Этот вид автомобильных соревнований завоевал в последние годы большую популярность каку нас, т аки за рубежом. Любителям спорта хорошо знакомы традиционные названия советских ралли «Прибалтика», «Невские огни», «Снежинка», «Медведь», зарубежных — «1000 озер», «Рейд Польский», «Сафари» и т. д. Известны результаты крупнейших соревнований. В нынешнем году интерес .к ралли еще больше возрос в связи с марафоном Лондон — Сидней, где успешно выступили наши «Москвичи-412». На этих страницах мы рассказываем о современных автомобилях для ралли, и прежде всего — зарубежных, с которыми наши читатели мало знакомы.Ожесточенная конкуренция на автомоб ильныхрынках , р азвернувшаяся за последнее десятилетие между ведущими автомобильными фирмами мира, з аставила их искать новые формыпривлечения покупателей, новые виды рекламы . С этой точки зрения участие в автомобильных раллипредставлялось для заводов необычайно привлекательным делом. Высокие результатыиспытаний на выносливость, к акимподвергаютсяв этих соревн ованиях легковые автомобили серийного производства, можно с успехом исп ользоватьприпродажемашин — кто не захочет приобрести автомобиль, способный побеждать на чемпионатах . Год от года менялись условия проведения ралли. Ныне почти половина дистанции приходится на специальные участки — с коростные гонки, подъем на холм и т. п. П ротяженностьнекоторыхиз них подчас достигает сотен километров. Здесь на одной надежности не выиграть, н ужнавысокая мощность двигателя, отл ичнаядинамика , м ощные тормоза, безу пречные подвески и рулевой механизм . Достаточно сказать , что в этом году дис танциязимних ралли в Швеции составл яла 2800 км и включала 45 спецучастков общей протяженностью 1600 км. П рактически «основная дорога» служила для переезда от одного скоростного участка к другому. Конечно, в такихжесткихскоростныхусловияхспециально подготовленные автомобили сфорсированными гоночными двигателями будут вне конкуренции . Все лучшие места в итоговой таблице достанутся заводскимгонщикам . Между тем, р алли — один из широкораспространен ­ н ых видов автоспорта, более доступный любителю, чем, н апример , кольцевые гонки. И поэтому, чтобы дать возможность спортсменам-любителям стартоватьвсоревнованиях на серийныхмашинах , ФИА установила твердые ограничения для автомобилей, у частвующихв ралли, требуя прежде всего, чтобы они были серийными. С 1965 года кралли Допускаются так называемые однотипные серийные автомобили трех групп. Это машины , для кот орыхв течение года зафиксированфакт изготовления серии (определенного количества) и которые предназначены для нормальной продажи. На каждую модель выдается свидетельство однотипности, н а основе чего она допускается к соревнованиям. В группу А1 серийныхмашин входят легковые автомобили, в ыпускаемыев количестве не менее 5000 штук в год. У них не должно бытькрупных переделок. Разр ешенылишь введение двух дополнит ельныхфар , з аменажиклеров карбюратора, а ккумуляторов , н екоторых приборов зажигания , п рименениешипов на шинах , у становкадополнительных конт рольных приборов инекоторые другие небольшие .изменения. Группа А2, наиболее часто фигурирую щаявпрограммахкрупных ралли, охватывает автомобили более редкие (с годовым выпуском не менее 1000 штук). Помимо измененийи добавлений, принят ых для автомобилей группы А1, здесь разрешается довести общее число фар до шести, установить стабилизатор подвески, з аменитькарбюраторы , к лапанные пружины, кулачковый вал, глушитель, п овысить степень сжатия , с нять воздушный фильтр . Можно такжеизменить форму камерысгоранияиканалов головки двигателя удалением металла, перейти надвухкруговую систему тормозов, заменить рулевое колесо и сиденья, установить усилитель тормозов. В общих чертахс этими условиями совпадают действующие у нас технические требов анияклегковым автомобилям для ралли и гонок.В группу A3 — автомобили «Большого туризма» с годовым выпуском не менее 500 штук — входят уже специальные спортивные машины , построенные для соревнований. Допустимые переделки здесь те же. что ив группе А2. Многие заводы («Форд-Англия», «Лянча», «Порше», «Рено») создают специальные автомобили (группы A3). У них в целях удешевления сохраняютсяв основном кузов, детали двигателя ишасси серийной модели, но вносятся существенные измененияв головку двигателя, коробку передач, тормоза с учетом дальнейшей форсировкииулучшенияв допускаемых техническими требованиями пределах. Такие автомобили строят неб ольшимипартиями (500 в год). Вопрос о том, к какой группе отнести автомобиль, р ешает ФИА, которая прин имает от заводов анкетыс исчерпывающей технической характеристикой на каждую модель, вплоть до размеров кол енчатого вала и числа шпилек креплен ия колес, а такжесправкиовыпускемашинв продажу. Самый главныйпоказательв ралли — общее место, к ак это принято называть , в абсолютном зачете независимо от класса и группы, хотя по ним тоже ведется зачет. Закономерно, что почти все крупнейшие ралли выигрывают наиболее мощныеи быстроходные машиныгруппы A3. Это поистине волки в овечьей шкуре. Среди них можно назвать «Порше-911С» «Форд-Кортина-Лотос», «Альпин-А110». Однако многие заводы, регулярно выс тавляющие сваи команды на междунар одные ралли, считают работу над машинами группы A3 чересчур дорогостоящим делом и концентрируют внимание на группе А2. Для этих автомобилей, близко стоящихксерийным моделям, ралли — с ложныеиспытанияв условиях, которые очень трудно, порой и невозможно созд ать искусственно. Около трех десятков ведущих автозаводов мира используют эту возможность для изучения работы агрегатовс целью совершенствования серийной продукции. Это видно, если проанализироватьконструктивные особенности двадцати моделей машин, постоянно участвующихв ответственных международных ралли. У тринадцати моделей — н езависимая подвеска всех колес, к оторая дает преимущество на жесткихкаменистых дор огах Скандинавии, Альп. Передние вед ущие колеса — у восьми машин («Ситроен-ДС20», «Остин-1800», «Остин-Мини»,р аспространение на массовых моделях, То же самое можно сказатьосистемахвпрыска топлива (три модели), применении двух горизонтальныхкарбюраторов (четыре модели). двухкамерных карбюраторах (семь моделей), выпускных коллекторах «гоночного» типа с раздельными патрубками, наконец, о «резонансных» глушителях, позволяющих повысить мощность. На ралливпервые завоевали признаниефары , в колбе которых содержатся пары иода. «Йодные фары» дают очень яркий свет и обеспечивают хорошую видимость дороги на большое расстояние, что приобретает особое значение при скоростях 170 —180 км/час. Эти фарыв то же время потребовали мощного источника тока. На сцену вышлигенераторы переменного тока, ныне применяемые на многих новых моделях массового производства. Специфика ралли требует инекоторых особых конструктивных добавлений. Так, для защитыкартеров двигателя и трансмиссии от повреждений при прыжках на каменистыхи выбитых дорогах вводятся решетчатые поддоны. Нередко, когда все возможности улучшения устойчивости машины на повороте исчерпаны , приходится пользоваться примитивным, но пол езным устройством — шайбами-расставками. Помещенные между ступицей и колесом, они на 20 — 30 мм уширяют колею. Очень популярны стали теперь у раллистов колеса, отлитые из магниевого сплава. Они вдвое легче стальных, благодаря лучшей теплопроводности на 25 процентов снижаюттемпературу тормозов, а Их более широкий обод не дает шине «подворачиваться» на поворотах. Специальные распределительные валики сширокимифазами впуска (до 240 градусов) и выпуска (до 230 градусов), головка двигателей с полированными каналамии поднятой до 10,5—10,8 степенью сжатия , «анатомические сиденья», плотно охватывающие тело водителя, «сближенные» передаточные числа коробки передач, тахометр, «спидпилот» (для вычисления средней скорости), радио-переговорное устройство, м агнитофон для записи легенды трассы — вот краткий перечень «начинки» автомобилей, с тартующихв ралли. Конечно, у становка такого оборудования стоит недешево. Цена, скажем, «Остин — Мини-Купер-С», полностью экипированногов соответствии с условиями группы А2, в полтора раза выше первоначальной. Как можно охарактеризовать выступление в международных раллиразных маТехнические характеристики наиболее распространенных «раллистских» автомобилей группы А2 Мощность, л. с * Разгон до 100 км/час, сек.*Марка и модельРабочий объем, см3Вес, кгСкорость, км/час*«Вартбург-353» (ГДР) «Шкода-1100МБ» (ЧССР) «Рено-Р8-Горднни» (Франция) «Остин-Мини-Купер-С» (Англия) «Лянча-Фульвиа-ХФ» (Италия) «Москвич-412» (СССР) 2AAB-96V4 (Швеция) «Форд-Эскорт-ТК» (Англия) «Порше-911Л» (ФРГ)992 1107 1255 1275 1298 1478 1498 1558 199145(75) 47(70) 103(135) 78(105) 101(128) 75(90) 6595) 110(140) 160(185)900 815 850 635 825 910 850 830 995118(150) 130(160) 170 157(175) 174 140(160) 143 176 223(235)27,0 22,0(13,5! 10,9 11,5(9,6) 17,6(13,0] 18,8 16,6 9,2(8,5) 8,0* Ц ифрыв скобках относятся к форсированному варианту. СААБ, «Лянча-Фульвиа», «Вартбург», ДАФ, «Трабант»). З аднемоторнаясхема — у пяти автомобилей («Порше», «Штейр», «Хиллман-имп», «Рено», «Шкода») — она создает хорошее сцепление с дорогой на скоростныхучастках , т аккак до 60 процентов веса приходится на задние колеса. Господствующее положение заняли ныне дисковые тормоза, исключительно эфф ективные на скоростных участках игорныхтрассах . Они установлены на чет ырнадцати моделях. Б арабанные тормоза сохранились преимущественно на малолитражках. Полностью раскрыли на ралли свои преимущества двигатели с кулачковым валом в головке цилиндров («Москвич-412». «Порше-911С», «Хиллман-имп»), Успехи машинстакимидвигателямив значительной мере предопределили их рок машин? Наибольший успехв минувшем году выпал на долю «Порше-9ПС». Они одержали победы в общей сложности в восьми из шестнадцати этапов чемпионатов Европы, где допускалось участие группы A3. На счету французских «Альпин-АНО» два выигрыша . Высоко оцениваются результаты автомобилей «Форд-Эскорт-ТК». Эта модель (1100 и 1300 смЗ) освоена английским филиалом «Форда» два года назад. Успешно выступают в своих классах «Вартбург-353». «Москвич-412», «Шкода-1100МБ», «Трабант-601». Они не раззанимали высокие места на ответственных международных соревнованиях. В. М АРТЮК , инженер, мастер спорта17