Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Покупаем Suzuki Grand Vitara

На Востоке пожелание «Жить тебе в эпоху перемен!» считается проклятьем; и создатели «Гранд-Витары» об этом, похоже, не забывают.
Полная версия

Машина на конвейере уже восьмой год и за это время не претерпела серьезных изменений. Тем не менее интерес к ней не ослабевает: за девять месяцев этого года «Сузу» разошлась по России тиражом более чем 11 тысяч экземпляров! Достоинств у «Сузуки» немало, но главный козырь – проходимость: на фоне многочисленных «паркетных» якобы-вседорожников «Витара» выглядит настоящим вездеходом.

«Сузуки-Гранд-Витара», от 899 000 руб., КАР – от 8,42 руб./км

Дело в том, что сегодня «Витара» превратилась в автомобиль едва ли не уникальный. У нее выносливое шасси и крепкая внедорожная начинка: многорежимная полноприводная трансмиссия с демультипликатором. Вот почему за пределами асфальта «Сузуки» не чувствует себя беспомощной легковушкой – в отличие от большинства модных ныне кроссоверов, которые всячески изображают из себя бравый джип, а на деле пасуют перед дорогами, лишенными твердого покрытия.

Лишь двое из них могут сегодня похвастать понижающей передачей – это «Субару» моделей XV-1,6 и «Форестер-2,0», да и то недостаточно радикальной – передаточное отношение всего 1:1,45. Еще есть универсальный вседорожник «Сан-Йонг-Кайрон». Однако он позволяет использовать полный привод исключительно на бездорожье: передний мост у него подключается жестко. А младший брат «Витары» «Джимни», обладая еще лучшей проходимостью, слишком мал – для семьи он не годится.

Сколько стоит?

«Гранд-Витара» начинается с отметки 899 000 рублей, однако трехдверную версию с 1,6-литровым мотором, ручной коробкой и упрощенной трансмиссией выгодной не назовешь: с настоящей «Витарой» она имеет мало общего.

Полноценная «Гранд-Витара» – это пятидверка. Точка входа находится на отметке 1 019 000 руб. за версию с «механикой». «Автомат» стоит 50 тысяч для 2-литровой модификации и 60 тысяч для версии с мотором 2,4 литра. Учитывая тот факт, что даже базовые версии укомплектованы весьма прилично, цены на 5-дверную «Витару» действительно привлекательны. Если позволяют средства, весьма выгодным приобретением станут машины в топовых комплектациях JLX-E и JLX-EL-NAV: в них уже будет ESP, которая этому автомобилю все-таки нужна.

Короткобазный вседорожник – вещь в себе: это либо серьезный инструмент для оффроуда (геометрическая проходимость у «коротышек» лучше), либо своего рода стильное купе с внедорожным уклоном для эгоиста. К сожалению, 3-дверная «Гранд-Витара-1,6» не состоятельна ни в одном из этих амплуа. Безусловно, выглядит такая машина весьма стильно, да и с вместительностью у нее все в порядке: двое взрослых среднего телосложения легко размещаются во втором ряду; а небольшой багажник все же способен принять в себя содержимое тележки из супермаркета.

Проблемы базовой трехдверки заключаются в энерговооруженности и трансмиссии: она оснащена 106-сильным 1,6-литровым мотором, ручной коробкой и упрощенным полным приводом без понижающей передачи. Такая «Витара» даже по асфальту перемещается крайне неспешно – сотня за 14,4 секунды! А уж о том, чтобы месить крупными колесами глубокий снег или вязкую грязь, и вовсе не может быть и речи: сцепление тотчас же прикажет долго жить. Девятьсот тысяч за столь бесталанную машину – явный перебор: полноприводный «Сузуки-SX4 более чем на четверть дешевле и лучше практически по всем параметрам.

А вот короткая «Витара» с 2,4-литровым мотором и АКП – совсем другое дело! У нее и двигатель не страдает недостатком потенции, и внедорожный арсенал присутствует в полном объеме. Такая машина удобна и в толкотне по каменным джунглям, и на бездорожье не спасует. Одна незадача: ценник у такого «Сузу» выходит хорошо за миллион.

