Приз оспаривают студентыНужен чемпионат по мотоспорту среди вузовголенью быстро меняющееся положение машины, скользящей по грязи. М о ­ тоцикл наклонен больше, чем туловище спортсмена. Это помогает уменьшить снос машины вбок. Чтобы предотвратить боковое скольжение переднего колеса, Добрый дополнительно загружает его, вынося вперед правую ногу. Конечный же приготовился сместить ее назад, как только заднее колесо начнет терять сцепление с дорогой. На повороте нога может также играть и роль противовеса. Посмотрите на фото 8 — В. Валек балансирует правой ногой, точно поддерживая боковое равновесие. Однако в конце поворота ногу убирают на подножку, как это делает Ж. Робер (фото 9). Здесь гонщик начинает выравнивать машину, смещается назад и выпрямляет руки, принимая так называемую заднюю посадку. После завершения маневра поворота предстоит разгон и надо загрузить заднее коНедаром говорят, что доброе дело быстро обретает крылья. Эти слова вспоминались во время последних мотоциклетн ых соревнований, которые проводил Киевский автомобильно-дорожный институт — КАДИ — совместно с украинской республиканской федерацией мотоспорта и областным комитетом ДОСААФ. Приз Киевского автодорожного института впервые был разыгранв 1961 году. Оспаривали его лишь команды вузов Киевской области, но затем география кросса расширилась . З аявки начали поступать из других областей и республик. в том числе и от клубных команд ДОСААФ и спортивных обществ. Организаторам кросса пришлось внести коррективы в Положение* главный приз стали разыгрывать только среди вузовских команд, а для остальных — учредили дополнительные призы . Это полностью оправдало себя. Среди участников лично-командных соревнований. которые с минувшего года посвящаются памяти дважды Героя Советского Союза космонавта В. М. Комарова, были представители вузов Москвы и Хабаровска. Красноярска и Харькова. Киева и Омска. Среди клубных команд — ростовчане из «Трудовых резервов», эстонцы из «Иыуда». киевляне из СКА, спортсмены калачинского автомотоклуба Омской области. Ненастная погода, з аставившая перейти на запасную, сплошь песчаную трассу. не снизила накала спортивной борьбы. Как ив прежние годы, главный приз завоевали хозяева трассы. Но и другие команды продемонстрировали возросшее мастерство и большую волю. На второе место вышла команда Харьковского автодорожного института. И это не случайно. Здесь хорошо работает мотоциклетная секция. Третье место досталось сибирякам — студентам Красноярского политехнического института. В вузовских мотосекциях подготовлено немало разрядников и мастеров спорта. Только в секции Киевского института за несколько лет выросло 10 мастеров спорта. Некоторые из них после окончания КАДИ работают тренерами. В Харьковском автодорожном институте мастерами спорта стали мотоциклисты В. Поваров. И. Леонидов, В. Кудрявцев. Эти примеры не единичны. Польза, которую приносят студентам, будущим офицерам запаса, з анятия мотоциклетным спортом, несомненна. Но, очевидно, еще не всюду уяснили эту истину. Многие мотосекции не получают необходимой и вполне возможной помощи от администрации институтов, профсоюзных организаций. Большинство участников соревнований сетовало на то, что в вузах очень мало спортивных' мотоциклов. Это, конечно. главный тормоз. Но мне кажется, выход из положения надо искать в том. чтобы смелее использовать (и приобретать) дорожные ИЖи и «Ковровцы». которые вполне подходят для тренировок начинающих спортсменов. Важным стимулом для дальнейшего развития мотосекций явились бы соревнования по мотоциклетному спорту среди вузов страны. Проводится первенство РСФСР, на Украине проходят соревнования на приз КАДИ, в которых, к ак уже говорилось, участвует много институтских команд. Думается, настала пора вносить студенческие мотосоревнования во всесоюзный календарь. Они заслуживают места в нем, такого же. какое занимают вузовские состязания по другим видам спорта. И как это будет хорошо. если в следующем, юбилейном году, когда возьмет старт V Спартакиада по техническим видам спорта, начнут свою жизнь и чемпионаты студентов-мотоцикЛИСТОВ** Iтягивает к себе руль. Ноги готовы смягчить толчок — сейчас произойдет «посадка» на заднее колесо. Менее значительные неровности пре ­ одолевают, как правило, в положении стойки. При этом ноги гонщика амортизируют толчки. Не фото 6 видно, как чимпион мира Ж. Ребер (№ 2) и Л. Ш ин каренко (№ 5) проходят «ледующие одна за другой впадины на прямом участке трассы. На поворотах же стойка невыгодна -— гонщик должен принимать положение посадки. Предплечья рукв этом случае находятся в горизонтальном положении. Как показывают исследования, именно в таком положении можно делать самые сильные и быстрые движения рулем. Одновременно гонщик старается сесть глубже в седло, как можно плотнее войти в контакт с машиной, чтобы тонко чувствовать ее малейшие отклонения от заданного направления и своевременно их исправлять. Туловище вертикально, колено наружной (в отношении поворота) ноги прижато к баку. Чтобы повысить площадь соприкосновения, делают даже специальные впадины в боковинах бака, точно повторяющие форму колена. Фото 7 иллюстрирует преодоление поворота на скользком грунте чехословацкими гонщиками К. Конечным ( № 59) и П. Д обрым <№ 55). Оба находятся в положении посадки, тонко контролируя внутренней стороной бедра, коленом ипесо. г. КиевЮ. ТРОФИМЕЦ, заслуженный тренер РСФСРФото А. Бахенского, С. Корнилова. Ю. Лукашука, В. Медведева, В. Фатеева.-Л. БРАТКОВСКИЙ, председатель федерации мотоспорта УССР, почетный мастер спорта СССРг. Киев2. «За рулем» М 8