Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Немецкое "сердце" для мадьярского "Икара"

Автобусы венгерской марки Ikarus, за более чем полувековую эксплуатацию в СССР и странах постсоветского пространства, уже не воспринимались как зарубежные. Но мало кто знает, что их дизель имел не венгерское происхождение.
Полная версия
В 1950-1960-е годы автобусы Ikarus использовали двигатели отечественного, (венгерского), производства,  выпускаемые на машиностроительном предприятии Csepel (Чепель). Данное предприятие было известно не только двигателями, но и собственными грузовиками, ныне уже довольно подзабытыми, хотя они в 1960-е годы поставлялись в СССР. Всего же Чепель предлагал слудующую гамму дизельных двигателей:
 
* D-413 4-цилиндровый мощностью 60 л.с.
* D-414 4-цилиндровый 95 л.с.
* D-613 6-цилиндровый 125 л.с.
* D-614 6-цилиндровый 145 л.с.
* D-619 6-цилиндровый 180 л.с.

D-414 устанавливали на автобусы Ikarus-31 и 60. D-613 ставили на Ikarus-620/630. D-614 на Ikarus-55/66, а самый мощный D-619 создавался для самых больших, городских автобусов Ikarus-556 и для автобуса особо большой вместимости сочлененной конструкции Ikarus-180. Однако «Чепелевские» дизели уже не отвечали времени. А как раз в 1960-е годы Ikarus приступил к разработке принципиально новых автобусов 200-й серии, с модульной конструкцией, из которых можно было создавать любые конфигурации: городские, пригородные, междугородные автобусы, а так же специализированные вроде передвижных конференц-залов и салонов «люкс». 200-ую серию предполагалось активно экспортировать и не только в СССР и страны СЭВ, но и дальнее зарубежье. Впоследствии, автобусами Ikarus заинтересовались даже в США и Канаде и наладили там их сборку. Однако успешный экспорт продукции требовал качественных и современных комплектующих. Увы, Csepel не мог таковыми похвастаться. Поэтому венграм пришлось искать партнёра за «железным занавесом».

В 1967 году венгерское правительство и западно-германия компания M.A.N (ЭмАэН), хорошо известная своими грузовыми автомобилями, двигателями и автобусными шасси и к тому времени начавшая скупку кризисных автомобильных компаний по Европе, например, таких, как Buessing и OeAF, подписали соглашение согласно которому, на ещё одном машиностроительном венгерском предприятии Raba должны были собираться грузовые автомобили  M.A.N, а также их двигатели и ведущие мосты. При этом венграм позволялось не только выпускать немецкие агрегаты и узлы, но и комплектовать ими свои автобусы Ikarus. Особенно интересным являлся новый дизельный двигатель. 6-цилиндровый Raba-MAN D2156 HM6 U — работал по НM-процессу, то есть с процессом пленочного смесеобразования с инерционным наддувом. 

Также, уже в СССР, стали поступать довольно надёжные ведущие мосты Raba-MAN, которые с 1969 года устанавливались на автобусы ЛАЗ, ЛиАЗ и троллейбусы ЗиУ. Вообще подобное использование Ikarus зарубежных узлов не было первым. Например автобусы этой марки активно использовали топливные насосы известного западно-германского производителя, фирмы Bosch.


Фото: Михаила Моторова и из открытых источников сети интернет.
 

Подпишитесь на «За рулем» в

Владимир
18.08.2019
Поделиться: