218
219
БЕЗОПАСНОСТЬСЛЕДСТВИЕ ВЕДЕТ ЗРДело о «патриотическом» ремонтеКак здорово ездить на новом автомобиле! Увы, иногда эйфория проходит очень быстро, если тебе популярно объясняют, что внезапная поломка – совсем не гарантийный случай… В подробностях разбирался Сергей Смирнов, заведующий отделом правовой информации ЗР.Сергей М. всегда мечтал купить настоящий вседорожник. Только вот на новую иномарку денег не хватало, а брать подержанную он опасался: вдруг сломается что, а ремонт иностранного джипа – занятие дорогое. После некоторого размышления М. решил приобрести широко разрекламированный отечественный вседорожник UAZPatriot. «Патриот» понравился всем – и жене, и сыну: еще бы – салон просторный, современный, клиренс высокий… В общем, решили покупать и даже сразу наметили – будущим летом на новой машине поехать по Черноморскому побережью. Честно говоря, самые разные мелкие проблемы из «Патриота» полезли сразу, но М. по этому поводу особенно не напрягался – с устранением дефектов справлялся сам. Желание искать помощи и совета в  сервисе быстро прошло: выстоял очередь, а тебе говорят – нет у нас запчастей, надо заказывать, ждать… В общем, больше Сергей туда не ездил, даже техобслуживание, положенное по регламенту, проводил сам – благо опыт ремонта автомобилей имел. Но вот наступило долгожданное лето. Сын успешно сдал экзамены, жена договорилась об отпуске, и семья начала готовиться к поездке… щил «Патриот» до гаража. Назавтра М. решил все-таки поехать в автосервис – сделать диагностику и исключить серьезные неполадки. Приехал (снова на буксире) в компанию «Транссервис» (ее рекомендовал завод-изготовитель, о чем гласила запись в сервисной книжке), попросил осмотреть «Патриот» и решить вопрос о ремонте по гарантии. Машине-то отроду всего полгода! Приняли М. вполне доброжелательно, только сразу предупредили, что, к сожалению, в связи с загруженностью приступят к работе через неделю. И то в лучшем случае! Так как до отъезда в путешествие еще было время, Сергей оставил автомобиль в сервисе. Через неделю оттуда сообщили, что нашли неисправность и готовы приступить к ремонту, только надо еще подвезти сервисную книжку. М. так и сделал – машину пообещали отремонтировать к вечеру. Но приехав к назначенному часу, обнаружил, что к ремонту так и не приступили! «Не волнуйтесь, завтра сделаем, – успокоил Сергея начальник смены. – Но это вам обойдется почти в 30 тысяч рублей!» – А как же гарантия? – поинтересовался М. – Да нет у вас никакой гарантии! Вы плановое ТО здесь не проходили? – спросил мастер. – Нет, я сам все делал, – ответил Сергей. – Ну вот, значит, по правилам завода вы лишены гарантии! Так будем платить за ремонт? М., конечно, платить отказался. Дома внимательно прочел текст в сервисной книжке и нигде не нашел пункта, по которому человек, отказавшийся проходить ТО в уполномоченном сервисе, лишается гарантии. Заключив, что его просто пытаются «отфутболить», написал заявление на имя директора компании «Транссервис» с просьбой провести ремонт по гарантии. Такое же письмо отправил и на завод.ДОБРАЯ ВОЛЯМ. все еще надеялся, что недоразумение разрешится быстро и поездка на Черноморское побережье состоится точно в срок. Действительно, через две недели позвонили из автосервиса и попросили доставить «Патриот» на осмотр. Кроме того, пришла телеграмма с завода, где тоже предлагали отправиться в  «Транссервис» «для решения вопроса». На сервисе все повторилось: доброжелательный прием, диагностика…ГАРАНТИЮ НУЖНО ЗАСЛУЖИТЬ!Однажды вечером М. заметил, что температура охлаждающей жидкости двигателя вдруг начала расти. Остановился, вышел из машины и увидел, как снизу быстро растекается лужа – «Тосол» хлестал ручьем из нижнего патрубка радиатора. Позвонил другу, тот на буксире дота-Рисунок Сергея Савилова218 За рулем 01/2008 А через полчаса М. вручили перечень дефектов… и решение об отказе в их устранении по гарантии. Основание приводилось то же самое: – Нарушение правил эксплуатации… М. показал мастеру телеграмму с завода, но тот невозмутимо сообщил, что у них есть такая же. «Вы видите, в телеграмме указано, что «Транссервис» должен «произвести ремонт двигателя по гарантии, но при условии соблюдения требований по эксплуатации, – как малому ребенку, объяснил начальник смены. – А раз вы ТО не проходили, то гарантии лишаетесь!» Спорить было бесполезно. М. посоветовался с родными и отремонтировал машину в сервисе у знакомых, потратив двадцать с лишним тысяч – пришлось здорово урезать отпускной бюджет. Но поездка на море все же состоялась, хотя ив усеченном виде, да и настроение было подпорчено. А когда вернулись из поездки, дома ждала телеграмма с УАЗа: оказывается, на автозаводе все-таки приняли решение провести гарантийный ремонт автомобиля – его необходимо представить… в тот же «Транссервис»! М. поспешил по знакомому адресу, но в сервисе упорно стояли на своем: гарантии вы лишены, ремонтировать ничего не будем! Сергей попросил в таком случае возместить затраты на ремонт – с этим его отправили… опять на завод! Окончательно запутавшись, М. обратился в редакцию.теля (например, некачественная деталь), устраняются самим изготовителем или уполномоченной им организацией за его счет. Исключения составляют случаи, когда установлено, что недостаток возник в результате нарушения правил использования, хранения или транспортировки. Отказ в гарантийном обслуживании должен быть основан на убедительных доказательствах, в противном случае это нарушение закона! Ссылка представителей «Транссервиса» на то, что М. не проходил ТО в авторизованных сервисах, несостоятельна! Во-первых, необходимо еще доказать, что неисправность в автомобиле стала именно результатом того, что авто-затрат на ремонт, мы потребовали выплатить неустойку за то, что автосервис не устранил недостаток незамедлительно – а это ни много ни мало 1% от стоимости автомобиля в день! Дело рассматривалось в Бабушкинском районном суде Москвы. Юристы «Транссервиса» заняли глухую оборону: мы машину не производили и не продавали, не обслуживали, мы всего лишь автосервис, поэтому к нам никаких претензий и быть не может! Моя позиция была иной: «Транссервис» – это организация, уполномоченная заводомизготовителем проводить гарантийное обслуживание автомобилей, а потому именно ей надлежит отвечать за не-Отказ в гарантийном обслуживании должен быть подтвержден убедительными доказательствами – в противном случае это нарушение закона.мобиль обслуживали не на конкретных сервисных станциях. Во-вторых, в сервисной книжке на автомобиль «Патриот» четко прописано, что «гарантийные обязательства завода утрачивают свою силу при нарушении правил пользования, установленных заводом в руководстве по эксплуатации». Но обслуживание автомобиля и проведение ТО в организациях, не указанных в сервисной книжке, не может служить основанием для отказа в гарантийном обслуживании. Так что недостатки должны были устранить незамедлительно после первого обращения М. в автосервис. Теперь Сергей М. вправе предъявить требование о компенсации затрат на ремонт, проведенный за собственный счет. Я составил претензию и направил ее в компанию «Транссервис». Увы – ответа мы не дождались. Ничего не оставалось, как составить исковое заявление, где содержались уже иные требования. Помимо компенсации выполнение обязательств. Суд с моими доводами согласился (собственно, спорить-то было не о чем – это прописано во всех документах и законах).Тогда предс тавители «Транссервиса» вообще перестали посещать судебные заседания – видимо, рассчитывая таким образом избежать ответственности. Но суд вынес заочное решение – взыскал в пользу М. деньги, потраченные им на ремонт, неустойку, оплату услуг юриста и судебные издержки! Понятно, что за время тяжбы сумма выросла, достигнув… 363 тыс. рублей! Между прочим, если бы в самый первый приезд М. «Транссервис» просто провел гарантийный ремонт, в конечном итоге он бы техцентру ничего не стоил: ведь все затраты по гарантии компенсирует производитель. Зато теперь… Научит чему-либо эта история владельцев и руководителей автосервисов? Очень надеюсь. Но читателям хочу посоветовать: не бойтесь отстаивать свои права, и если правда на вашей стороне, идите до конца! Только настойчивостью мы заставим автопроизводителей, продавцов и работников сервиса относиться к нам, автомобилистам, как к Потребителям (именно так, с большой буквы). но поэтому «магазинная» гарантия, как правило, обязывает проходить техническое обслуживание и устанавливать дополнительное оборудование только в рекомендованных сервисных центрах. Чтобы не возникло проблем с гарантийным ремонтом, владельцу стоит внимательно ознакомиться с  условиями предоставления гарантии, которые должны быть зафиксированы в договоре. В  любом случае, перед тем как выбрать гарантию от магазина, взвесьте все «за» и «против», иначе бесплатное устранение неисправности с  лихвой перекроет весьма круглая сумма, которую вы уплатите за регулярное (иногда – чаще, чем предписано заводом!) обслуживание в фирменном сервисе.За рулем 01/2008 219ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ – ЗА ЧЕЙ СЧЕТ?Хотелось бы отметить один нюанс. Следует различать гарантию изготовителя и гарантию дилера. Как правило, вторая является дополнительной и действует после окончания заводской. Продавец очень аккуратно подходит к этому вопросу и детально описывает обязанности покупателя, касающиеся эксплуатации и обслуживания. В этом случае требования гарантии автосалона необходимо выполнять, иначе устранить тот или иной недостаток за счет продавца вряд ли удастся. Связано это с тем, что предоставляя собственную гарантию, магазин принимает на себя расходы по ремонту автомобиля и не сможет потребовать возмещения затрат с завода. Имен-НЕ СТОИТ ОПУСКАТЬ РУКИЯ изучил все документы и пришел к твердому убеждению, что отказ автосервиса устранить недостаток по гарантии в этой ситуации незаконен. По закону «О защите прав потребителей» изготовитель устанавливает на товар гарантийный срок. Это период, в течение которого все недостатки, возникшие по вине изготови-