Снаружи и внутри

Конечно, на восьмом году жизни внешность «Гранд-Витары» уже нельзя назвать модной. Однако нынешней осенью машина перенесла скромную пластическую операцию и теперь выглядит немного свежее. Кроме того, в отличие от большинства откровенно мультяшных джипчиков, «Сузуки» смотрится очень мужественно – как и подобает полноценному вседорожнику: резкие грани, плоские поверхности, классические пропорции и, конечно, «запаска» на пятой двери, добавляющая машине определенного шарма.

Салон скомпонован в свойственной вседорожникам манере. Водитель и пассажир высоко восседают над землей, а процесс посадки-высадки проблем не вызывает: входить в машину через широкие двери очень удобно. Внутренние размеры вполне соответствуют ожиданиям. По запасу пространства в ногах задний диван, возможно, не самый просторный в классе, зато по ширине на нем с приемлемым комфортом можно разместиться и втроем. Раздельные спинки регулируются по углу наклона – и это еще один весомый плюс: в дальней дороге пассажиры могут менять позу. Жаль только, что плоские подушки установлены слишком горизонтально. Уровень комфорта на «галерке» повышают подстаканники, центральный подлокотник, плафон подсветки и пара крючков для одежды.

Интерьер обставлен просто, но со вкусом. Особенно хорошо смотрятся машины со светлой обивкой и 6-дюймовым сенсорным дисплеем (он появился после рестайлинга). Темный салон не столь наряден, зато куда более практичен. Но вне зависимости от цвета обивки верхняя часть центральной панели и подоконники дверей отлиты из черного пластика.

С функциональностью тоже полный порядок. «Сузуки» в своем репертуаре: здесь нет никаких дизайнерских изысков и неординарных решений. В то же время все кнопки-клавиши и крутилки-вертелки находятся на своих местах и работают как надо. Жаль, что USB-разъем положен только самой дорогой комплектации. Зато на центральном тоннеле предусмотрено две 12-вольтовые розетки!

Так или иначе, и снаружи, и внутри «Гранд-Витара» производит впечатление исключительно добротного автомобиля, который стоит своих денег и, несмотря на возраст, не отпугивает ни пенсионерским стилем, ни нарочитым аскетизмом.

За рулем

Именно с места водителя «Сузуки» в полной мере ощущается как настоящий, всамделишный джип. Высоко поставленное кресло позволяет обозревать границы капота. Те же, кто привык к более легковой посадке, смогут опуститься вниз: диапазон вертикальной регулировки кресла здесь более чем достаточный. Учите только, что водителям, вымахавшим за пределы 180 см, придется выбирать – усаживаться «по рулю» или «по педалям»: рулевая колонка двигается только вверх-вниз.

И это, пожалуй, единственный случай неприятного постоянства в эргономике «Витары». В остальном она была и остается неплохо продуманной. Все органы управления находятся там, где их ожидаешь найти, и работают логично, с четко выверенными усилиями.

Машина на «руке» продолжает наполнять мачизмом образ настоящего джипа: педали расположены достаточно свободно – можно ездить хоть в болотных сапогах! И усилия на них вполне мужские. А вот красивые и толковые приборы с люминесцентной подсветкой немного выпадают из общей внедорожной канвы: расположенные в глубоких раструбах, они скорее пошли бы спорткару.

Но более всего порадовала отличная обзорность вперед и по сторонам. Назад – чуть хуже: в поле зрения навязчиво лезут массивные задние стойки, да и высоко расположенная нижняя кромка стекла не добавляет уверенности при маневрировании задним ходом. К вертикальной же стене можно подкатываться вплотную, ориентируясь по «запаске». Большие боковые зеркала хороши без всяких оговорок.

Грузим чемоданы

Дверь багажника закреплена на вертикальных петлях – с этой данностью приходится мириться владельцам всех вседорожников, у которых «запаска» висит на задней стенке кузова. В сущности, ничего плохого в этом нет. Вот только японцы упрямо отказываются перевешивать «калитку» на левую сторону на тех машинах, которым суждено обитать в условиях правостороннего движения. Следует всегда держать в голове, что на тесной парковке у супермаркета вам потребуется дополнительный метр свободного пространства – иначе дверь просто не распахнуть. Тут бы пригодились фиксаторы промежуточных положений, но их нет.

Параметры багажника – средние: его объем составляет 398 литров. Отрадно, что угловатая корма с высоким потолком и съемная полка позволяют без труда грузить крупногабаритную поклажу «под крышу»: иногда это бывает полезным. Схема трансформации традиционная: диван складывается в пропорции 60:40. При этом сначала спинка ложится на подушку, а затем полученный «сэндвич» откидывается вперед, принимая вертикальную позицию. Конечно, в таком положении складная мебель по  длине ограничивает зону погрузки. С другой стороны, если бы складывались только подушки, инженерам пришлось бы поднимать пол багажника, увеличивая погрузочную высоту и уменьшая его глубину.

Так что грузовые возможности «Гранд-Витары» следует признать вполне достаточными. Не хватает лишь откидного лючка в спинке дивана: для того чтобы перевезти лыжи, придется складывать одну из секций заднего ряда.

По дорогам…

Заряда бодрости 2-литрового двигателя хватает только на спокойное перемещение: все приказы ехать более-менее активно автомобиль выполняет через силу. Даже в теории машина разгоняется до сотни за 12,5 с с МКП и 13,6 с «автоматом» – то есть примерно на секунду-полторы дольше «паркетных» конкурентов, оснащенных схожими моторами. Практическая езда подтверждает скромные возможности мотора: с АКП приемлемая динамика заканчивается уже по достижении 110 км/ч, а с «механикой» машина скисает после 120 км/ч. Выходить на обгоны становится крайне сложно. И даже для того, чтобы поддерживать приличествующую загородному шоссе крейсерскую скорость, машину приходится постоянно пришпоривать. Мотор неохотно раскручивается и к тому же весьма посредственно тянет на низких оборотах. Единственное, что создает иллюзию динамики, это шум после 4000 об/мин.

К слову, «автомат» адекватно и достаточно проворно меняет передачи, а в спортивном режиме ощутимо быстрее переходит в кик-даун. Но если финансы вынуждают выбирать 2-литровый мотор, то лучше брать «Гранд-Витару» с «механикой». И хотя ходы рычага коробки великоваты, а трансмиссионные шумы прослушиваются отчетливее, «ручка» позволяет лучше реализовать скромные возможности этого двигателя.

Если же «автомат» является обязательным условием покупки, то лучше все же взять 2,4-литровую версию. В пределах городских скоростей более мощный «Сузуки» бегает удивительно шустро, да и обгоны ему даются намного легче. При этом шумит машина заметно меньше. Жаль только, что 169-сильный мотор дороже на целых 120 000 рублей.

А уж расход топлива у любой «Витары» умеренным не назовешь. Разве что в очень спокойном режиме (80–90 км/ч на свободной автомагистрали) можно добиться 11 литров на сотню. А в городе меньше 15 литров не получается никак.

Еще одна претензия к «Сузуки» касается плавности хода. С дорожной мелочью подвеска справляется неплохо, но на крупных неровностях вас довольно ощутимо потряхивает. Разбитый проселок – это вообще серьезное испытание для вестибулярного аппарата. Но есть здесь одно весьма существенное замечание. При езде по бездорожью и буксировке тяжелого прицепа кузов испытывает повышенные нагрузки. Если по проселкам регулярно скакать на кроссовере, его несущий кузов со временем накапливает усталостные напряжения и теряет первоначальную жесткость. А у «Гранд-Витары» так называемая интегрированная рама, то есть в основание ее несущего кузова по всей длине от бампера до бампера вварены мощные силовые элементы. Такая конструкция позволила добиться необходимой для тяжелой эксплуатации прочности и при этом сохранить удобную компоновку, хорошие ездовые качества и характеристики пассивной безопасности.

Мало того, у «Сузуки» неожиданно приличные ездовые качества. Автомобиль не раскачивается на волнах, не сильно кренится в поворотах, демонстрируя достаточно быстрые и четкие реакции на действия рулем. По мере приближения к пределу «Сузу» начинает довольно рано и плавно дрейфовать наружу поворота всеми четырьмя колесами. Это, конечно, далеко не «паркетник», но по джиперским меркам «Гранд-Витара» управляется более чем надежно. Разве что немного не хватает чувствительности тормозам: на первой трети хода педаль слегка ватная.

Как и все полноприводники со свободным межосевым дифференциалом, «Сузуки» ведет себя неоднозначно при прохождении поворотов под тягой – он может заскользить как передней, так и задней осью. Конечно, раскатанная под дождем грунтовка – это все-таки не снег или лед. Но зимой «Гранд-Витаре» уж точно не помешает ESP, которая, как уже говорилось, появляется только в комплектации JLX-E.

