1962, № 11), интенсивный дальний свет которого как бы обрезается в горизонтальной плоскости на уровне высоты фары. Общим недостатком всех этих конструкций является то, что они обеспечивают лишь пассивные, односторонние меры борьбы с ослеплением, Гарантирующие успех только при условии, что и встречный автомобиль оборудован подобными «щадящими» фарами. Одна из швейцарских фирм нашла недавно более активный способ борьбы с ослеплением, обеспечивающий эффект независимо от оборудования встречных автомобилей и поведения их водителей. Она выпускает для автомобилей специальные ветровые стекла, оборудованные защитным устройством против света фар встречных машин (см. фото). Стекло состоит из двух слоев, между которыми имеется просвет размером в 0,5 миллиметра. Из бачка, снабженного небольшой помпой, в просвет между слоями стекла подаетБКарбюратор работает следующим образом. После открытия запорного краника 13 на крышке корпуса поплавковой камеры, последняя заполняется топливом до определенного уровня. По каналу 10 топливо попадает через главный жиклер 4в эмульсионную трубку 3. При холодной погоде закрывают пусковую заслонку 14, полностью открывают поршневой золотник и осуществляют пуск двигателя (нагретый двигатель запускается без пусковой заслонки и со слегка приоткрытым поршневым золотником). Возникающее при пуске разрежение обеспечивает засасывание богатой топливо-воздушной смеси в цилиндр. По мере нагревания двигателя пусковая заслонка должна приоткрываться. . с тем чтобы в карбюратор мог засасываться воздух. Он подводится по каналу 16 к эмульсионной трубке 3и топливо-воздушная смесь постепенно обедняется. Теперь прикрывают поршневой золотник до желаемого числа оборотов двигателя; при дальнейшем нагреве двигателя золотник может быть прикрыт полностью, поскольку начинает работать система холостого хода. При почти полностью закрытом золотнике 9в оставшейся полости создается большое разрежение, обеспечивающее засасывание соответствующего количества топливо-воздушной смеси из смесительного канала 21 системы холостого хода, в которую топливо поступает по каналу 10. Необходимый воздух подводится в систему из впускной трубы через отверстие 18, регулируемое винтом 6. Регулировка холостого хода осуществляется обычным способом. Переход от режима холостого хода к режиму частичной нагрузки обеспечивается вырезом 1в золотнике. Игла 5 определяет качество смеси и, следовательно, расход топлива. На режиме полной нагрузки основную роль играет главный жиклер 4. Карбюратор «Кейхин», предназначенный для мопеда, сочетает в себе конструктивные принципы современных автомобильных карбюраторов с новыми конструктивными решениями, обеспечивающими исключительно высокую производительность. Следует при этом учесть, что маленький двигатель «Хонда» развивает мощность 4,5 л. с. при 9000 об/мин (степень сжатия 8,5 :11.' «Моторрад», 1963, N» 1. С лева : продольный разрез карбюратора. С права : разрез по системе холостого хода и поплавковой камере. 1. Вырез в золотнике. 2. Распылитель. 3. Эмульсионная трубка. 4. Главный жиклер. 5. Игла. 6. Установочный винт. 7. Жиклер холостого хода. 8. Поплавок. 9. Поршневой золотник. 10. Топливный канал. 11. Уравнительная камера. 12. Перепускная трубка. 13. Запорный краник. 14. Пусковая заслонка. 15. Диффузор. 16. Воздушный канал. 17. Регулировочный винт. 18. Воздушный канал системы холостого хода. 19. Уплотнение корпуса поплавковой камеры. 20. Пружина. 21. Смесительный канал системы холостого хода.ся слегка окрашенная жидкость специального состава, которая обеспечивает преломление пучка встречного света, сохраняя при этом удовлетворительную видимость сквозь стекло изнутри. Жидкость заполняет просвет на 1—2 минуты, а затем постепенно стекает обратно в бачок. Устройство приводится в действие нажатием на кнопку помпы, выведенную на щиток приборов автомобиля, либо расположенную в полу кабины, слева от педали сцепления. «Аутомобиль Ревю», 1962, № 45.ЯПОНСКИЙ КАРБЮРАТОР ДЛЯ МОПЕДОВа новом японском мопеде «Хонда» с четырехтактным двигателем, имеющим рабочий объем цилиндров 50 смЗ, установлен карбюратор «Кейхин», конструкция которого вызывает интерес, поскольку он значительно отличается от всех известных до сих пор европейских карбюраторов. Конструкцию карбюратора отличают следующие характерные черты: удлиненный впускной канал, пусковая заслонка в форме дроссельной заслонки. поршневой золотник, компенсационный жиклер со смесительной трубкой, поплавковая камера с уплотнением (исключающим испарение топлива вверх), запорным краном, уравнителем давления и подрессоренным поплавком. Эти конструктивные черты не были свойственны еще ни одному из известных карбюраторов, работающих на принципе падающего потока. Самый принцип падающего потока, разумеется, не нов, но его применение в сочетания с удлиненным диффузором и поршневым золотником никогда не практиковалось, тем более, что речь идет об одноцилиндровом четырехтактном двигателе. Устройство для торможения воздухом (компенсационный жиклер) применяется в таких карбюраторахНвпервые; новостью является также и поплавковая камера с верхним уплотнением, запорным краном на крышке, выравниванием давления в специальной боковой камере и перепускной трубкой. Все это обеспечивает постоянное содержание карбюратора в чистоте, так как исключает переливание топлива через верх поплавковой камеры. Обращает на себя внимание маленькая пружинка между поплавком и иглой поплавкового клапана, имеющая целью гасить колебания, нередко приводящие к излишнему расходу топлива.