Страничка мотоциклистаТормоза. При интенсивном торможе ­ нии с большой скорости машина сохраняет прямолинейное направление иI останавливается достаточно быстро ив то же время плавно, не заставляя пассажиров низко кланяться. В этом, думается, большая заслуга передних дисковых тормозов. Впервые появившись на тольяттинских малолитражках, они уже давно и прочно завоевали признание автолюб ителей . Их преимущества перед барабанными—стабильность работы, хорошее ] охлаждение и другие качества — как нельзя лучше отвечают тем условиям, для которых предназначен ВАЗ—2121. Конструкция же самих его тормозов, в I отличие от стоящих на обычных «жигу-Возвращение «Чезета»Марка 43хорошоизвестнау нас по кроссовым мотоциклам, поступающим вспортивные клубы, и, конечно, по тем маш инам , н акоторых ведущие мотоспортсм еныстранызавоевывалипризовые места на чемпионатах мира. Однако старыемотоциклисты помнят идорожные 43 классов 175 и 250 смЗ, п оступившиев СССР в небольшом количестве лет пятн адцать тому назад . Прошлой осенью возобновились поставки дорожных мотоциклов этого известного завода (см. «За рулем», 1976, № 12), и редакция получила возможность испыт ать новую модель 43-472 класса 350 см 3 . Мотор нового 43 почти не отличается от хорошо уже известного двигателя ЯВЫ-634; р азницалишьв небольшом изм енении заднего крепленияк раме (у 43 оно уже), н аличиимеханизма полуавтоматического выключения сцепления и указателя нейтрали в коробке передач. И хотя наступившая вскоре зима прервал аиспытание , с 43-472 мы успели познак омиться достаточно подробно. Общее впечатление таково: это довольно хорошийдорожный мотоцикл, простой, н адежный и, вместе с тем, вполне элегантный , если это слово вообще применимо к мотоциклам-«работягам», предн азначенным для ежедневных поездок, а не для воскресных прогулок. 43-472 рассчитан на эксплуатацию только в качестве «одиночки», то есть без бокового прицепа. Именно поэтому он значительно облегчен всравнениис ЯВОИ-634. В ыигрышв 11 кг достигнут в основном применением легкой рамы , имеющей, однако, ж есткость , вполне достаточную приэксплуатации без коляски . Кроме того, на мотоцикле установлена более короткая (но, к сожалению , и более короткоходная) п ередняя вилка с внутренними пружинамии верхней траверсой из алюминиевого сплава, более легкаяпередняя шина, бензобак емкостью 13 л без декоративныххромированных накладок, н ебольшаяаккумуляторнаябатарея (8 А-ч). М аксимально облегчены все рычаги, подставка, п одножки водителя ипассажира , к ронштейны руля и другие детали. Двухцилиндровый двигатель нового 43 рабочим объемом 343 см 3сглушителямишумавпускаивыпускаразвивает мощность до 23 л. с. при частоте вращения коленчатого вала 5250 об/мин, а макси-' м альныйкрутящий момент (3,2 кгм) достигается уже при 4500 об/мин. Столь благоприятныепараметрыв сочетании с удачно подобранной коробкой передач обеспечивают мотоциклу отличную для его умеренноймощности приемистость. З аметим , что 43-472 — машина малошумная , удовлетворяющая по этой части самымжесткимтребованиям . Даже при опробовании приемистости (полный газ на повышенных оборотах) шум не выходит за допустимую норму. Интересно выполнен вход воздуха в очиститель. Снизу седла, в передней части его основаниясделаны две пары отверстий, одна из которых при закрытии седла плотно смыкаетсяс резиновыми впускнымипатрубками воздухоочистителя. Таким образом, воздух попадает сначала в полость под седлом, с овершает «петлю», гася при этом шум впуска, и только потом фильтруется (на мотоцикл ах ЯВА-634 и 43-472 очень эффективные глушители выпуска , поэтому на высоких оборотах шум создается преимущественно системой впуска, которой и уделено особое внимание). Хотим предупредить владельцев 43о необходимости плотно иаккуратнозакрывать седло, и наче мотоцикл будет слишкомшумнымик тому жепоявитсяопасность обеднения смеси. Кроме того, под седлом не стоит возитьтряпки : они могут подсосаться к воздухозаЗорным каналам. В связисдействующимунас огранич ением скорости мотоциклов (70 км/час), видимо, следует сказатьнесколько слов относительно обкатки . Как теперь ее выполнять? Ведь даже напервых километр ахдопускаетсядвижение со скоростью до 75—80 км/час на четвертой передаче . З начит ли это, что нынеобкатка двигателя стала совсем не нужна? Очевидно, нет, хотя требованияк двигателю можнонесколькоизменить . Если раньше его приходилось медленно, п ланомерно «приучать» к работе навысоких оборотах (в известноймере ценой излишнего увеличения зазоров, п овышения шумности), то теперьв этом нет необходимости. 