Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

По дорожке и одежка: все о защитной экипировке

Защиты много не бывает – это ясно как дважды два. Но чтобы лучше разобраться в ее свойствах, рассмотрим экип по «специализации».
Полная версия

«На каждый день» большинство выбирает что попроще, подешевле, полегче. При этом многие задаются вопросом «ЧТО?», не ответив на вопрос «ЗАЧЕМ?». А ведь для разной техники (и техники езды) и рекомендации тоже разные.

ВНЕ ДОРОГ. Поездки и соревнования вне асфальта, по естественным и искусственным трассам и без дорог вообще требуют специфического подхода. Главное внимание защите тела, головы и конечностей от ударов о твердые предметы (камни, деревья, сам мотоцикл, грунт при неудачном приземление после затяжного прыжка и т.п.). Кроме того, техника пилотирования подобного мотоцикла подразумевает активные движения пилота, включая использование ног для опоры. Зато сравнительно невысокая скорость и относительно низкий коэффициент сцепления с грунтом позволяют отнести повреждения кожных покровов при скольжении в результате падения на второй план. Мы уже писали о выборе «грязного» экипа («Мото», №9–2010), но повторение с уточнениями не помешает.

  • Внедорожный шлем должен обеспечивать хороший обзор, его внутренности – легко сниматься для чистки, а козырек - защищать от грязи, веток и солнца. Желательно вместе со шлемом выбирать и очки, чтобы добиться их плотного прилегания.
  • Жесткая защита шеи снижает риск хлыстообразного перелома шейного отдела позвоночника, особенно при запрокидывании головы. Правда, она несколько ограничивает подвижность головы, а существующие на сегодняшний день конструкции возможны только для вертикальной посадки: например кросс, эндуро, тяжелые эндуро.
  • Мягкая защита шеи - компромисс между полным ее отсутствием и жестким «ошейником». Легче, удобнее, дешевле, но и уровень защиты ниже.
  • «Панцирь» или «черепаха»? Сколько спортсменов, столько мнений. «Панцирь» лучше защищает тело от тупой и острой травм живота, ребер и органов грудной клетки в в пределах защищенных участков, но хуже - пояснично-крестцовый одел позвоночника (частично это решается использованием защитного пояса). Для него необходимы отдельные налокотники.
  • У «черепахи» хорошо развита защита локтевого и плечевого суставов, позвоночника. Заметно хуже защищены ребра и органы грудной клетки. Иногда тесная сетка несколько снижает циркуляцию крови в верхних конечностях, что приводит к усталости и онемению рук. Вопрос выбора неоднозначен. Но есть общее правило – чем сложнее трасса (или агрессивнее езда), тем жестче защита. При этом защита позвоночника как правило лучше, так как по-сути это вариант шоссейной «спинки», а у некоторых моделей защиту спины можно отстегивать и использовать независимо от «черепашки». При выборе защиты позвоночника (в составе "черепахи" или отдельно) стоит ориентироваться на специфику использования изделия. Нередко эндуристы покупают более "продвинутый" асфальтовый экип, но потом упираются "хвостом" в седло - ведь посадка на эндуро более прямая, чем "на спорте", где длинная "спина" - только на пользу.
  • «Бронетрусы» защищают крестцовый отдел позвоночника и копчик, а также верхнюю треть бедер от ударов. Переломы и вывихи копчика оставляют в сознание мотоциклиста (а также его родственников) неизгладимые впечатления: от месяца до полугода на больничной койке. Использование «бронетрусов» в известной мере снимает часть проблем. Защита в них бывает мягкая и жесткая. Последняя надежнее.
  • Наколенники снижают тяжесть повреждения коленного сустава. Двухшарнирные «колени» обеспечивают максимальную защиту, заметно компактнее и в большей степени копируют биомеханику коленного сустава по сравнению с одно- и без шарнирными. Но они и дороже. Хотя и несравнимо дешевле эндопротезирования коленного сустава, которое стоит от 10 000 евро – такая вот арифметика. Помните, что травмы зависят не только от применяемого экипа, но и от техники езды. Например, дорогие "фиксирующие" наколенники защищают от разрыва крестообразной связки только в том случае, если нога хоть немного согнута в суставе. Если же она выпрямлена, как часто бывает в мотокроссе, ничто не помещает суставу провернуться вокруг продольной "оси ноги" с риском разрыва связки.
  • Принцип: чем сложнее трасса, тем жестче защита – актуален и для мотобот. Они подразделяются на кроссовые и эндурные, каждый из видов имеет и подвид: для спорта и «так покататься». Понятно, что самая жесткие и неудобные для ходьбы – кроссовые спортивные. Зато такая обувь серьезно снижает вероятность растяжения связок голеностопа, переломов голеностопа, больше- и малоберцовой костей, костей стопы при ударных и скручивающих нагрузках. Кроме того, жесткая подошва и энергопоглощающая стелька позволяют заметно снизить и перераспределить нагрузку на стопы при приземлении после столов и трамплинов. Разнообразные «вариации на тему» комфортнее, но с меньшей защитой. Из таких компромиссов стоит обратить внимание на боты для супермото с шарниром в области голеностопа: в них больше свободы при вертикальном движения стопы, но горизонтальные и скручивающие движения ограничены.
  • У перчаток для кросса уровень защиты немногим выше, чем у простых строительных. Последние, однако, лучше греют и быстрее сохнут! Но сегодня появились перчатки типа «супермото», которые можно считать универсальными: они предотвращают от стирания и повреждения кисти при скольжении по асфальту и при ударных нагрузках, не ограничивая, однако, подвижность кисти.
  • НА «КОЛЬЦЕ». Асфальт весьма абразивен и при падении с высокой скорости почти сразу протирает текстильную экипировку до нежного тела самого мотогона. Сама техника управления «спортом» или спорттуристом не предполагает таких активных перемещений по мотоциклу, как в оффроуде, так что пилота можно довольно плотно затянуть в кожаный комбинезон

