ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАМЫ ВСЕV4ACTHI/IKH ДВИЖЕНИЯМассовая автомобилизация все ощутимее сказывается на жизни наших городов. Быстро растет интенсивность движения ив Макеевке. Если в 1973 году в городе насчитывалось 6317 легковых автомобилей личного пользования, то сегодня их количество перевалило за 10 тысяч, а вообще по городу ежедневно проходит свыше 35 тысяч грузовых и легковых машин и около 20 тысяч мотоциклов. Этот транспортный парк, конечно, имеет большое значение для успешного решения народнохозяйственных задач и удовлетворения культурно-бытовых нужд населения. Но, увы, есть здесь и теневая сторона. Речь идет о дорожно-транспортных происшествиях. За последние восемь лет их среднегодовое число возросло в 3,5 раза, количество раненых увеличилось в четыре раза, а погибших — на 58 процентов. Многое здесь, разумеется, зависит от водителей. Многое, но не все. При нынешней насыщенности транспорта безопасность движения зиждется не только на умении водителей, но и на высокой культуре поведения пешеходов. А они-то порой не торопятся перестроиться применительно к новым условиям, новому ритму уличного движения. Скажем, в нашем городе все наиболее оживленные перекрестки оборудованы пешеходными переходами, в том числе и подземными. Казалось бы, чего уж проще: спустись на несколько ступенек — и абсолютная безопасность обеспечена. Однако, как и несколько лет назад, многие люди привычно выходят на проезжую часть и пересекают ее в любых направлениях, игнорируя всякие правила и законы дорог и лавируя среди мчащихся машин. А опасность таких действий возросла многократно. Тихие времена на дорогах давно прошли, и если раньше порой легкомыслие или беспечность оставались без последствий, то сегодня для пешехода они просто гибельны. К сожалению, нередко над этим не задумываются ни стар ни млад. Рабочий шахты «Пролетарская» Г. Бабченко неосторожно вышел на проезжую 14 часть из-за стоящего автомобиля и был убит движущейся мимо машиной. При подобных обстоятельствах погибла школьница Галя Беседина. Этих скорбных примеров можно вспомнить сколько угодно. Не будет преувеличением, если мы скажем, что первостепенное значение в борьбе за безопасность движения приобретает воспитание пешеходов, обучение их не таким уж сложным законам дорог. Только планомерная работа с горожанами всех возрастов, от игр в детских садах, занятий в школах до лекций и бесед на предприятиях, в учреждениях, жилищных конторах дает надежды на успех в профилактике дорожных происшествий. Такая работа все шире развертывается в Макеевке, и партийные органы придают ей весьма серьезное значение. Активное участие в ней принимают работники Госавтоинспекции и ее общественный актив, печать, радио и телевидение. И положительные сдвиги, как говорят, налицо. Сошлюсь на пример. Тут кстати назвать среднюю школу № 22, расположенную в центре города, где движение наиболее интенсивно. Эта «география» школы заставила организовать в ней регулярные занятия по Правилам дорожного движения в первую очередь. Причем по пройденному материалу в классных журналах выставляются отметки. Результат нагляден: вот уже несколько лет ни один ученик школы не оказался причастным к дорожному происшествию. А вот в школе № 1, где училась погибшая под колесами автомобиля Галя Беседина, все сводилось до поры к абстрактным призывам быть на улице осторожным, не нарушать правил и т. д. А оказалось, что многие ученики, в сущности, этих правил и не знали. Теперь, конечно, и тут воспитательная работа поставлена на более серьезную основу. На металлургическом заводе имени С. М. Кирова много тысяч рабочих, но в списках нарушителей правил движения металлурги — чрезвычайная редкость. Это тоже результат умело налаженной пропагандыдорожных законов, регулярных занятий по правилам движения. Работники макеевской Госавтоинспекции теперь частые гости в школах и на предприятиях города. Они разъясняют основы правил движения, разбирают конкретные примеры и показывают, к чему приводят нарушения. Многое делают по пропаганде правил движения городская газета «Макеевский рабочий» и 16 многотиражных газет шахт и заводов. Весьма действенным зарекомендовал себя такой принцип: каждый нарушитель дорожных законов держит ответ перед своими товарищами по работе. Вся эта сложная и многообразная в лучшем смысле слова кампания по воспитанию пешеходов разворачивается все шире, набирает силу и, безусловно, приведет к снижению дорожных происшествий. Не на высоте часто оказываются и водители, особенно владельцы личного транспорта. Это, как правило, наименее квалифицированные и организованные участники движения. У значительной части их вся водительская подготовка ограничивается минимальным знанием правил и приемов езды, необходимым лишь для сдачи экзамена в ГАИ. А затем они начинают набираться опыта и учатся на собственных ошибках. Надо ли говорить, к каким последствиям это приводит. К тому же многие владельцы личного транспорта после зимних «каникул» утрачивают навыки управления машиной, растеряв и без того скромный водительский опыт. Проблема эта типична для любого района страны и ждет своего единого решения. В связи с этим заслуживают, на наш взгляд, поддержки и одобрения высказанные в печати предложения о введении обязательного обучения водителей-любителей на курсах, о повышении роли в их воспитании организаций добровольных обществ автомотолюбителей. В этом отношении мы возлагаем надежды и на нашу городскую организацию общества, и, конечно, на автошколы и спорттехклубы ДОСААФ , в течение многих лет занимающиеся подготовкой автомобилистов и мотоциклистов. А теперь о водителях-профессионалах, которые составляют большинство на улицах города. Здесь существует давно известная закономерность: чем крупнее автопредприятие, тем лучше там возможности для действенного контроля за работой водителей, тем выше уровень воспитательной работы, тем надежнее техническая исправность автомобилей. Удельное количество нарушителей го ­ раздо выше в мелких, раздробленных автохозяйствах, где водители предоставлены сами себе, где нет условий для хорошего технического обслуживания машин. Весьма показателен в этом свете опыт макеевского автообъединения № 04670. Оно было создано в начале нынешнего года на базе трех родственных предприятий грузового транспорта. Объединение насчитывает тысячу автомобилей и 1220 водителей. 640 из них — шоферы первого класса и лишь 280 — третьего. Здесь широко практикуется наставничество. Служба безопасности движения в объединении укомплектована высококвалифицированными работниками, имеются патрульные и агитационные машины. Медицинская служба регулярно проводит предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей. На всех предприятиях объединения