действуют контрольно-технические пункты, оснащенные современным оборудованием и приборами, есть два поста диагностики, скоро вступит в строй и третий. В объединении активно работает добровольная народная дружина, насчитывающая 290 человек. Автодружинники в тесном контакте с Госавтоинспекцией несут патрульную службу на закрепленных за ними участках и добились того, что дорожных происшествий здесь практически не бывает. Надо отметить, что объединение было создано из благополучных в отношении транспортной дисциплины предприятий. И все-таки эффект от укрупнения нагляден. Вот пример. За вторую половину 1974 года в результате предрейсовых медицинских осмотров на предприятиях объединения было отстранено от работы 60 человек с остаточными явлениями алкогольного орьянения. В нынешнем году это число сократилось в пять раз. Повысился коэффициент технической готовности парка, резко пошли на убыль случаи нарушения правил движения. Активно и успешно ведется профилактическая работа по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и на других крупных автопредприятиях города. В первую очередь это относится к АТП № 04683, круглосуточно обслуживающему все торговые организации Макеевки. Здесь хорошо работает комиссия общественного контроля за безопасностью движения, за техническим состоянием транспортных средств. Она разбирает каждое нарушение правил, допущенное водителями предприятия, наиболее характерные выносит на обсуждение сменных собраний и приглашает для подробного их анализа работников ГАИ. Большую общественную работу проводят автодружинники предприятия. В результате всех этих мер в нынешнем году никто из водителей АТП не был причастен к дорожным происшествиям, а в нетрезвом состоянии за рулем ни один не был замечен в течение четырех последних лет. Тем не менее с пьяницами еще предстоит решительная борьба. Пока виновником каждой третьей аварии оказывается нетрезвый водитель. Их наказывают, лишают «прав», привлекают к уголовной ответственности, но обстановка бесконтрольности в некоторых автохозяйствах, неорганизованность владельцев личного транспорта серьезно мешают профилактике дорожных происшествий. Быстро возрастающая Интенсивность движения делает все более важной, насущно необходимой широко развернутую, разнообразную работу по профилактике происшествий на улицах и дорогах, выявлению и устранению их причин. Серьезность этой задачи понимает общественность Макеевки. Всем нам близки слова Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева о том, что следующая наша пятилетка должна стать пятилеткой высокого качества работы. Для автомобилистов это означает отличный, высокопроизводительный труд без аварий и происшествий. В. ФИЛОНОВ, заведующий отделом пропаганды и агитации горкома Компартии Украины Донецкая область, г. МакеевкаСзаконом «наВы:Задачи по основам законодательстваВ непогожий декабрьский день шла в Ленинград «Колхида» с прицепом-рефрижератором. Уже несколько раз принимался валить крупными хлопьями мокрый снег, превращаясь на асфальте в жидкую кашицу. Машины по скользкой дороге двигались не торопясь, и это раздражало водителя «Колхиды» Воронкова, стремившегося поскорее доставить груз и отправиться домой на отдых после утомительного рейса. На последних тридцати километрах пути Воронков нагнал еле тащившийся МАЗ. Впереди дорога плавно изгибалась вправо, встречных машин на ней не было видно. Воронков приблизился к осевой, чтобы еще раз убедиться в отсутствии помех для обгона, но тут снова повалил снег, и даль затянуло белесой пеленой. Однако Воронков уже настроился на обгон и отступать не хотел. Он прибавил «газу», вышел на полосу встречного движения и на закруглении начал обходить медлительный самосвал. Машины поровнялись кабинами, затем «Колхида» выдвинулась вперед, и в этот момент ее водитель увидел в снежной круговерти идущий навстречу ЗИЛ с молочной цистерной. Свернуть вправо Воронков уже не мог: мешал прицеп, остававшийся еще рядом с самосвалом. Тогда он нажал на тормоз, пытаясь остановить машину и надеясь, что ьодитель молоковоза предпримет все возможное, чтобы избежать столкновения. Но тот тоже лишь в последний момент заметил выскочившую из-за МАЗа «Колхиду», и времени у него оставалось считанные секунды. Он тоже начал тормозить и подался к правой обочине. Однако предотвратить столкновение не удалось. К счастью, обе машины успели значительно снизить скорость и последствия аварии оказались не столь уж тяжкими. От удара пришла в негодность пустая молочная цистерна. Впоследствии специалисты этот ущерб оценили в 470 рублей. У «Колхиды» оназались помятыми крыло, часть кузова, были выбиты стекла, получила повреждения холодильная установка. Оба водителя отделались ушибами. Следствие, как и надо было ожидать, установило, что авария произошла из-за грубого нарушения Воронцовым Правил дорожного движения. Попробуйте ответить, какую ответственность должен понести водитель Воронков. Имеется ли в его действиях состав преступления? Если да, то какой частью, какой статьи уголовного кодекса оно предусмотрено? Какое наказание в этом случае предусмотрено законом? Ответы — в следующем номереОтветы на задачу, помещенную в № 7Управление транспортом в нетрезвом состоянии — одна из главных причин автодорожных происшествий. Поэтому в последние годы за такое правонарушение установлена более строгая ответственность. В частности, она предусмотрена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» (подобные указы приняты ив других союзных республиках). Пункт 13 этого Указа устанавливает, что водители автомототранспорта, городского электротранспорта, тракторов или иных самоходных машин за управление ими в состоянии опьянения подвергаются штрафу в размере от 10 до 30 руб. и лишаются права на управление транспортом на срок до 2 лет. Если же водитель в течение 5 лет по истечении срока лишения прав вновь допустит такое же нарушение правил, то это влечет уже штраф от 10 до 50 руб. с лишением прав на управление транспортными средствами на срок от 2 до 5 лет. Эти меры административного воздействия применяются к лицам, имеющим водительские права. В отношении водителей, лишенных прав на управление транспортом, а также лиц, не имеющих их вообще, закон предусматривает еще более строгую ответственность. Так, за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии лицо, ранее лишенное водительских прав, наказывается лишением свободы на срок до 1 года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до 100 руб., налагаемым судом, с лишением права управлять транспортными средствами на срок до 5 лет (ч. 1 статьи 211" УК РСФСР). Это же правонарушение, совершенное впервые лицами, которые вообще не имели водительских прав, влечет штраф до 50 руб. в административном порядке. Он налагается службой Госавтоинспекции или отделом внутренних дел исполкома местного Совета депутатов трудящихся. В примере с Петровым так и произошло. За первый случай управления мотоциклом в нетрезвом состоянии без водительских прав Госавтоинспекция оформила материал для привлечения нарушителя к административной ответственности — штрафу. Не дождавшись окончательного решения, Петров вторично совершил такое же правонарушение. Закон в этих случаях предусматривает уже уголовную ответственность. Часть вторая статьи 211 1 Уголовного кодекса РСФСР устанавливает, что за такие действия виновные наказываются лишением свободы на срок до 1 года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до 100 руб. То обстоятельство, что Петров фактически .еще не был подвергнут административному взысканию за первое правонарушение, не имеет значения, так как закон не предусматривает этого условия для применения меры уголовного воздействия в случае повторного правонарушения. А вот для привлечения к уголовной ответственности водителя такое условие обязательно. Поэтому, если бы Петров имел водительские права и за первое описанное нарушение еще не был привлечен к административной ответственности, в данном случае — штрафу, то за повторное правонарушение он подлежал бы не уголовной ответственности, а только административной. Такая же ответственность за управление транспорными средствами в нетрезвом состоянии предусмотрена законодательством и других союзных республик. Некоторые особенности здесь сводятся к следующему. В Белоруссии, например, штрафом от 10 до 30 рублей и лишением водительских прав наказывается не только управление транспортным средством в нетрезвом состоянии (впервые), но и уклонение или отказ водителя от медицинского освидетельствования, а, скажем, в Киргизской, Армянской и Эстонской ССР законодательством определен минимальный срок лишения водительсних прав за первый случай управления транспортным средством в нетрезвом состоянии: в Киргизии — 6 месяцев, в Армении и Эстонии — 1 год. Отметим в заключение, что в случае добросовестного отношения к труду и примерного поведения лица, лишенного в административном порядке прав на управление транспортными средствами, органы, принявшие такое решение, по истечении не менее половины установленного срока по ходатайству предприятий или общественных организаций могут сократить на все оставшееся время этот срок лишения водительских прав.15