/ рически короткий срок». А в цифрах — удвоить ее нынешний потенциал. И это в стране, которая потеряла за войну 22% населения и 38% национального богатства.\«Какой нам нужен автомобиль!»В редакции «Мотора» шел разговор о том, какой полякам нужен автомобиль, какой предпочтительнее, и сейчас Томаш Собецкий на ходу продолжает развивать свою концепцию. Она сводится вкратце к тому, что на многочисленные предпочтения должна работать целая «лестница автомобилей». И все-таки, к ак считает главный редактор «Мотора» Леон Реевский, маленький ФИАТ-126П стал в Польше самым популярным среди легковых, потому что он доступнее, дешевле, эко•номичнее. Автомобилестроители и журт тлисты продолжают изучать рынок, прогнозируя спрос на завтра, когда автомобилей будет больше. А пока — разномарочный поток машин на автостраде наполовину разбавлен «сто двадцать шестыми». Вот он осторожно движется впереди нас, маленький, красный — самого распространенного цвета — «Польский ФИАТ». На заднем стекле у него оригинальная эмблема — зеленый кленовый листик. Такие листики я уже видела в Варшаве. Что они означают? Томаш Собецкий рассказывает мне, что журнал «Мотор» несколько лет назад опубликовал предложение метить этим знаком автомобили начинающих, «зел еных » водителей. ГАИ охотно поддержала журнал, но поначалу зеленый листик прививался трудно: многие начинающие от него отказывались. Со временем выяснилось, что безопасность дороже апломба, и сегодня не уверенный в себе водитель часто сам просит наклеить на машину зеленый лист, хотя она прошла уже не одну тысячу километров: со знаком спокойнее. Идея «Мотора» привилась,. стала настолько привычной, что уже все забыли, кто придумал этот охранительный листик, но очень многим он, наверное, спас жизнь или, по крайней мере, машину. Таких начинаний немало на счету журнала. Его сотрудники активно участвуют в автомобилизации. «Мотор» постоянно выступает с материалами, вызывающими раздумья, со своими предложениями и анализом. Статьи главного редактора Леона Реевского, Томаша Собецкого, Станислава Шелиховского, Богуслава Коперского, Эльжбеты Геншорковой, Ежи Помяновского хорошо известны не только польским читателям. Читая тот же «Мотор», убеждаешься, кстати, в том, что у наших братских стран много общих автомобильных проблем — запасные части, сервис, дороги, сама потребность в автомобилях и, конечно, забота о том, чтобы автомобилизация шла обществу только на пользу. Решению этих, к аки других, задач служит социалистическое содружество стран. И приятно сознавать, что в большом деле строительства новой Польши, современной «автомобильной» страны, есть заслуга и двенадцати журналистов с улицы Панкевича — наших коллег из журнала «Мотор». Н. СЕМИНА, спецкор «За рулем» Варшава — Москва 36АВТОГОНКИСмена составов в гоночных командах, выступающих на чемпионате мира по формуле I, как всегда, прошла в самом конце года. Уже 9 января стартовал первый из семнадцати этапов, и надо было срочно (сразу после , Большого приза Японии 1976 года) заключать со спортсменами новые контракты. Гонки, тем более на машинах формулы I, дело дорогое. Кен Тиррел, щеф команды «Тиррел Рейсинг», заручился на 1977 год финансовой поддержкой американского «Ферст нэшенел сити банк». Деньги заокеанского банка помогут конструктору шестиколесных «тиррелов» Д. Гарднеру продолжить начатые исследования, для которых, в частности, недавно приобретена ЭВМ. Вслед за Гарднером построил шестиколесную машину формулы I Р. Херд, главный конструктор команды «Марч». Правда, она имеет четыре колеса не спереди, а сзади, и колесная формула, следовательно, не 6X2, как у «Тиррела», а 6x4. Канадский миллионер Уолтер Вольф организовал собственную гоночную «конюшню». Приглашенный им бывший главный конструктор команды «Пенске» Г. Постлтуэйт очень оперативно построил «Вольф-BPl», который, по мнению не жалеющего средств мецената, должен бросить вызов «Феррари» и «Мак-Ларену». Колин Чэмпен. владелец и главный конструктор завода «Лотос», опираясь на дотацию богатой табачной фирмы «Джон Плейер», подготовил к сезону 1977 года новинку — модель «78» необычных пропорций. Между сиденьем гонщика и расположенным сзади двигателем размещен топливный бак длиной около 0,3 м. Между кромками кузова и землей у «Лотоса-78» находится «юбка» из эластичного пластика, препятствующая протеканию воздуха под машиной. Итак, команды вступили в новый чемпионат ис новыми автомобилями ив новых составах. Кто и на чем выступает? «АТС-пенске»: Р. Штоммелен (ФРГ); • БРМ-стэнли»: Л. Перкинс (Австралия) и Ф. Миго (Франция); «Брэбхэм-альфаромео»: Д. Уотсон (Англия), К. Паче (Бразилия); «Вольф»: И. Шехтер (ЮАР) и Г. Штук (Австрия); «Копершунар»: Э. Фиттипальди и И. Гоффман (оба — Бразилия); «Лижье-МАТРА»: Ж. Лаффит (Франция); «Лотос»: М. Андретти (США) и Г. Нильссон (Швеция); «Мак-Парен»: Д. Хант (Англия) и И. Масс (ФРГ); «Марч»: A. Рибейро (Бразилия), Я. Шехтер (ЮАР) и М. Фламмини (Италия); «Сертисс»: B. Брамбилла (Италия) и П. Нев (Франция); «Тиррел»: Р. Петерссон (Швеция) и П. Депэлле (Франция); «Феррари»: Н. Лауда (Австрия) и К. Рейтеманн (Аргентина); «Хескет»: Г. Эртль (ФРГ) и Р. Кийгэн (Англия); «Шэдоу»: Т. Прайс (Англия) и Р. Дзооцзи (Италия); «Энсайн»: К. Регаццони (Швейцария). Чемпионат миоа стартовал в январе, а последний его этап пройдет 9 октябрячерез 10 месяцев. Приводим результаты первых двух этапов. I этап (Бразилия): 1. И. Шехтер, «Вольф-BPl»; 2. Паче, «Врэбхэм-альфаБТ-35»; 3. Рейтеманн, «Феррари-312-Т2»; 4. Фиттипальди, «Копершукар-ФД-04»; 5. Андретти, «Лотос-78»; 6. Регаццони, «Энсайн-177». II этап (Аргентина): 1. Рейтеманн- 2. Хант. «Мак-Ларен-М23»; 3. Лауда. «Феррари-312-Т2»; 4. Фиттипальди: 5. Нильссон, «Лотос-78»; 6. Дзордзи, «Шэдоу-ДН7». Сумма очков после двух этапов: Рейтеманн — 13, Шехтер — 9, Хант, Фиттипальди и Паче — по 6, Лауда — 4.Последняя была посвящена главным образом итогам мирового первенства в формуле Iи имела особое значение, учитывая остроту возникших разногласий между ассоциацией конструкторов этой формулы и новой ассоциацией, объединяющей восемь основных организаторов «Гран при». Сезон 1976 года оказался гораздо более ожесточенным, чем предыдущий: было подано слишком много различных протестов и апелляций, которые сказались на атмосфере чемпионата. Машины некоторых марок не отвечали полностью действующим требованиям, однако технические комиссары, пасуя перед изготовителями ив угоду интересам организаторов соревновании, закрывали на это глаза. Заводы сами потребовали от технической подкомиссии направить своих представителей на первый европейский этап чемпионата мира в Мадриде и провести тщательный контроль. Это требование совпало с введением нового положения об элеронах, воздухозаборниках и дугах безопасности. Их просьба была удовлетворена, но после окончания гонки обнаружилось, что «Мак-Ларен» победителя Д. Ханта превышал допустимые габариты на 1,8 мм. Спортивные комиссары дисквалифицировали гонщика и автомобиль, но по решению апелляционного трибунала ФИА наказание было заменено крупным денежным штрафом. Именно этот последний шаг до предела накалил обстановку: пошли в ход недостойные приемы, кульминацией которых была постановка машин «Мак-Ларен» на самую последнюю линию старта в розыгрыше Большого приза Италии, поскольку, как стало известно, горючее, использованное в них на второй тренировке, не соответствовало международным правилам. Одна из причин подобных конфликтов — расплывчатость, нелогичность положения о чемпионате. А их появление — лишнее доказательство того, что ради победы применяются любые средства, и в такой обстановке ни одна из фирм не хочет быть ягненком в стае волков. В 1976 году, в третий раз с тех пор, как существует это первенство, звание чемпиона мира досталось гонщику, не принадлежащему марке, выигравшей Кубок заводов. Преимущество «Феррари», за исключением нескольких соревнований в конце сезона, когда потерпел аварию Н. Лауда, было подавляющим.РАЛЛИПервый из девяти этапов чемпионата мира 1977 года среди марок по давней традиции финишировал в Монте-Карло. Общая дистанция составила 5064 км. Из 198 участников лучшим был итальянский экипаж С. Мунари — Ч. Майга на машине «Лянча-стратос». На втором месте французы: известный раллист Ж. Андрюэ и спортсменка, выступающая под псевдонимом «Биш» (лань) на «ФИАТ-131абарт».КРОССЕжегодно на полуострове Калифорния (Мексика) проходит гигантский кросс протяженностью 1600 км. Эти соревнования называются «Ваха-1000». В них принимает участие по несколько сот (в 1976 году их было 600) автомобилистов и мотоциклистов. Трасса идет по каменистой пустынной местности, поросшей кактусами. Она выбрана так, что на пути встречаются лишь очень короткие участки асфальтированных дорог, а значительная часть пролегает по наезженным колеям или тропам. Мотоциклисты разбивают маршрут на две-три части и сменяются на пунктах заправки и ремонта. Так же поступают и автомобилисты, выступающие на одноместных кроссовых гоночных машинах, напоминающих багги. В двухместных автомобилях (джипах, пикапах, легковых), как правило, находятся два спортсмена, которые посменно сидят за рулем. Соеди мотоциклистов в кроссе «Ваха1000» 1976 года победил американский экипаж Л. Росслер — М. Мэйз на «Хускварне» с 400-кубовым 40-сильным двигателем и шестиступенчатой коробкой передач. Они прошли дистанцию со средней скоростью 140 км/час. На автомобилях первенствовал И. Стюарт (США), который 12 с лишним часов провел один за рулем своего одноместного «Ченоут-багги», показав среднюю скорость 131 км/час.* **Вручение наград ФИА победителям чемпионатов мира по автомобильным гонкам дает традиционную возможность президенту Международной спортивной комиссии провести пресс-конференцию.