Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

BMW 520d Touring: идеальный путешественник

В этом году мне удалось осуществить свою давнюю мечту – сбежать из Москвы от новогоднего безумия и провести отпуск с пользой, отправившись к самой западной точке Европы – мысу Кабо да Рока в Португалии. Для полноты ощущений в качестве основного средства передвижения был выбран самый популярный в Европе тип автомобиля – большой дизельный универсал.
Полная версия

Средневековье автомобилям не помеха

Еще с начала 1990-х годов прошлого века за Россией закрепилась репутация страны больших немецких седанов. Но каждый раз оказываясь в Европе, удивляешься тому, насколько широко представлен на здешних дорогах универсал, у нас незаслуженно обойденный вниманием. Впрочем, и в России есть прослойка автомобилистов, предпочитающих этот тип кузова, совмещающий привычную посадку и управляемость седана с большими «грузовыми» возможностями. Я и сам бы давно вошел в их число, но каждый раз, когда у нас в семье заходит речь о смене машины, предложение посмотреть что-нибудь в кузове универсал у прекрасной половины вызывает одну и ту же реакцию: «Это же сарай!»… Поэтому предложение коллег из BMW попробовать в этой поездке 520d «Туринг» показалось мне отличной возможностью искоренить подобную предвзятость.

Приземлившись в Лиссабоне в канун Нового года, первые три дня нашего двухнедельного путешествия мы провели пешеходами. И если обычный турист отправляется прямиком по местным достопримечательностям, то автомобильный журналист добавляет к их списку «объекты транспорта и инфраструктуры», или, попросту говоря, дороги и парковки.

Вид на порт Лиссабона и район Альфама с самой верхней точки города — крепости Сан-Жоржи, построенной после захвата мавританской крепости Алькасар первым королем Португалии Афонсу Энрикишем в 1147 году. После ее превратили в королевскую резиденцию, названную в честь святого Георгия — покровителя рыцарей и крестовых походов.

Не самый населенный город мира (чуть более полумиллиона человек, вместе с пригородами — 2,6 млн) Лиcсабон кажется больше и по пространству, и по популяции. Такое впечатление возникает из-за сочетания плотной застройки исторического центра и широких проспектов-авенид. Реплика Скалозуба из «Горе от ума» «пожар способствовал ей (Москве. – Ред.) много к украшенью» воспринимается уже иначе, когда глядишь на город, облик которого сложился после реконструкции, последовавшей вслед за почти полным разрушением во время Великого лиссабонского землетрясения 1 ноября 1755 года. В результате сегодня на прямых и достаточно широких даже по меркам XXI века улицах трудно попасть в пробку в час пик.

Заброшенные здания в Лиссабоне служат холстом для работ художников-граффитистов. Порой их полотна достигают поистине монументальных размеров.

Отдельная история – зеленые насаждения. В то время как в Москве и других городах России проектировщиками владеет необъяснимая любовь к газонам, с которых зимой, весной и осенью на дорогу попадают грязь и пыль, разносимые затем транспортом по всему городу, в Лиссабоне увидеть газон рядом с дорогой нереально. Тротуары повсюду замощены характерной белой брусчаткой. Роль же «зеленых легких» выполняют многочисленные скверы и бульвары. Самый впечатляющий – Avenida da Liberdade.

Авенида да Либертаде появилась в 1879—1886 годах по образу и подобию парижских бульваров. Создание этой улицы протяженностью в 1 100 и шириной в 90 метров стало важным этапом в истории развития города и расширению его на север. Здесь начали селиться обеспеченные жители и строиться элитные дома. С XIX века здесь сохранились памятники португальской истории и городской архитектуры.

Центральная ее часть отдана под транзитное движение, отделенные бульварами боковые дублеры – односторонние, со съездами в подземные паркинги. Притом что в некоторых местах авенида насчитывает до девяти рядов для движения транспорта, она не выглядит автобаном, неуместным в городе – эти девять рядов перемежаются с равным количеством зеленых полос из эвкалиптов и кустарника.

Фуникулеры, как и старый трамвай, — один из символов Лиссабона. В этом городе фуникулер — не только туристический аттракцион, но и вид городского транспорта. В городе есть три фуникулерных маршрута, среди которых первый фуникулер в мире — Lavra. Он открыт в 1884 году и соединяет площадь Largo da Anunciada с районом Тorel.

В то время как московские власти вовсю рассказывают о повальной деавтомобилизации европейских городов и триумфе общественного транспорта, в Лиссабоне, как, впрочем, и в древних Синтре, Коимбре и Порту, подобного и в помине нет. Да, центр всех городов изобилует пешеходными зонами, по старым кварталам Лиссабона и Порту курсируют трамваи, над улицами идут фуникулеры, а между центром и периферийными районами агломерации — автобусы. Автомобиль занимает в жизни португальцев ничуть не меньшее место.

Платная в рабочие часы парковка с 19.00 до 9.00 превращается в доступную бесплатную парковку даже в старых районах португальских городов

Пресловутый «европейский опыт» платных парковок в Москве также не имеет ничего общего с европейскими реалиями. На большинстве улиц крупных городов в центре парковка платная. Можно оплатить время с шагом в 15 минут до четырех часов. Самая короткая стоянка обойдется в 25 евроцентов. Сутки в крытом подземном паркинге, которые встречаются на каждой большой улице и у каждого крупного отеля, обойдутся в 8 евро. Но необходимо быть внимательным: надписи на английском присутствуют не везде, и если не угадаешь с паркингом и тарифом, можно раскошелиться на значительно большую сумму. Отличие от московской интерпретации «европейского опыта» регулирования трафика в исполнении Собянина и Ликсутова – наличие абсолютно бесплатной парковки в «карманах» на улично-дорожной сети с 19.00 до 09.00. Вопрос с парковкой автотранспорта жителей самых старых районов решен радикально – многие из улиц там украшены знаком «Парковка только для резидентов». Берут ли с них за это плату? Не уверен.

Резидентская парковка в центре Лиссабона. Удобство одностороннего движения при наличии сетки параллельных улиц — несомненное благо

Туринг — это вам не «сарай»!

После того как отгремел Новый год, который многие жители Лиссабона и примкнувшие к ним туристы отметили на Praça do Comércio, мы направились в тот самый деловой пригород. Всего 18 евро по счетчику, и такси тормозит у бизнес-кластера Лагоаш-Парк, что в 25 км от столицы. Здесь среди офисов местных представительств мировых корпораций находится и португальское отделение BMW. Отсюда мы начинаем наше путешествие по Португалии с BMW 520d Touring.

Крупные офисы в центре португальских городов не так часты, если не считать крупных торговых центров. За малым исключением офисные комплексы располагаются в городах и районах-спутниках. На фото — бизнес-центр Лагоаш-Парк в 25 км от столицы.

  Уже первого взгляда на недавно обновленную «пятерку» (F11 LCI) достаточно, чтобы навсегда позабыть нелепое «сарай». Благодаря сочетанию выштамповки на боковине с длинной линией крыши автомобиль выглядит огромным, стремительным и в то же время более изящным, чем седан. Ощущение усиливалось окраской в цвет «серебристый ледник металлик» – «пятерка» «Туринг» смотрится не просто внушительной и солидной, но и чудовищно большой.

«Пятый» «Туринг» смотрится гораздо стремительнее своего собрата-седана

Комплектация, доставшаяся мне на тест, была очень занятной. Так, в отделанном хромом, вставками под дерево и кожей салоне сиденье было оборудовано электроприводом лишь частично – клавишами регулировались только высота кресла, наклон спинки, подушка сиденья и подкачка поясничного отдела. Подколенный подпор и расположение в горизонтальной плоскости регулировалось механически, как и положение руля. Логика такого решения стала понятна уже через пару дней. Ведь настроив сиденье и рулевую колонку один раз, менять часто их положение владельцу, скорее всего, не придется.

Зато в нашем «Туринге» имелась штатная система управления iDrive с технологией Black Panel для комбинации приборов и панели управления системы кондиционирования. Опциональный 10,25-дюймовый ЖК-дисплей с функцией «полиэкран» понравился мне еще в дни теста нового BMW Х5 – это действительно та опция, на которую стоит раскошелиться. Чего не скажешь о сенсорном контроллере iDrive с распознаванием рукописного ввода.