…и без них

Проходимость «Гранд-Витары» – это ее конек: внедорожные качества «Сузуки» заведомо лучше, чем у любого паркетника. Во-первых, у машины постоянный полный привод, тогда как у кроссоверов лишь муфта автоматического подключения. При длительной пробуксовке она быстро перегревается и отключается во избежание поломки, оставляя автомобиль на какое-то время беспомощным. Муфта «Хальдекс» не отключится из-за перегрева, да вот только при интенсивной эксплуатации на бездорожье  быстро изнашивается. Постоянный же полный привод с механической блокировкой центрального дифференциала позволяет ездить по бездорожью сколь угодно долго, без ущерба для проходимости и долговечности трансмиссии.

Кроме того у «Гранд-Витары» есть обязательный атрибут настоящего джипа – понижающая передача в «раздатке». При повороте флажка в позицию 4L Lock каждая из передач в коробке становится вдвое сильнее, и автомобиль с остервенением будет рыть землю там, где обычный кроссовер даже не сможет тронуться с места. Ко всему прочему вездеходные качества «Сузу» не зависят от электроники – скажем, в отличие от того же «Фрилендера», который считается одним из самых способных на бездорожье кроссоверов.

Однако геометрическая проходимость «Гранд-Витары» все же не так хороша, как хотелось бы. Под передним бампером висит пластиковый фартук, который легко можно оторвать. Дорожный просвет ограничен выхлопной трубой, проходящей под картером заднего моста: даже у незагруженной машины глушитель от дороги отделяют 190 мм. Для вседорожника с таким потенциалом этого до обидного мало! Более того, если лечь на «брюхо», можно повредить выпускную систему, так что настоятельно рекомендуем установить стальную защиту картеров двигателя, коробки и «раздатки». Да, 14 тысяч рублей – это немало. Но оно того стоит!

Наконец, обнаружилась нехватка блокировок межколесных дифференциалов. Поскольку подвеска у «Сузуки» не слишком длинноходная, машина легко ловится на диагональном вывешивании. Спасает только система стабилизации, имитирующая мягкую блокировку дифференциалов, которая показала себя достаточно эффективной.

Учтите также, что штатные летние шины не особенно пригодны для сколь-либо серьезного офф-роуда: «Витара» на них нещадно скользит по грязи. Оптимальный вариант – всесезонные покрышки с более «злым» протектором.

Безопасность

Несмотря на преклонный возраст, машина заработала в краш-тестах Euro NCAP хорошую оценку. Нареканий «Сузу» получил не так много: эксперты отметили посредственную защиту коленей сидящих спереди, а также высокие нагрузки от ремня на грудную клетку. Впрочем, подобной критики удостаиваются даже более современные автомобили.

Отрадно, что вне зависимости от комплектации у «Сузуки» есть полный комплект из шести эйрбэгов. Детей можно перевозить в специальных креслицах, закрепленных как штатными ремнями безопасности, так и при помощи петель изофикс. Правда, правая фронтальная подушка не отключается, посему на переднем сиденье детское кресло следует крепить исключительно по ходу движения.

 

 

Эксплуатация, сервис

На все «Гранд-Витары» действует гарантия, ограниченная тремя годами и пробегом в 100 000 км. Согласно регламенту, техническое обслуживание предписано проходить каждые 15 тысяч километров. Гарантия у «Сузуки» прописана достаточно четко, без каких-либо подводных камней, а российская сеть фирменных техцентров за последнее время значительно расширилась и ныне охватывает более полусотни городов. В Москве и области их 16, в Питере – 6.

Правда, обслуживание «Сузу» дешевым не назовешь. Даже в минимальном объеме, без учета колодок и свечей, ТО потребует значительных трат. Да и оригинальные запчасти стоят прилично. Впрочем, отправляясь на «Гранд-Витаре» в дальнее путешествие, можете смело уповать на то, что японский автомобиль с проверенной временем конструкцией в дороге точно не подведет.

Мы решили

Многорежимная полноприводная трансмиссия, надежные моторы, удобный и просторный салон, достойный уровень безопасности, чистокровная японская сборка и адекватная цена – уникальная совокупность факторов, позволяющая «Гранд-Витаре» оставаться востребованной на протяжении долгого времени. Но самое большое удовлетворение от покупки «Сузуки» вы испытаете на бездорожье, которого машина совершенно не боится.

Подпишитесь на «За рулем» в

14.11.2012
Поделиться: