Помимо автомобилей-носителей в шинных тестах участвует парочка вспомогательных машин. Их участи посочувствовал автор.
ПО ПЛЕЧУ
«Шевроле-Нива» – ветеран тестовой службы. В молодости машине не раз довелось покататься по междугородным маршрутам, но потом от этих обязанностей ее отстранили: и скорость не та, и аппетит немаленький. После того как «Нива» накрутила 100 000 км, ее пробеги (старость не радость) и вовсе ограничили дорогами Самарской области, в основном по маршруту город – полигон. В таком плечевом режиме (50 км в одну сторону) она намотала еще 80 тысяч. Сейчас показания одометра перевалили за 180 000 км. Учитывая, что официальный ресурс составляет 90 тысяч, машина отпахала два срока!
При этом «Шеви» по-прежнему в строю – исправно возит команду испытателей, комплекты колес. Процесс ежедневной трансформации салона давно доведен до автоматизма. Впрочем, в довольно скромное чрево требуемое количество шин не влезает, выручает большущий прицеп, способный поглотить до восьми комплектов 13-14-дюймовых колес или до шести – 15-16-дюймовых. Вес такой поклажи близок к четырем центнерам при собственной массе прицепа за стольник. Получается, что почти половину пробега «Нива» трудилась в качестве тягача, волокущего на крюке не менее полутонны. Одновременно вездеход исполняет обязанности командирского автомобиля (на нем проверяют состояние испытательных трасс и спецплощадки для оценки проходимости), а также эвакуатора. Особенно много работы зимой – тестовые авто так и норовят утонуть в сугробе.
За время службы почти не осталось узлов и агрегатов, которых не коснулась рука человека. Разве что кузов с остеклением, фарами и фонарями да гидроусилитель руля. Заменено или отремонтировано практически все, причем по нескольку раз, – чтобы подсчитать новые детали, не хватит пальцев на руках и ногах десятка человек.
Но нет худа без добра: если вовремя обновлять те или иные детали, «Ниве» вполне можно доверять. Она никогда не подводила нас в дороге, всегда дотягивала прицеп до дома.
Последний пример. При выезде с полигона неожиданно захрустела ступица правого переднего колеса. Хромая «Нива» самостоятельно добралась до гаража, а на другой день – до мастерской. В общем, доказала, что для такого рода работы она пусть не идеальный, но вполне подходящий вариант. Естественно, с учетом скромной цены.
В конце этого года ей исполнится десять лет, пора на покой. На замену нашей «плечевой» трудяге планируем купить такую же.
КАРТОЧНЫЙ ДОМИК
«Соболь» для нас – дом на колесах. В зимнее время служит теплушкой для электрогайковертов и гидродомкратов, которые не любят долгое время пребывать на морозе. Летом дает усталым испытателям тень. Переоборудованный нами салон состоит из трех отсеков. Передний – места для водителя и двух пассажиров. В средней части мини-офис, в который стекается вся информация о ходе тестов, реже – переговорная и место отдыха. В хвосте сарайчик для техоснащения – трехкиловаттного бензогенератора, мощного компрессора с ресивером для накачки шин, гайковертов, домкратов, мотопомпы со шлангами и разбрызгивателями для полива асфальта, мойки высокого давления, галогенных светильников для освещения в ночное время, канистр с топливом и прочей мелочовки. К одной из дверей прикручена доска объявлений: на ней вывешиваем задания и списки очередности смены шин.
Казалось бы, работа у нашего вэна непыльная: прибежал утром из города на полигон – и стой до вечера, дожидаясь обратной поездки. Зимой, правда, приходится время от времени пускать мотор, чтобы прогреть салон. Потому и пробег у него скромный – за шесть лет и 30 000 км не накатал.
У этой машины интересный талант – она рассыпается на ровном месте. Причем на стоянке процесс идет даже интенсивнее, чем в движении. Итог очевиден: это самый нелюбимый автомобиль команды. Каждый выезд на полигон сопровождается мелким или средним ремонтом.
Постоянно досаждают проблемы с домовой частью: то замок сдвижной двери отказывается отпираться, то бастуют защелки двери заднего «сарайчика».
Автомобильная сторона тоже не радует. Ватные тормоза включаются в работу с ощутимой задержкой да и растормаживаться не спешат.
С завидным постоянством (примерно раз в 10 000 км) рвутся опоры двигателя. Рычаги щеток стеклоочистителя, как их ни затягивай, проворачиваются на осях, сдвигая сектора очистки то в одну, то в другую сторону.
Последнее «достижение» – лопнувший выпускной коллектор.
Зимой «избушка» легко пускается, быстро прогревающийся мотор наполняет просторный салон теплом – спасибо двум мощным отопителям. Но при крепком морозе двигатель на холостом ходу умудряется перегреваться, периодически заставляя вентилятор срабатывать. При этом из обеих печек почему-то дует холодный воздух. Чтобы он стал горячим, требуется каждые пять-семь минут гонять двигатель на повышенных оборотах.
Увы, наш домик оказался картонным. Коллеги шутят: мол, «Соболь» – машина вечная, намекая на то, что продать ее вряд ли удастся. Если все-таки надумаем, выберем другую марку.