НСРАСТЕТ СЕМЕЙСТВОМАЗОВГОДЫ ТРУДА1944 г. Началось строительство ского автомобильного завода. Мин1946 г. По призыву ЦК ЛКСМ Белоруссии на МАЗ пришло более тысячи молодых строителей. 1947 г. Первые МАЗ-205 — шеститонные дизельные самосвалы — сошли с конвейера завода. 1949 г. За создание большегрузных автомобилей работникам завода Б. Обухову, Г. Кокину и М. Канэ присуждена Государственная премия первой ^степени. 1950 г. Создан МАЗ-525 — двадцатипятитонный самосвал для карьерных работ. 1951 г. Дебют минских грузовиков на международной ярмарке (в Лейпциге). С тех пор МАЗы тридцать семь раз участвовали в международных выставках и ярмарках. 1956 г. Освоено производство лесовозов с обеими ведущими осями — МАЗ-501. 1957 г. Начат выпуск автомобилей высокой проходимости МАЗ-502 и карьерных самосвалов МАЗ-530 грузоподъемностью 40 тони. Развернуто производство большегрузных прицепов и полуприцепов. 1958 г. Самосвал МАЗ-530 получил «Гран-при» Брюссельской всемирной промышленной выставки. 1959 г. С Минского завода на Белорусский передано производство самосвалов МАЗ-525. 1960 г. Заводские конструкторы — автоспортсмены спроектировали и построили два спортивных автомобиля МАЗ-1500 с дисковыми тормозами и торсионной подвеской. 1965 г. Завод приступил к выпуску новых автомобилей семейства МАЗ-500, коренным образом отличающихся от прежних моделей. 1966 г. Завод полностью перешел на новые модели семейства МАЗ-500. 1966 г. За успехи в выполнении плана семилетки, создание и освоение новых конструкций грузовых автомобилей завод награжден орденом Ленина. Большая группа работников МАЗа награждена орденами и медалями Союза ССР; сталевару Д. И. Б арашкинуи шоферу К. Г. Павленковичу присвоено звание Героя Социалистического труда. 1967 г. ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР и ВЦСПС наградили коллектив Минского автозавода — победителя в социалистическом соревновании в честь 50-летия Великой Октябрьской Социалистической революции — памятным Знаменем. 1968 г": ПредседателБ-~Совета Министров СССР А. Н.- Косыгин оставил записьв Книге почетных посетителей завода: «Желаю успеха коллективу Вашего замечательного завода, т ак "нужного ДЙя народного хозяйства страны». 1969 г. Начат выпуск трехосных зовиков МАЗ-516. груДвадцать пять лет назад в Красное урочище пришли первые строители — тысяча триста партизан Белоруссии сменили боевое оружие на плотницкий топор и мастерок каменщика. Еще шла война, наши войска вели победоносное наступление, а в пригороде Минска, на только что разминированной земле рождался автозавод. В год тридцатилетия Советской власти на демонстрации трудящихся Минска в колонне автозаводцев двигались уже первые самосвалы МАЗ-205, только что сошедшие с конвейера. В то время завод еще накапливал опыт и поэтому поставил на производство модель, разработанную ярославскими конструкторами. Тесное сотрудничество с ярославским, ныне моторным, заводом продолжается и по сей день — он поставляет для минских грузовиков двигатели и коробки передач. В 1950 году конструкторский отдел МАЗа начал самостоятельные большие разработки — сверхтяжелых карьерных самосвалов двадцатипятитонных МАЗ-525. Предприятие наращивало выпуск самосвалов, расширялось. В 1951 году было налажено производство семитонных грузовиков МАЗ-200, которые прежде строились в Ярославле. В 1955 году на основе этой базовой модели завод создал грузовик-лесовоз МАЗ-501 и седельный тягач МАЗ-501 В. Семейство «двухсотых» через два года пополнилось четырехтонным грузовиком МАЗ-502 с обеими ведущими осями. К началу шестидесятых годов стало очевидным, что возможности совершенствования машин «200» исчерпаны. Конструкторское бюро завода приступило к разработке нового семейства грузовиков с кабиной над двигателем. Впоследствии оно получило индекс «500». Для того чтобы сосредоточить силы на постройке тяжелых грузовиков, изготовление карьерных самосвалов и тягачей было передано на Белорусский и Могилевский заводы. Сегодня на дорогах и стройках трудятся десятки тысяч МАЗов. Они экспортируются в 28 стран. О надежности и других эксплуатационных качествах тяжелых грузовиков и самосвалов из Минска свидетельствуют медали и дипломы, которые продукция завода получила на международных выставках и ярмарках в Лейпциге и Брюсселе, Лондоне и Мадрасе, в Стокгольме, Белграде и Дамаске. Родина высоко оценила труд автомобилестроителей. За успехи в создании новых конструкций автомобилей и освоение их прозводства, за успешное выполнение плана семилетки Минский автозавод награжден орденом Ленина. Высокая награда ко многому обязывает. В преддверии столетия со дня рождения Владимира Ильича Ленина весь коллектив Минского ордена Ленина автомобильного завода работает с особым подъемом. Осваивается новое оборудование, реконструируются цехи, растет выпуск автомобилей. В этом году автозаводцы начали прозводство еще одной модели грузовика. Это' их подарок к ленинскому юбилею. О новой машине на этих страницах рассказывают заместитель главного конструктора МАЗа А. Шаповалов и начальник сектора отдела главного конструктора И. Демидович.Новый автомобиль, который мы представляем читателям «За рулем», отличается от своих собратьев по семейству МАЗов важной конструктивной особенностью — так называемой поддерживающей, неведущей третьей осью, которую можно вывешивать — поднимать, когда в ней нет необходимости. Чем вызвано это новшество, в чем его достоинство? Третья ось вообще, как известно, позволяет лучше использовать тяговое усилие, повысить грузоподъемность автомобиля ив то же время снижает осевую нагрузку, что важно для сохранения дорог. Ведущей ее делают в тех случаях, когда от машины требуется высокая проходимость. В остальных случаях выгоднее неведущий, поддерживающий мост. Ну, а когда автомобиль какую-то часть пути идет порожним, нужда в ней отпадает, она только повышает расход топлива и износы шин и деталей подвески, а также ухудшает маневренность. Так в семействе минских грузовиков появился МАЗ-516, первый у нас автомобиль с вывешиваемой осью. По большей части узлов он унифицирован с «главой семейства» — MA3-50QA, базовой моделью. Основные отличия — удлиненные рама и грузовая платформа, иная задняя подвеска, ну, и, конечно, третья ось с гидравлическим механизмом подъема, а также дополнительный топливный бак. Кстати, эта ось взята от полуприцепа МАЗ-5232В.2