140
141
142
143
АВТОРЫНОКВ ДЕТАЛЯХ AUDI A4 (2000–2007)Привкус бочкового«Ауди» издавна славились стойкостью к коррозии, даже старенькие «бочки» («Ауди-80») ржа пока не берет. Чем запомнятся современные А4, выяснял Игорь Козлов. Фото: Георгий Садков.Об особенностях первенцев А4, пришедших на смену «бочкам» в 1994 году, мы уже рассказывали (ЗР, 2003, № 7). Сегодня речь о втором поколении модели с заводским индексом 8Е.МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ Кузова по-прежнему крепки, что порой притупляет бдительность покупателя. С подходом «ржавчины нет, и ладно» легко нарветесь на аварийный экземпляр, а то и вовсе на «конструктор», собранный из нескольких битых авто (чаще такие везут из Восточной Европы). Не удивляйтесь тогда «сверчкам» в салоне и не ждите обещанной безопасности в четыре звезды по EuroNCAP. У авто, переживших половодье, вдобавок нередки проблемы с электрикой, замками дверей, а порой ис электроникой. Поэтому не экономьте на квалифицированной диагностике, цена которой 1500–4000 рублей (зависит от полноты оценки). Это капля в море по сравнению 140 За рулем 07/2008с ценой самого автомобиля: за экземпляр 2002 года просят 500–550 тыс. руб., а 2005-го – до 900 тысяч. Если изъянов не выявят, то в дальнейшем по кузову вероятен лишь один дефект – закисают оси поводков стеклоочистителя. Узел лучше сразу разобрать, очистить и смазать, повторяя профилактику через годдва – сэкономите на трапеции и продлите жизнь моторедуктору.ПО ПОРЯДКУ, РАССЧИТАЙСЬ! Если устроить перекличку всем моторам, которые ставили под капот А4, насчитаем 27  (!) основных моделей плюс еще семь, имеющих незначительные отличия в навесном оборудовании. В этом обилии нередко путаются даже дилеры, поэтому при покупке запчастей лучше захватить старую деталь для сравнения. Все двигатели имеют ременный привод ГРМ с разными интервалами замены (обязательно с роликами и помпой!). На всех 4-цилиндровых дизельных ибензиновых моторах до 2003 года привод меняем через 90 тыс. км, а с 2004 года – через 120 тыс. км, как и на бензиновых V6 с пятью клапанами на цилиндр и дизеле V6. Самый большой интервал – 180 тыс. км – установлен для бензиновых 4-цилиндровых 20-клапанных агрегатов 1,8 лс турбонаддувом, 2-литрового «атмосферника» и его 16-клапанного собрата. При обрыве ремня клапаны гнутся у всех, поэтому зевать себе дороже. Если машина из-за границы, привод ГРМ меняем сразу, ведь истинный пробег таких экземпляров часто не соответствует одометру. А «сократить» его несложно: смени щиток приборов (в нем же иммобилайзер) – и концы в воду.СГОРЕЛИ НА РАБОТЕ Основная болезнь бензиновых моторов с пятью клапанами на цилиндр (агрегаты AVJ, BFB, ALT, BEX, BDV, AMM, ASN, BBJ, BBK, AMB, AVK) проявляется не с пробегом, а с годами – после семи лет не- ИСТОРИЯ МОДЕЛИ2000 г. Дебют «Ауди-А4» второго поколения (код модели 8Е2). Кузов: седан. Двигатели, бензиновые: P4, 1,6  л, 75 кВт/102 л.с.; Р4, 1,8 л, 110 кВт/150 л.с. или 125 кВт/170 л.с. (разные настройки и степень сжатия); P4, 2,0 л, 96 кВт/131 л.с.; V6, 3,0 л, 162 кВт/ 220 л.с.; дизельные P4, 1,9  л, 74 кВт/100  л.с. или 96 кВт/131  л.с. (разное давление наддува); V6, 2,5  л, 114 кВт/155 л.с. или 132 кВт/179 л.с. (разные нормы токсичности и степень сжатия). Привод передний или полный (червячный межосевой дифференциал повышенного трения «Торсен»), М5, М6, А5 или вариатор («Мультитроник»). 2001 г. Версии кабриолет (код модели 8Н7) и универсал «Авант» (код модели 8Е5). Бензиновые двигатели: V6, 2,4 л, 120 кВт/ 163 л.с. или 125 кВт/170 л.