  • Именно комбез или система куртка-штаны с надежной фиксацией в значительной степени предотвращает переломы, ушибы и истирания при падении. Плотно подогнанная "шкура" не позволяет перемещаться встроенным и внешним защитным элементам-слайдерам.
  • Собственно слайдеры спасают от истирания колени пилота при характерной для трека езде со свешиванием и прохождением поворотов «на коленке».
  • Защита спины бережет грудной и поясничный отделы позвоночника от всевозможных травм. Поза «эмбриона» позволяет максимально закрыть спину чуть не до копчика, а вот на дорожнике или, хм, на чоппере такая «спинка» лишь доставит массу хлопот и неудобств, упираясь хвостом в седло байка – там нужен «хребет» покороче.
  • В обычном комбезе защиты груди нет в принципе. Она предохраняет от возможных травм мягких тканей, ребер, органов грудной клетки. Вместе с защитой спины образуют каркас, где комбез – лишь оболочка.
  • Спортивные перчатки. Высокая скорость диктует требование максимальной безопасности. Толстая кожа, фиксация мизинца и безымянного пальцев, великое разнообразие защитных элементов как с внешней стороны перчатки так и с внутренней предохраняют от травм костей и связок кисти пилота.
  • Спортивные мотоботы не предполагают опоры на ногу в прохождении поворотов. Задача спортивной обуви - защитить от истирания, ограничить подвижность голеностопа в вертикальном направлении и зафиксировать в поперечном во избежание переломов и вывихов при падении.
  • НА ДОРОГЕ …как известно, все равны. Все мы, от «скутерастов» до «пластиков» и «голдоводов», накручивая километры по дорогам общего пользования, при выборе экипировки идем на компромисс между защитой, удобством и, конечно же, «дресс-кодом»

    • Шлемы. Что выбрать: Flip-Up (с откидной челюстью), Jet (открытый) или интеграл – зависит от скорости и предпочтений. В открытом прекрасный обзор и обдув, но минимальная защита. В «откидном» можно курить и общаться, не снимая «скорлупы», уровень защиты ближе к интегралу, но он и тяжелее всех.
    • Текстиль или кожа? С точки зрения защиты кожа лучше. Даже потеряв внешний вид, она продолжает работать. Только летом в пробке чувствуешь себя в ней как в селедка в собственном соку. Текстильный экип дешевле, легче, лучше «дышит», но при этом фактически одноразовый - после серьезного падения он превращается в лохмотья. Есть и комбиринованные варианты - текстиль плюс кожа. Тут уж вам решать, в зависимости от специфики эксплуатации.
    • Обувь. Кроссовки, берцы или все же мотоботы? Надо понимать, с какой бы скоростью ты ни ехал, при падении голеностоп наиболее подвержен травмам. Соответственно, в дорожной обуви должна быть фиксация голеностопа, защищен мысок и подошва. Ни кроссовки, ни казаки такими свойствами не обладают.

    О любителях сланцев и маечек.

    Вот история, которую рассказал многократный чемпион и призер Советского Союза по многодневке, мастер спорта Вячеслав Дементьев. «Еще в советские годы, находясь на сборах, во время тренировки я упал и, похоже, вывихнул палец руки. Придя в медпункт при базе сборной СССР по велоспорту, которая находилась по соседству, я был шокирован: передо мной в очереди сидели велосипедисты, у которых была целиком ободрана спина, отсутствовали значительные части майки, у других не было половины шорт, а бедра представляли одну сплошную ссадину. Посидев пару минут в очереди и посмотрев на свой палец, я встал и ушел».

    Истории с мотофорумов (авторский текст сохранен):

    …Не справился с управлением, красочно кувыркнулся с мотика и неудачно приземлился. Из защиты – только шлем. В итоге – вывих правого плечевого сустава.

    …Ехал без экипа. На скорости 60 км/ч взорвалась камера в переднем колесе. В результате множественные ушибы и 40% тела в «асфальтовой болезни».

    …Без экипа поехал за друзьями, взявшими покататься мой скутер. На одном из поворотов разогнался, выжав из китайца ВСЁ, и – бамс! – лобовое столкновение с моим же аппаратом. В тяжелом состоянии попал в больницу с черепно-мозговой травмой, обширной «асфальтовой болезнью» и множественными ушибами. Шестнадцать швов и несколько месяцев на больничной койке.

    …Катались на квадрах. Из экипа была только куртка. На скорости 60 км/ч по глазам хлестнуло веткой. Пока моргал, влетел в дерево. Попал на два сломанных ребра и вывих лодыжки.

    …В дорожных (!) ботах катался на эндурике. После поворота лег в песочек на левую сторону, и ногу зажало мотом. По привычке попытался откатиться в сторону – нога не пустила. Перелом основания малой берцовой кости со смещением, перелом II, III, IV плюсневых костей со смещением, перелом голеностопного сустава со смещением. На эндурик – только в кроссовых ботах!!!

    РЕЗЮМЕ. Если вы думаете, что с вами уж точно ничего не случится, что вы ездите медленно и осторожно, что вас все видят и, конечно же, любят, вынужден разочаровать. На наших дорогах все еще справедлива догма: не ты, так тебя! Ну а провести сезон за рулем любимого байка, или наблюдая за ним из окна больничной палаты – персональный выбор каждого. Ведь было достаточно просто надеть экип.

    Подпишитесь на «За рулем» в

    18.03.2011
    Поделиться: