По дорожке и одежка: все о защитной экипировке

Защиты много не бывает – это ясно как дважды два. Но чтобы лучше разобраться в ее свойствах, рассмотрим экип по «специализации».
Никакая экипировка не гарантирует полное отсутствие травм, но существенно снижает тяжесть их последствий!

«На каждый день» большинство выбирает что попроще, подешевле, полегче. При этом многие задаются вопросом «ЧТО?», не ответив на вопрос «ЗАЧЕМ?». А ведь для разной техники (и техники езды) и рекомендации тоже разные.

ВНЕ ДОРОГ. Поездки и соревнования вне асфальта, по естественным и искусственным трассам и без дорог вообще требуют специфического подхода. Главное внимание защите тела, головы и конечностей от ударов о твердые предметы (камни, деревья, сам мотоцикл, грунт при неудачном приземление после затяжного прыжка и т.п.). Кроме того, техника пилотирования подобного мотоцикла подразумевает активные движения пилота, включая использование ног для опоры. Зато сравнительно невысокая скорость и относительно низкий коэффициент сцепления с грунтом позволяют отнести повреждения кожных покровов при скольжении в результате падения на второй план. Мы уже писали о выборе «грязного» экипа («Мото», №9–2010), но повторение с уточнениями не помешает.

К сожалению, защиты от перелома ключицы нет ни у какой экипировки. Существующие элементы могут защитить от прямого удара сверху по защитному элементу, но при падении на область плечевого сустава ключица не защищена.
При падении на спину «черепаха» обеспечивает более эффективную защиту по сравнению с «панцирем».
При падениях такого рода основная опасность в ударе ребрами о руль мотоцикла. «Панцирь» защищает от этого как нельзя лучше.

НА «КОЛЬЦЕ». Асфальт весьма абразивен и при падении с высокой скорости почти сразу протирает текстильную экипировку до нежного тела самого мотогона. Сама техника управления «спортом» или спорттуристом не предполагает таких активных перемещений по мотоциклу, как в оффроуде, так что пилота можно довольно плотно затянуть в кожаный комбинезон

В этом случае скольжение может продолжаться до 15-20 метров, и только правильно подобранная кожаная экипировка защитит от возможных травм.

НА ДОРОГЕ …как известно, все равны. Все мы, от «скутерастов» до «пластиков» и «голдоводов», накручивая километры по дорогам общего пользования, при выборе экипировки идем на компромисс между защитой, удобством и, конечно же, «дресс-кодом»

  • Шлемы. Что выбрать: Flip-Up (с откидной челюстью), Jet (открытый) или интеграл – зависит от скорости и предпочтений. В открытом прекрасный обзор и обдув, но минимальная защита. В «откидном» можно курить и общаться, не снимая «скорлупы», уровень защиты ближе к интегралу, но он и тяжелее всех.
  • Текстиль или кожа? С точки зрения защиты кожа лучше. Даже потеряв внешний вид, она продолжает работать. Только летом в пробке чувствуешь себя в ней как в селедка в собственном соку. Текстильный экип дешевле, легче, лучше «дышит», но при этом фактически одноразовый - после серьезного падения он превращается в лохмотья. Есть и комбиринованные варианты - текстиль плюс кожа. Тут уж вам решать, в зависимости от специфики эксплуатации.
  • Обувь. Кроссовки, берцы или все же мотоботы? Надо понимать, с какой бы скоростью ты ни ехал, при падении голеностоп наиболее подвержен травмам. Соответственно, в дорожной обуви должна быть фиксация голеностопа, защищен мысок и подошва. Ни кроссовки, ни казаки такими свойствами не обладают.

О любителях сланцев и маечек.

Вот история, которую рассказал многократный чемпион и призер Советского Союза по многодневке, мастер спорта Вячеслав Дементьев. «Еще в советские годы, находясь на сборах, во время тренировки я упал и, похоже, вывихнул палец руки. Придя в медпункт при базе сборной СССР по велоспорту, которая находилась по соседству, я был шокирован: передо мной в очереди сидели велосипедисты, у которых была целиком ободрана спина, отсутствовали значительные части майки, у других не было половины шорт, а бедра представляли одну сплошную ссадину. Посидев пару минут в очереди и посмотрев на свой палец, я встал и ушел».

Истории с мотофорумов (авторский текст сохранен):

…Не справился с управлением, красочно кувыркнулся с мотика и неудачно приземлился. Из защиты – только шлем. В итоге – вывих правого плечевого сустава.

…Ехал без экипа. На скорости 60 км/ч взорвалась камера в переднем колесе. В результате множественные ушибы и 40% тела в «асфальтовой болезни».

…Без экипа поехал за друзьями, взявшими покататься мой скутер. На одном из поворотов разогнался, выжав из китайца ВСЁ, и – бамс! – лобовое столкновение с моим же аппаратом. В тяжелом состоянии попал в больницу с черепно-мозговой травмой, обширной «асфальтовой болезнью» и множественными ушибами. Шестнадцать швов и несколько месяцев на больничной койке.

…Катались на квадрах. Из экипа была только куртка. На скорости 60 км/ч по глазам хлестнуло веткой. Пока моргал, влетел в дерево. Попал на два сломанных ребра и вывих лодыжки.

…В дорожных (!) ботах катался на эндурике. После поворота лег в песочек на левую сторону, и ногу зажало мотом. По привычке попытался откатиться в сторону – нога не пустила. Перелом основания малой берцовой кости со смещением, перелом II, III, IV плюсневых костей со смещением, перелом голеностопного сустава со смещением. На эндурик – только в кроссовых ботах!!!

РЕЗЮМЕ. Если вы думаете, что с вами уж точно ничего не случится, что вы ездите медленно и осторожно, что вас все видят и, конечно же, любят, вынужден разочаровать. На наших дорогах все еще справедлива догма: не ты, так тебя! Ну а провести сезон за рулем любимого байка, или наблюдая за ним из окна больничной палаты – персональный выбор каждого. Ведь было достаточно просто надеть экип.

Андрей Уткин, главный врач мед.центра «Спасские ворота-мед», главный врач чемпионата России по ШКМГ 2008–2010, серебряный призер Кубка МФР по супермото 2010.

Подпишитесь на «За рулем» в