с. (разные настройки). Крэш-тест EuroNCAP: 12 баллов за фронтальный удар и 18 – за боковой. Общий итог – четыре звезды. 2002 г. Доработан силовой каркас кузова. Двигатели, бензиновые: Р4, 1,8  л, 120 кВт/163 л.с. или 140 кВт/190 л.с. (разные системы управления и топливо – соответственно, А-95 или А-98); Р4, 2,0  л, 110 кВт/150  л.с.; дизельный V6, 2,5  л, 120  кВт/163 л.с. Модификация S4 с бензиновым двигателем V8, 4,2 л 253  кВт/ 344 л.с. (только 4WD). 2003 г. Версии S4 – кабриолет и универсал. 2004 г. Рестайлинг (код модели 8ЕС). Увеличена решетка радиатора, есть изменения в  обивке интерьера. Новые двигатели, бензиновые: Р4, 2,0  л, 147  кВт/ 200  л.с.; V6, 3,0  л, 160 кВт/218  л.с.; V6, 3,2  л, 188  кВт/255  л.с.; дизельные: P4, 1,9  л, 85  кВт/115  л.с.; Р4, 2,0  л, 100  кВт/ 136  л.с. или 103 кВт/140 л.с. (разные количество клапанов и давление наддува); V6, 3,0 л, 150 кВт/204 л.с. 2005 г. Крэш-тест IIHS: высшие оценки за фронтальный и боковой удары. Новые двигатели: бензиновый Р4, 2,0  л, 162  кВт/220  л.с.; дизельные V6, 2,7 л, 132 кВт/180 л.с.; V6, 3,0 л, 171 кВт/233 л.с. Версии RS4 с бензиновым двигателем V8, 4,2 л 309 кВт/420 л.с. (только с М6). 2007 г. Представлено новое поколение А4.Красная подсветка понравится не каждому, а вот к звучанию штатного аудиоцентра и работе двухзонного климат-контроля не придерешься. При таком положении подлокотника пользоваться ручным тормозом неудобно, а если первый опустить еще на пару щелчков – невозможно. Распространенные легенды о добротности отделки «Ауди» со временем вызывают сомнения: крашеные (!) клавиши и кнопки облезают.редко обрывает выпускные клапаны. Виновен нагар, от которого клапан перегревается, и натриевый наполнитель (призванный улучшать теплоотдачу, но  на лишнюю «шубу», очевидно, не рассчитанный) просто взрывается, отстреливая тарелку. Последствия – дело случая: если тарелка упадет плашмя, куда ни шло, а на ребро – беда. Чтобы этого избежать, вовремя меняйте маслосъемные колпачки (после 5-6 лет они «дубеют»), причем не по сервисной технологии (на моторе), а сняв головку блока, чтобы заодно очистить клапаны от нагара. При пробегах под 150 тыс. км частенько сбоят индивидуальные катушки зажигания. Пластмасса их корпусов изза перегревов просто трескается. Бывает, при замене свечей катушка сама разваливается в руках. Конечно, перебои троящего мотора сложно не заметить, да и лампа Check Engine предупредит об отключении нужной форсунки (чтобы поберечь нейтрализатор), но иметь в запасе хотя бы одну катушку все же стоит. Долголетие турбокомпрессора (двигатели AVJ, BFB, BEX, AUK, BGB) зависит от своевременной смены масла, его качества и стиля вождения. В среднем он служит 150 тыс. км, но известны долгожители с пробегом под 500 тысяч. После поездки не глушите мотор сразу, дайте ему поработать пару минут на холостых оборотах, чтобы немного остыть, или установите турботаймер. Оценить состояние агрегата можно по маслу в нагнетающей улитке. Следов отпотевания не пугайтесь, а вот лужа – плохой знак. Однако паниковать рано: для начала промойте (а лучше смените) сетку маслоотделителя в системе вентиляции картера. Не помогло – значит, скорее всего, турбину добил нейтрализатор, а вернее оба прикончили друг друга. Ведь масло, просочившееся в выпускной тракт, догорает на сотах нейтрализатора, отчего они оплавляются и закупоривают выпуск. Турбине от этого «становится трудно дышать», она перегревается, сильнее изнашивается и еще больше теряет масло – круг замкнулся. Чтобы разорвать его надолго, меняем турбонагнетатель только с нейтрализатором и через каждые 30–45 тыс.  