Нынешний спортивный сезон занимает особое место в жизни наших автомотоклубов. Тренировки, соревнования всех масштабов — от районных до всесоюзных проходят под знаком подготовки к юбилейной спартакиаде по военно-техническим видам спорта, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Спартакиада явится мощным стимулом для решения основных задач, стоящих перед советским спортом, — подъем массовости и мастерства. Тысячи юношей придут в клубы и секции, чтобы овладеть в совершенстве автомобилем и мотоциклом. Помочь им в этом — общий долг тренеров, руководителей клубов, спортивной общественности. С этого номера мы начинаем печатать материалы под рубрикой «Спартакиаде навстречу». Они адресуются прежде всего молодым авто- и мотоспортсменам. Здесь будут советы по вождению машины, информация о новинках советской спортивной техники, рекомендации относительно подготовки ее к стартам, рассказы о том, как организовать простейшие состязания на собственных автомобилях и мотоциклах. Журнал примет участие ив обсуждении проблем массового спорта. На этих страницах мы предлагаем такие материалы. Первый из них предназначен для кроссменов. Редакция получает немало снимков с мотокроссов. Среди них есть и характерные кадры и нетипичные. Отобрав из сотен фотографий несколько, на наш взгляд, наиболее поучительных, мы обратились к заслуженному тренеру РСФСР Ю. И. Трофимцу, воспитавшему много хороших кроссменов, с просьбой прокомментировать их. Юрий Игнатьевич недавно закончил работу над книгой, посвященной технике езды и тренировке мотокроссмена. Она готовится к печати издательством ДОСААФ. А пока мы публикуем некоторые из рассматриваемых • ней положений в виде кратких пояснений к редакционным снимкам.достаточной разницы высоты руля и подножек. Когда кроссмен на большой скорости преодолевает неровности, он совершает прыжки, во время которых колеса машины отрываются от земли. Чтобы избежать нежелательного приземленияКРОССОВЫЕ •9 ПРЕМУДРОСТИ"На кроссовой трассе спортсмен управляет машиной либо в положении стойки либо в положении посадки. В первом «лучае он стоит на подножках, голень ноги вертикальна, угол между бедром и туловищем равен 100—105 градусам, руки слетка согнуты в локтях. Во втором — сидит на подушке, туловище вертикально, ноги слегка прижаты к баку, руки согнуты в локтях под углом 90 градусов, а их предплечья горизонтальны. Положение посадки гонщик принимает преимущественно на поворотах, когда нужна значительная площадь соприкосновения с мотоциклом, чтобы лучше его «чувствовать» В положении стойки легче балансировать, удобнее нужным образом загружать колеса и быстро менять эту загрузку, На фото 1 представлено правильное положение стойки (мастер спорта Ю. Романов), а на фото 2 — преодоление крутого поворота в положении посадки (экс-чемпион мира Т. Халльман) на довольно твердой и сухой трассе. Для полного использования преимущества обоих положений надо, чтобы разница в высоте рукояток руля и подушки сиденья составляла 225—270 мм (в зависимости от роста спортсмена), Ширина .руля — 850 мм. На фото 3 вы видите гонщика, который вынужден принять неправильное положение из-за не-передним колесом, гонщик в момент отрыва заднего колеса от .грунта делает так назьшаемую оттяжку. Физический смысл этого приема заключается в том, что, смещая тело назад, спортсмен максимально относит свой центр тяжести от центра тяжести мотоцикла. Таким образом, в момент прыжка гонщик и машина представляют собой физическое тело со значительным моментом инерции, которое трудно заставить изменить первоначальное положение. А это положение, выгодное для последующего приземления, спортсмен успел придатьмотоциклу в последний момент перед оттяжкой. Приземление должно происходить так, чтобы заднее колесо коснулось грунта несколько раньше переднего. Запаздывание с выполнением приема затруднит условия приземления, а излишняя поспешность приведет в конце прыжка к чрезмерно резкому удару задним колесом о грунт с повышенной нагрузкой на подвеску и неприятными ощущениями для гонщика. Поскольку преодоление бугров и впадин, выступов и уступов входит в любой мотокросс, совершенное владение приемом оттяжки имеет большое значение для поддержания высокой средней скорости. Одна из частых ошибок в выполнении оттяжки — неполное смещение туловища назад при сильно согнутых ногах. Хорошее же выполнение приема демонстрирует мастер спорта Л . Шинкаренко (фото 4). Руки предельно выпрямлены, туловище сильно смещено назад до уровня задней дуги рамы. Момент перед приземлением после прыжка представлен на фото 5. Здесь мастер спорта А. Дежинов начинает выпрямляться из положения оттяжки, под-