22
23
24
26
28
РЕПОРТАЖЗИМНЯЯ ДОРОГА22За рулем 02/2007 А по весне она растает…Ежегодно с первыми морозами тысячи работников дорожных служб на тракторах, гусеничных вездеходах уходят по едва замерзшим болотам в глухие леса. Как пробивают и накатывают зимники – единственные артерии, по которым можно попасть в далекие поселки, наблюдал Андрей Морозов. Фото: Александр Батыру.ТРАССА ИЗ СКАЗКИТаежная дорога – самая красивая на свете. Кристально белая снежная трасса петляет меж вековыми соснами, запорошенными словно в сказке про двенадцать месяцев. Когда долго не попадается встречный лесовоз, дорогу засыпает свежим снежком, который сыплется с низкого свинцового сибирского неба, будто кто-то там наверху просеивает муку для новогоднего пирога. И снежок этот засыпает широкие колеи от КамАЗов и «уралов» – основных пользователей этой сказочной трассы. И вдруг тишину (которая слышна даже через шум мощных моторов) перебивают звуки: тук-тук-тук! На лесной дороге работают люди – в десятках километров от ближайшего жилья! Мы выбираемся из «Патриота» на обочину. Трое дорожников прекращают работу, подходят к нам. – Зима нынче необыкновенно теплая, – объясняет бригадир, – в этом месте ручей дорогу подмывать начал, нас и вызвали. Вот валим деревья, чтобы зимник укрепить… Вскоре должна подойти еще одна машина – «Урал» с будкой-вахтовкой; дальше мы двинемся маленьким караваном (так положено!). Оказывается, здесь, в сердце Восточной Сибири, в 400 километрах к северу от Красноярска, такую комплектацию мощного вездеЗа рулем 02/200723 РЕПОРТАЖЗИМНЯЯ ДОРОГАхода называют «Урал–Батыру» (в переводе с тувинского – «Урал – Богатырь», что не может не льстить нашему фотографу, однофамильцу главного труженика зимней трассы). – По зимнику нельзя ездить в одиночку, – рассказывает «хозяин» этой дороги, руководитель Енисейского филиала «Красноярскавтодора» Юрий Озерских. – Тайга шуток не любит – если, не дай бог, что случится с машиной, в одиночку недолго пропасть. Поэтому все стараются ездить в колонне минимум по две-три машины.ЗВЕРИНЫЕ НЕПРИЯТНОСТИВодителя в пути подстерегают не только традиционные для всех дорог неприятности – поломки, заглохший двигатель, пробитое колесо, – но и весьма экзотические напасти – например, медведи. – Строили зимник, ехали по дороге в бригаду, которая ушла далеко вперед, – вспоминает совсем недавние события Озерских. – Отъехали от Енисейска километров на трид-цать. Вдруг из-за поворота навстречу несется мужик: глаза как два блюдца, ватник расстегнут, один сапог потерял уже. Мы вначале ничего не поняли – глядь, из-за того же поворота выскакивает медведь! Попытались пугнуть зверя – гудели, фарами слепили – куда там! Мужчина только успел к нам в «уазик» заскочить, мы задний ход даем. А медведь встал перед капотом на задние лапы: когти – здоровенные, клыки – ужас нечеловеческий. Мы потихоньку-потихоньку задним ходом отъехали – здесь разворачиваться в спешке опасно, в болото свалишься. Зверь за нами не пошел. А парень только через полчаса очухался – разговаривать смог. Оказывается, пошел за ягодами – ну и нарвался на шатуна. Потом, естественно, отблагодарил, как здесь положено. – Ходят истории, что по колее зимника можно ехать, отпустив руль. Или – вовсе спать за рулем, – интересуюсь у профессионалов зимних трасс. – Это байки для вас, журналистов, – улыбается Юрий, – хоСложно представить, что зимой это болото станет широкой дорогой.Корреспондент «За рулем» промерил снег на обочине.тя, конечно, засыпают за рулем, бывает. И в болото проваливаются. Езда здесь своеобразная – по зимнику идут в основном на второй передаче. Скорость движения – не больше 30 километров в час. Естественно, от усталости, бывает, и засыпают, особенно новички. Главное в такой момент – не растеряться и хоть что-то делать с машиной. В болото угодил – иди лес рубить, пробуй вытаскивать. А если ничего не делать – погубишь и машину, и груз.ПО СЛЕДУ ТАНКОВ И ЛЕСОВОЗОВПоверить, что летом на месте довольно широкой дороги, на которой не без труда, но разъезжаются встречные «уралы», – непроходимое болото, не-просто. Чтобы доказать коварство этих мест, мне предлагают померить глубину снега у обочины. Спрыгнув со снежного полутораметрового «отбойника», сразу проваливаюсь по пояс. С трудом выбираюсь на трассу, а в моих следах уже стоит вода: снег, укутавший болото, словно теплое одеяло, – не дает болоту замерзнуть. И на беду строителей зимника, подмывает полотно. – Вообще, технология зимника не очень сложна, – делится профессиональными секретами заместитель начальника краевого управления автодорог Юрий Есин. – Как только наступают первые морозы, по местам, где в прошлом году проходил зимник, пускаем быстроходную технику на гусеницах.