км промываем маслоотделитель.СОЛО АЛЬТА Вентиляция картера требует внимания и на двигателе ALT (2,0 л). Здесь она навесная с кучей пластиковых трубок, патрубков и тройников, которые соединены меж собой внатяг. Со временем пластик скукоживается, а порой просто развалиЗа рулем 07/2008 141 АВТОРЫНОК | В ДЕТАЛЯХ AUDI A4 (2000–2007) СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У  ДИЛЕРАРабота Компьютерная диагностика (мотор-тест) Замена трапеции стеклоочистителя Замена масла и фильтра двигателя Замена привода ГРМ (1,8Т / 1,9TDi) Замена турбины с нейтрализатором Замена ступицы переднего колеса (одна сторона) Замена рычагов передней подвески (одна сторона) Замена тормозных колодок (передних и задних) Замена тормозных дисков (передних и задних) Регулировка углов установки колес Нормочас Стоимость, руб. 1320 1320 440 3860 / 4300 6380 1650 3200 1760 2640 2420 1100 Самые распространенные моторы – 1,8 лс турбонаддувом. Их слабые места – выпускные клапаны и катушки зажигания. VIN – в кружочках. Багажник отличился не только объемом (445 л), но и продуманным размещением аптечки (в правой нише) и знака аварийной остановки (на крышке).ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ  ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Крыло переднее / заднее Накладка бампера переднего / заднего Блок-фара / задний фонарь (седана) Капот Трапеция стеклоочистителя в сборе Фильтр масляный / воздушный / топливный Фильтр салона Комплект ГРМ 1,8 Т (ремень + ролики + помпа) Турбина (1,8 Т) Нейтрализатор (1,8 Т) Рычаги передней подвески нижние / верхние Ступица переднего колеса в сборе Тормозные колодки передние/ задние Стоимость, руб. 9260 / 12 160 10 370 / 14 230 10 340 / 5260 15 680 3990 430 / 1030 / 1180 1470 2120+7530+4540 60 600 44 060 15 770 / 9300 4470 3310 / 2300вается. Из-за подсоса воздуха, который датчик расхода учесть не может (он стоит до входа вентиляции картера), мотор начинает передергивать. Установка хомутов или посадка соединений на герметик спасает ненадолго, поэтому готовьтесь к замене «навески» целиком. Не удивляйтесь обилию смолы внутри трубок – ее порой хоть пальцем выковыривай (в меньшей степени, но это же касается всех моторов). Не пытайтесь помочь, залив масло с лучшими моющими свойствами, получится «как всегда»: смытые шлаки забьют сетку маслоприемника и доконают масляный насос. А у мотора ALT он недешев (37 000 рублей!), потому что отдельно не продается, а  лишь в  сборе с блоком балансирных валов(они гасят вибрации второго порядка). У остальных двигателей проблемы с масляным насосом редки, а  вот топливный может обессилеть после 100 тыс. км у любого, особенно если часто ездите с  пустым баком (перегреваются обмотки).ДАЕШЬ ДИЗЕЛЬ! Бензиновые моторы с непосредственным впрыском топлива FSI капризны на нашем топливе, как и агрегаты для американского рынка (например, AMB). Лампа Check Engine зазывает на сервис после каждой неудачной заправки, поэтому если не любите игры в лотерею, то от покупки такого варианта лучше отказаться. Другое дело, дизель, особенно объемом 1,9 л (AVB, AWX, AVF, BKE). Кон-струкция настолько удачна, что ее не испортили даже ненавистные у нас насос-форсунки, которые ставят в нынешних модификациях двигателей. У  мотора 2,5  л внимания требуют распредвалы: не тяните с заменой при появлении повышенного стука, иначе придется докупать и гидрокомпенсаторы. Другие дефекты на дизелях крайне редки (или нехарактерны), но это не дает повода заправляться абы где, а уж тем более топливом не по сезону. И не забывайте вдвое чаще (через 7,5 тыс. км) менять масло.ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ Сцепление и механическая коробка передач (FM5, FM6, QM5, QM6) достаточ-В передней подвеске 8 рычагов и 10 шаровых – глаз да глаз! Масло в вариаторе CVT меняем вместе с фильтром (стрелка) каждые 60 тыс. км.Алюминиевые кулак и рычаги, конечно, снижают неподрессоренные массы, но стальные болты (стрелки) закисают в них напрочь.Задняя подвеска и система выпуска живучи, если не повредить их на ухабах, но сильнее других страдает пластиковый обвес (на фото справа внизу).142 За рулем 07/2008 но надежны, как и автомат QA5 – в нем даже масло не требует замены. А вот вариатор FAVJ порой дергается, словно за рулем «чайник». Ремонт сравнительно прост (блочная замена), но недешев: блоков три, а каждый стоит – ого-го! Выявить виновника без дилерского оборудования невозможно, поэтому не скупитесь на диагностику. У авто с механикой тормозные колодки ходят 25–35 тыс. км, причем как передние, так и задние, а с автоматом и вариатором – 20–25 тыс. км. Дисков чаще хватает на три комплекта колодок, но снимать передние, скорее всего, придется раньше – на 60 тыс. км для замены ступиц. Если раньше внутренние кольца подшипника зажимали гайкой ШРУСа (тарированным моментом), то теперь их закатывает робот, заминая обойму ступицы. Похоже, чутья автомат еще не выработал: он то недожимает кольца, при этом в подшипнике вскоре появляется люфт, то наоборот – тогда тот крошится. При замене ступицы в сборе смажьте ее болты: ведь алюминий, из которого выполнен поворотный кулак, плохо переносит контакт со сталью и от коррозии осыпается белым порошком. Та же беда с болтом кулака, что зажимает пальцы верхних шаровых опор. Сами они, как и нижние, служат 100–150 тыс. км, но нередко начинают скрипеть и при 60 тыс. км, когда при неважном пыльнике стальная шаровая выедает алюминиевый рычаг (они неразборные). Все детали из крылатого металла особо заботливые владельцы покрывают битумной мастикой – для пущего спокойствия. Слыхано ли, чтобы «Ауди» нуждалась в дополнительном антикоре? Благодарим технический центр АВТОДОР за помощь в подготовке материала.ПРИМЕРНЫЕ ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ПОПУЛЯРНЫХ ВЕРСИЙЗатраты* (ремонт и ТО у дилера) Средняя цена трехлетнего авто с пробегом 75 тыс. км Стоимость ТО 75-150 тыс. км включительно (с расходниками) Стоимость, руб. 1,8 Т СVT 1,9 TDi МКП 787 000 52 620 754 000 66 420Вероятные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Замена цепи ГРМ Промывка системы вентиляции картера Тормозные колодки (на 90, 120 и 150 тыс. км) Тормозные диски (на 90 тыс. км) Рулевые наконечники (пара, одна замена) Рычаги передней подвески (8 шт., одна замена) Ступицы передних колес (пара, одна замена) ИТОГО Средняя цена шестилетнего авто с пробегом 150 тыс. км Потери за три года эксплуатации (сумма затрат на авто с вычетом его продажи)** Средний расход топлива в городе (данные производителя) Расходы на топливо (А-95, 23 руб./л; ДТ, 21 руб./л) Стоимость 1 км пробега*** 18 050 2750 22 110 10 980 7300 31 470 12 240 944 520 523 000 421 520 11,3 194 925 8,22 922 070 567 000 355 070 7,5 118 125 6,31 17 550 –Возможные дополнительные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Турбина + нейтрализатор Катушка зажигания Топливный насос в сборе Трапеция стеклоочистителя 111 040 1950 15 930 5310– – –*Цены на апрель 2008 г. **Без учета инфляции и ДТП. ***С учетом расходов на топливо.На правах рекламы