Интерьер «Туринга» не имеет отличий от седана, за исключением более удобного пространства багажника, прикрытого автоматической шторкой.

Переключив язык бортового компьютера на русский, обнаружил, что навигация не поддерживает русскоязычное написание, в то время как алфавит в контроллере поменялся на кириллицу. Окей, попробуем голосовой ввод, решил я. Следующие пятнадцать минут были проведены в безуспешных упражнениях в произношении португальских названий. Система, выслушав, как я произношу название улицы, предлагала все что угодно, кроме того, что нужно. Поиск по точкам по интересам (POI) успеха тоже не принес: очевидно, наш скромный двухзвездочный отель недотягивал до уровня премиум-бренда и в списках не значился.

Наряду с историческим трамваем по улицам Лиссабона курсируют и современные скоростные. И те и другие передвигаются бесшумно благодаря особой технологии укладки рельсов.

Сенсорный ввод оказался головоломкой почище кубика Рубика, а инструкция к автомобилю на португальском ясности не внесла. Расставшись с надеждой найти с машиной общий язык, пришлось накручивать iDrive в поисках улицы. Впоследствии побороть систему получалось через раз, когда искомая точка обнаруживалась в списках POI. Выходом из ситуации стал режим интерактивной карты, позволяющий задать точку через виртуальный прицел, найдя искомый адрес на смартфоне с помощью замечательного приложения MapsWithМe. И уж если нужный адрес оказывался найден, навигация работала без ошибок. Покидав поклажу в 560-литровый багажник (при необходимости его объем можно увеличить до фантастических 1670 л!) с автоматически закрывающейся шторкой, мы отправляемся. Наш путь лежит к побережью в один из популярнейших курортных городков Кашкаиш.

Порт Кашкаиш

Два литра — много или мало?

Под капотом нашего «Туринга» скромный четырехцилиндровый двухлитровый дизелек. Он обеспечивает неплохой момент, создавая ощущение динамичного ускорения на старте. Восьмиступенчатая АКП ZF позволяет машине даже с таким мотором разгоняться, идти по автостраде на разрешенных 130 км/ч и довольно охотно выкатываться до 160 км/ч на обгонах. Динамикой спорткара BMW 520d, в отличие от дизельной «единички» с тем же двигателем, конечно же, не обладает. Но и показатель в 8,2 с до сотни весьма впечатляет, если помнить, что тащить приходится уже не 1200, а 1800 кг.

Неукоснительное соблюдение ПДД в части стоянки и остановки не входит в число добродетелей португальцев. Припарковаться вторым рядом или на переходе для них обычное дело. Нарушитель рискует получить замок на колесо и штраф. Эвакуаторы — редкость и применяются только там, где это необходимо.

 

По сравнению с BMW X5 изменение режима настроек с EcoPRO или COMFORT на SPORT проявляется в смене повадок «Туринга» более ярко. Автомобиль становится ощутимо жестче и рулится острее благодаря функции Servotronic с переменным коэффициентом усиления в зависимости от скорости и изменения настроек пневмоподвески на задней оси с автоматическим регулированием уровня кузова. Последняя опция входит в новом поколении «пятерки» в базовую комплектацию. Но все же стихия «Туринга» — езда в стиле «комфорт», здесь он проявляет себя настоящим автомобилем для долгого путешествия. К тому же изменение режима движения сопровождается сменой конфигурации многофункционального приборного дисплея, а мне как-то более информативной показалась конфигурация  режима «комфорт». В нем предлагается классический внешний вид с четырьмя круглыми приборами. Функция масштабирования визуально выделяет индикацию скорости движения и оборотов двигателя. В режиме EcoPRO индикация тахометра изменяется на индикацию EfficientDynamics. Она показывает водителю, насколько экономично он едет. В режиме SPORT отображается в виде крупных цифр в центре спидометра, в то время как в центре тахометра отображается включенная передача.

Платить ли за дорогу?

Португалия оказалась идеальной страной для путешествия. Отменные дороги на любой выбор: хочешь ехать быстро и не останавливаясь — вот тебе платные высокоскоростные автострады, а хочешь местного колорита деревень и горных серпантинов – к твоим услугам местные дороги.

