voPr/>Ж*РмРЕКОРДНЫЕ СКОРОСТИ И РЕКОРДНЫЕ МОТОЦИКЛЫлиндровым V-образным двигателем без наддува. По сравнению с НСУ, представлявшим собой специальную рекордную машину, подготовленную фирмой, мотоцикл «Винсент» отличался от спортивных моделей этой марки лишь сравнительно небольшими конструктивными изменениями для форсировки двигателя, а также обтекателем, охватывающим мотоцикл и гонщика. Двигатель «Винсеит» имел обычный распределительный механизм с верхними клапанами, управляемыми толкающими штангами. Он развивал мощность около 90 л. с. при 6400 об/мин. Абсолютный рекорд — хорошая реклама для фирмы. И фирма НСУ предприняла в 1956 году попытку вернуть его себе. С этой целью был использован рекордный мотоцикл 1951 года. Только теперь он назывался «Дельфин-Ш», и в конструкцию его были внесены различные улучшения. Мощность двигател я достигала 110 л. с. Попытка увенчалась успехом. На дистанции в1 милю (1609 м) тот же В. Херц достиг средней скорости 339 км/час. Заслуживают внимания и некоторые из специально подготовленных мотоциклов, не завоевавших, однако, официального признания как рекордные. В 1955 году американский гонщик Д. Аллен прошел мерную дистанцию со средней скоростью 312 км/час> а в следующем году он прибавил еще 33 км/час. Мотоцикл, изготовленный в небольшой мастерской Аляена, был сделан по несколько иной схеме. Гонщик сидел на нем не верхом, а какв гоночном автомобиле. опираясь о наклоненную назад спинку сиденья и вытянув вперед ноги. База была удлинена, а. сиденье расположено очень низко между колесами. /:Двухцилиндровый двигатель «Триумф» 650 см 1 без наддува мощностью 70 л. с. и коробка передач были установлены за спинкой сиденья. Двигатель с параллельными цилиндрами и верхними клапанами, управляемыми толкающими штангами, принадлежал к обычным конструкциям спортивного типа. Такая компоновка рекордного мотоцикла была еще раньше разработана и осуществлена немцем Г. Бауммом. Преимущество такого мотоцикла заключалось в лучшей обтекаемости. Скорость, показанная Д. Ал'леном, не [ стала рекордной, так как при заездах 1 не были соблюдены все правила определения времени. В 1959 году Д. Хантер на 100-сильном мотоцикле «Харлей-Девидсон» достиг в одном нз заездов на соленом озере••»•««•••«.•» Ы * » » Шт ••иЦм^. *•'< *м«Рекордный мотоцикл «Триумф*. скорости 361,9 км/час. Но двигатель его мотоцикла имел рабочий объем 1573 см», к тому же гонщик прошел ди> Станцию только в одном направлении, Естественно, что не было признано и это достижение. Последний абсолютный рекорд уст; новил на той же трассе осенью прошлого года В. Джонсон (США) на мотоцикле «Триумф» с рабочим объемом двигателя 667 см*. Наконец все условия были соблюдены ив двух заездах с хода на 1 км зарегистрирована скорость 361.41 км/час. По конструкции машина Джонсона напоминает мотоцикл Аллена. Она построена в небольших мастерских, причем двигатель даже не подвергался стендовым испытаниям. Предположительная мощность двухцилиндрового двигателя «Триумф» без наддува — 75—80 л. с. при 7800 об/мин. В качестве топлива была использована смесь 75 процентов метанола и 25 процентов нитрометана. Средняя часть обтекателя сделана несущей, она состоит из металлических и пластмассовых деталей. Собственный вес мотоцикла 180 кг распределяется поровну между осями колес, жестко закрепленными в передней вилке и раме (без рессорной подвески). Чтобы мотоцикл не подскакивал, в шинах поддерживалось довольно низкое для рекордной модели давление — 2,8 кг/см-. Специальные шины фирмы «Денлоп» размером 3,50X19 с шестислойным нейлоновым каркасом были предварительно испытаны на стенде при скоростях до 480 км/час. Для более надежного контакта переднего колеса с дорогой в носовой части обтекателя поместили балласт — 22 кг. Габаритные размеры мотоцикла: длина 5180 мм, ширина 508 мм. высота в средней части 864 мм. высота хвостового стабилизатора 940 мм. Колесная база 2490 мм. Таким образом, скорости хотя и медленно, но растут. И не случайно возникает вопрос: возможно ли дальнейшее увеличение рекордных скоростей мотоциклов? Думаем, что на него можно ответить утвердительно. Анализ многих рекордных заездов последнего времени показывает, что они были предприняты с довольно скромными ресурсами. И хотя максимально допустимый рабочий объем двигателя и наддув не были использованы, тем не менее заезды окончились успешно.Д реди многочисленных рекордов ско" р ости , регистрируемых ФИМ, особое место занимает так называемый абсолютный рекорд — наивысшая скорость. когда-либо достигнутая на мотоцикле. Основные условия для установления этого рекорда заключаются в том, что дистанция должна быть не менее 1 км, а рабочий объем двигателя не более 1000 смЗ. За 70 лет существования мотоциклетного спорта абсолютный рекорд перекрывался десятки раз. Повышение скорости требовало все большей мощности двигателя и улучшения ходовых качеств рекордных мотоциклов. Быстрое развитие техники обеспечивало выполнение этих требовании, но с ростом скоростей увеличивались и трудности, встававшие перед конструкторами и гонщиками. К тому же все более усложнялись условия. которым должны удовлетворять трассы для скоростных заездов. Достаточно сказать, что во всем мире есть лишь несколько естественных трасс, пригодных для рекордных заездов. Наиболее известная из них — дно высохшего соленого озера в штате Юта (США). Именно там были установлены последние абсолютные рекорды. Кстати, состояние поверхности естественных трасс резко колеблется в течение года и только непродолжительное, притом определенное время их можно использовать для заездов. Неудивительно, что в последнее время абсолютный рекорд стал довольно редким событием, тогда как 30—40 лет назад цифры в таблице высших достижений обновлялись иногда по нескольку разв год. После войны абсолютный рекорд скорости мотоцикла улучшался только четыре раза, хотя попыток, не увенчавшихся успехом, было гораздо больше. Последний довоенный рекорд 279 км/час, установленный Э. Хенне на БМВ-500, пал в 1951 году. В. Херц на рекордном мотоцикле НСУ 500 смЗ показал тогда 289,96 км/час. Мотоцикл вместе с гонщиком был полностью заключен в закрытый обтекатель; двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения с параллельно расположенными цилиндрами и двумя верхними распределительными валами работал с наддувом и развивал мощность около 105 л. с. Конструкция мотоцикла не отличалась новизной: она была разработана еще в конце тридцатых годов по дорожно-гоночному типу. Следующим обладателем рекорда стал в 1955 году Р. Райт, достигший в Новой Зеландии скорости 297,7 км/час на английском «Винсенте» 1000 смЗ с двухци»•«•—U.OHW^HВ. БЕКМАН, судья всесоюзной категории.• • •• • »• %, И * ^ "НУЖНОЕ ПОСОБИЕпортсмены-водномоторники испытывают недостаток в хороших пособиях по проектированию и конструированию судов. Появление книги Ю. А. Манжоса «Спортивные суда с подвесными моторами» * в известной мере восполняет этот пробел. Автору удалось в доступной форме рассказать о сложных вопросах гидромеханики и основных понятиях из теории глиссирования. при этом главное внимание он уделил физической сущности явлений. Ценно, что в книге даны конкретные ре» Ю. А, М анжос . Спортивные суда с подвесными моторами. Л., Судпромгиз, 1962. 198 стр. 59 коп.Скомендации по определению численных значений элементов корпусов н достаточно полно обобщен опыт отечественного я зарубежного строительства спортивных судов. Большую практическую помощь окажут читателям сведения по выбору обводов скутеров и мотолодок, а такж е сравнительное описание различных способов постройки мелких судов и характеристика строительных материалов. Много места в книге уделено устройству скутеров и мотолодок, рассказано о том, к ак разработать конструкцию. Чертежи корпусов и важнейших деталей могут служить для водномоторников практическим руководством. Таким образом. книга Ю. Манжоса содержит многонужных спортсменам и конструкторам инженерных сведений. В то же время это интересное пособие не свободно от некоторых недочетов. В книге следовало бы более детально классифицировать корпуса по обводам, отметив их преимущества и недостатки. Не лишне дать более полную техническую характеристику спортивных судов, в чем особенно заинтересованы начинающие конструкторы. Новые суда после испытания часто требуют доводки, что помогает исправить ошибки. допущенные при проектировании. Но этот вопрос не получил должного освещения в книге. К сожалению, автор рассказывает только о судах нз дерева и фанеры и ничего не пишет о постройке их из алюминиевых сплавов и пластмассы. Нет также данных о новейших скутерах, в которых гонщик располагается лежа, и о глиссерах. В книге приведен ряд материалов, не имеющих непосредственного отношения к теме, например описание конструкции краскораспылителя, плавучей дачи. Несмотря на отмеченные недостатки, книга Ю. Манжоса поможет любителям водно-моторного спорта и организациям ДОСААФ в строительстве спортивных судов. Д. КАРПОВ, член президиума Федерации водно-моторного спорта СССР, лауреат Государственной премии.29