Для того, чтобы дальние поселки могли жить и работать, и строят зимник.24За рулем 02/2007 РЕПОРТАЖЗИМНЯЯ ДОРОГАЧтобы сгладить колеи, по зимнику периодически протягивают тракторную гусеницу.Строительство одного километра зимника обходится сегодня в среднем в 20 тысяч рублей. Чтобы построить на месте зимника дорогу с твердым покрытием, нужны миллиарды. Которые не окупятся никогда.Такой вездеход приминает траву, прокладывает первую колею, и мороз прихватывает будущее дорожное полотно. В этот момент самое главное – проморозить колею на достаточную глубину. На особо топких участках делают лежневки – укрепляют полотно спиленными деревьями. После того как первичное полотно основательно замерзнет, на трассу выходят уже тяжелые тракторы К-700. В этот момент на краю зимника мы замечаем обыкновенную танковую гусеницу. – Вот такую цепляют к двум К-700 и ровняют зимник, – комментирует увиденное Ю. Есин. – Вообще, нынешний год очень сложный: Енисей до сих пор не встал! (дело было под самый Новый год – А.М.). Поэтому у нас еще не открыты многие ледовые переправы. До сих пор – в декабре (!!!) – трудятся речные паромы. А в середине декабря уровень воды в Енисее поднялся на 8 метров. И зимник, который уже действовал, фактически смыло – на протяжеПровести «Урал» по зимнику – испытание для московского водителя.нии 480 км дороги было 64 речушки и ручья! Уровень воды в них поднялся, и дорога стала непроходимой. А зимник этот обслуживает население в 14 256 человек! Им нужно доставить топливо, продукты, подарки к Новому году, в конце концов! Не считайте мои слова громкими, но каждый гражданин России имеет право в любой момент поехать туда, куда захочет. Оказывается, сеть зимников в Красноярском крае расширяется удивительно быст-ро. В 2005-м краевое управление обслуживало 480 км зимников, в прошлом году уже 829, а к 2008 году их сеть в крае расширится аж до 2752 километров! Они свяжут в зимний период с Большой землей уже 45 629 человек. Статистика весьма любопытна. На будущий год построят зимник протяженностью 50 км на участке с живописным названием «Жандат – Хвойный – Речка». Так вот, живут в тех поселках… 66 человек. Но им тоже нужна связь с Большой землей…Промерзший двигатель отогревают на костре.26За рулем 02/2007 РЕПОРТАЖЗИМНЯЯ ДОРОГАИмпровизированная «летучка» в кузове «Урала».Легковушки идут по зимнику на свой страх и риск.В Советском Союзе то, что не могли завезти в дальние поселки в летнюю навигацию по рекам, доставлялось вертолетами и самолетами. Сегодня средств на такую «авиадеятельность» нет. На летчиков возложена задача экстренной связи – скажем, доставка больных или рожениц. Решение каждодневных проблем отдаленных поселков теперь полностью лежит на дорожниках. У которых по этому поводу возникают трения с коммерсантами и местными властями. – В прошлом году стояли крепкие морозы. И нашизимники были так здорово укатаны, что по ним ходили даже легковые иномарки! – рассказывает генеральный директор отдела «Лесосибирск-Автодор» Сергей Портнягин. – Частники даже организовали достаточно регулярные автобусные рейсы. Но в этом году из-за оттепелей автобус по зимнику не пройдет. Ну не можем мы так рисковать людьми! Поэтому пытаемся объяснять администрации, что зимник – только для вездеходной техники. И все-таки едут – на свой страх и риск…Черная сибирская ночь наваливается в считанные минуты. Мы прошли по трассе от Енисейска в сторону Ярцево – Ворогово – Бор более ста километров. В гостиницу доберемся лишь поздней ночью. Напоследок греемся горячим чаем в «Урале» у гостеприимного водителя Володи. Чайник здесь греют паяльной лампой. Ею же отогревают замерзшее масло в картерах... Уже прилетев в Москву, узнали, что участок зимника, на котором мы побывали, полностью сдан в эксплуата-цию. А это значит еще в десятке населенных пунктов, где более 14 тысяч россиян ожидали открытия дороги, люди смогли поехать в город за продуктами, вывезти детей на каникулы в Красноярск. Или, напротив, пригласить к себе, в сибирскую глухомань друзей. А места там такие, что ни в сказке сказать… Летом дорога растает. Последняя машина пройдет по уже заполненным вешней водой колеям в самом начале мая. И попасть в те заповедные места можно будет исключительно по рекам…Работы на дороге не прекращаются ив ночное время суток.Редакция «За рулем» благодарит начальника управления автомобильных дорог по Красноярскому краю Сергея Филипповича Зяблова за помощь в подготовке репортажа.28За рулем 02/2007