4еловек, у меющий владеть собой, получает возможностьразумной ездой значитель ­ но продлить срокслужбы двигателя. Обк атка , т аким образом, сводится к тому, что на первыхтысячахкилометров его надлежит обильно смазывать (как указ анов инструкции) и предохранять от перегрузок. Поскольку Эольшие скоростинас сегодня мало интересуют (из-за ограниченного количестваскоростных магистралей), о сновнымидостоинствами мотоцикл астановятсядругиекачества : приемистость, п риспособляемостькизменениюнагрузки , бесшумность, низкий расход топлива и т. п. Ведь каждый мотоциклист согласится ездитьнатакоймаши ­ не, к оторая (благодаря приспособляемости) почти не требовала бы переключения передач, иначе на любой мало-мальски сложной дороге ездапревратитсявутомительную работу. В этом смысле сравнительномалофорсированные двухц илиндровые двигатели ЯВА-350 вполне удовлетворяют наших мотоциклистов даж е на труднейших горных трассах . Нын ешние двигатели — это дальнейшее развитие все той же , о правдавшей себя конс трукции . Особое значение это качествоприобретает сейчас, при введенных огран ичениях скорости, с водящих на нет преимущества высокооборотных форсиров анных двигателей. П родолжая лучшие традиции ЯВЫ-350, новый 43 стал еще менее чувствителен кподъемам или встречному ветру. Н есколько слов остукахв двигателе — этой «наболевшей» теме владельцев ЯВЫ-634, а теперь — 43-472. Новый мотор кое-чем существенноотличается от предшественника — модели 360/00. Более высокойстепеньюсжатия , увеличенной жесткостьюи массой поршней, игольчатыми подшипниками в верхних головках шатунов , в озросшейплощадью ребер на цилиндрахи их головках, более тонким литьемкартераи его крышек. Источников механическихшумов стало больше, и они из-за применениявысокоэффективных глушителей слышн ы отчетливей. Порой даже опытные мотоциклисты ошибочно принимаютих за признакнеисправности . Вспомним к тому же . что между определенными деталями двигателя должны быть достаточн ыезазоры , чтобы он мог нормально работать. Так, в игольчатом подшипнике верхней головки шатуна , по данным завода, необходим зазор от 0,005 до 0,019 мм, к оторыйобеспечивается при сборке. Р азумеется , чем он больше, тем громче издаваемыйподшипником стук, хотя тот, у которого зазор больше, требует меньших хлопот при обкатке!До нас здесь были только туристы.пешиеФото А. Блохнина и авторалях», значительно изменена. Во-первых, в суппортах расположены не два противолежащих поршня, а четыре, причем каждую пару обслуживает своя система гидропривода. Если случится повредить какую-нибудь трубку (на бездорожье такая вероятность не исключена), в худшем случае выйдет из строя один контур, лишь частично уменьшив эффектив ность торможения. Во-вторых, увеличены диаметр и толщина диска. Добавим, что система снабжена вакуумным усилителем, а давление в гидравлическом приводе задних тормозов регулируется автоматически в зависимости от нагрузки на задние колеса (таким образом предотвращается их блокировка).В заключение короткого рассказа о нашем знакомстве с ВАЗ—2121 «в деле» выразим самую горячую благодарность в адрес коллектива ВАЗа, создавшего так ую машину. Уверены, что к этому мнению присоединятся будущие владельцы тольяттинских джипов, 15 тысяч которых будет выпущено уже в нынешнем году. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженер Тольятти — Москва; Братск — Москва