Путешествие по зимней Португалии порадует любителей смены рельефа местности — всего получасом ранее дорога вела нас вдоль океана, а сейчас мы закручиваемся в густом тумане по серпантину в горном лесу на пути к замку Пена (Синтра)

Разница между платным и бесплатным вариантами пути — в скорости движения и протяженности маршрута. Отдав около 19 евро, мы преодолели путь в 211 км, отделявший приморский городок Эрисейра от Коимбры, всего за полтора часа. То ли из-за зимнего сезона, то ли из-за прижимистости португальцев, но практически весь путь меня не покидало ощущение, что мы едем не по автодороге, а по гоночному треку: столь редким был попутный транспорт на четырехрядной магистрали. Но у такого варианта помимо необходимости оплачивать проезд есть и другой минус – «за бортом» остается много интересного. В нашем случае это оказался дворец Мафра. Построенный в XVIII веке при короле Жоане V, он должен был затмить испанский Эскориал.

Утверждают, что для строительства гигантского комплекса монастыря Мафра в XVIII веке было согнано более 50 тыс. человек со всей Португалии. Оплачивалось колоссальное строительство золотом и бриллиантами колоний короны. За главным фасадом длиной 220 м расположены 880 помещений, которые вряд ли были обитаемы. Весь комплекс занимает площадь 40 тыс. кв. м. Фото: Paulo Juntas

В результате многолетнего строительства, стоившего чудовищных денег, был воздвигнут дворец-монастырь, башни которого видны еще с автострады, задолго до подъезда к городку, а звон колоколов разносится на три десятка километров по округе.

Разъезжаться приходится аккуратно и неспешно — «бордюр» справа очень уж вертикальный

Расстояния между точками нашего маршрута поначалу были совсем невелики, и в первый день путешествия буквально через полчаса мы оказываемся в Кашкаише. Идеальный городок для летнего отдыха может похвастать прекрасной рыбной кухней, милыми домишками, украшенными традиционными португальскими изразцами азуле́йжос, знаменитым музеем-виллой графов Каштру Гимарайнш и демонического вида природной достопримечательностью Бока-ду-Инферну («Пасть дьявола»). Этот внушительных размеров грот на побережье захлестывают, разбиваясь в пену и брызги, волны Атлантики, периодически окатывая подошедших слишком близко туристов и заставляя надолго замереть в благоговении перед мощью океана. Стоит отметить, что на улочках Кашкаиша, да и вообще любого португальского города, наш «Туринг» не смотрелся неуместным гостем, разве что в старых кварталах Порту, которые прочно оккупированы «земляком» Smart. Интересная закономерность -  чем ближе к морю, тем чаще нам встречались универсалы, среди которых чуть ли не каждый второй оказывался BMW «Туринг» лет эдак 9-10.

Суровые полицейские Кашкаиша ездят на Smart

Из Кашкаиша мы направляемся в древнюю столицу и любимое место отдыха португальских королей и знати – Синтру. Мы едем к ней по местной дороге вдоль побережья, чтобы сделать остановку на одном из самых знаменитых пляжей мира — Гиншу. Уходящий к горизонту чистейший песчаный пляж, на который обрушиваются сизые волны, – зрелище завораживающее, словно оживший кадр из боевика «На гребне волны». Впрочем, если бы съемочной группе захотелось перенести действие фильма в Европу, то картинка не потеряла бы в эффектности: Гиншу – признанная Мекка серфингистов.

BMW 520d Touring на фоне пляжа Гиншу

Медитация у океана затянулась на добрый час, и в Синтру мы въезжаем уже под вечер, закручиваясь по горной дороге мимо абсолютно иного пейзажа. Окрестности Синтры – отличное место, чтобы лишний раз убедиться: «порода» у BMW проявляется даже в сугубо семейном авто. Повороты на узких дорогах проходятся как по рельсам, а дизель тащит в горку под две тонны веса, кажется, без малейшего напряжения. Въехав на узкие средневековые улочки, лишний раз благодарим конструкторов BMW, оснастивших авто системой удержания на горке и камерами кругового обзора. Узкие улочки забиты плотно припаркованным транспортом, и проезжать и парковаться на них, не рискуя поцарапать авто, гораздо сподручнее, глядя на монитор, отображающий вид сверху.

Старый мавританский город Синтра с крепостью, которую взял король Афонсу I в 1147 году, уже в Средние века служил летней резиденцией португальских королей

На следующее утро мы снова отправляемся на осмотр достопримечательностей. Глядя на аляповатые очертания и краски дворца Пена, почти каждый россиянин — в особенности житель столицы — поймает себя на мысли, что что-то похожее где-то видел. И экскурсовод подтвердит ваши догадки, рассказав о стилевом родстве знаменитого особняка Морозова с дворцом португальских монархов.

Кинта да Регалейра. В 1892 году меценат,  коллекционер и масон Карвалью Монтейру задумал благоустроить свое загородное имение таким образом, чтобы оно в символическом виде отображало его интересы и философию. В замке по проекту Луиджи Манини соединяются  элементы архитектуры различных эпох: романского стиля, готики, ренессанса и мануэлино.

Богач-купец Арсений Морозов после путешествия по Португалии и посещения дворца Пена загорелся идеей построить себе особняк в таком же стиле, сочетающем элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино. Тогда самого Морозова сочли крайне эксцентричным, а особняк – странным. Как гласит легенда, мать Арсения, женщина, острая на язык, посетив сына в декабре 1899 года в его новом доме, в сердцах сказала: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!» Признаюсь, я с ней в чем-то согласен, и португальскому монарху повезло, что госпожа Морозова не видела источник вдохновения ее сына…

Зимой дворец Пена большую часть времени окутан туманом

После курортного Кашкаиша и исторической Синтры наш путь лежит в город наук – знаменитую древнейшим университетом страны Коимбру. Путь в 230 км мы проделываем под проливным дождем на скорости 130 км/ч, вновь двигаясь по автостраде А1. «Пятерка» стоит на ровном полотне широкой автостраде словно на рельсах. Всего через каких-то два часа мы уже мокнем на главной площади университета, основанного в 1290 году, а на следующий день вновь возвращаемся к океану  и отправляемся в самый знаменитый город страны – Порто.

Понте-де-Дон-Луиш является своеобразным символом города Порту. Его изображение часто можно встретить на этикетках местного портвейна. Мост имеет длину 385,25 м и весит 3045 тонн, длина же арочного пролёта равна 172 м, а его высота — 44,6 м. Мост возведен по проекту ученика Эйфеля Теофила Сейрига в в 1886 году.

И опять 122 км незаметно пролетают на автостраде. По сравнению с «королевским» Лиссабоном, прославленный торговлей Порто до сих пор, кажется, несет на себе отпечаток какого-то авантюризма и роскоши той далекой эпохи, когда люди рисковали и риск означал или гибель в схватках с туземцами далеких стран и морем, или возвращение на родину с добычей, сравнимой с состоянием нынешних миллиардеров. От веков же XIX и XX Порто достались монументальные соборы и ажурные мосты работы Густава Эйфеля.

Порто – последний большой город нашего маршрута перед возвращением в Лиссабон. Заглянув в еще одну Мекку серферов – городок Пенише с его бесконечным песчаным пляжем — и искупавшись в пятнадцатиградусном океане, с чувством выполненного долга возвращаемся в Лагоаш-Парк.

Пенише — еще одно место, облюбованное серферами и просто любителями пляжного отдыха

На одометре нашего BMW 520d Touring прибавилось 900 км. Несмотря на то, что средняя скорость всей поездки оказалась близкой к 70 км/ч и на трассе мы редко сбрасывали ее ниже 120 км/ч, а значительная часть пути проходила по горным серпантинам, за десять дней поездки нам пришлось заправиться всего один раз. Средний расход топлива – практически в точности, как заявлено: 8,2 л на 100 км пробега.

Пенише. Последняя остановка перед возвращением в Лиссабон. Припарковались рядом с «младшим братом».

«Туринг» оказался отличным авто для путешествий, и вполне возможно, мне удалось хоть немного, но искоренить бытующее у нас предубеждение против этого функционального, удобного и одновременно чрезвычайно стильного кузова. Хотя бы в одной отдельно взятой «ячейке общества».

BMW 1500 -  автомобиль  , идеология которого лежит в основе пятой серии BMW

 

Подпишитесь на «За рулем» в

27.01.2014
Поделиться: