Тест 10 штатных навигационных систем: пролет навигатора
Выясняем, соответствует ли цена электронного путеводителя его качеству. Соперники – 10 автомобилей ценой от 400 тыc. до 8,3 млн руб. Все машины испытывали по единой методике, проверяющей не только умение систем находить объект и прокладывать маршрут.
Полная версияКУДА ВЕДЕТ?
В мире два поставщика картографических данных: компания «Навтек», США, и голландская «Теле Атлас». Судя по официальным ответам от производителей, все участники теста опираются на данные американского разработчика. Однако это не означает, что покрытие у них одинаковое. Для начала – тест на знание родной страны, состоящий из 16 произвольно выбранных населенных пунктов, от областных центров до дальних деревень. Все назначенные точки покорились лишь навигатору «Акуры-MDX». «Рено-Логан» и «Субару-XV» нашли в памяти на одну меньше. Хуже всех выступил «Рейндж- Ровер» (при цене 8 миллионов): его навигация знает лишь восемь пунктов из списка. На один больше у «Кадиллака-SRX» (тоже недешевого, кстати). Ну да, негоже шокировать владельцев таких машин информацией о том, что на задворках Рязанской области есть поселок Свинчус, а в Тамбовской люди живут в некоей Сарымовке.Нашлись интересные задачки и среди московских улиц. Адрес в одной из промзон не осилил ни один навигатор: самые прилежные лишь доводили до нужной улицы, а дальше предлагали искать объект самому. Путь до жилого дома через дворовые проезды крупного квартала смогли проложить пять подопытных. Вторая половина «сусаниных» схитрила, подсунув вместо искомой многоэтажки другую, расположенную на улице, а не во дворах. Им бы добавить функцию автоматического набора справочной службы: от предложенной точки финиша до нужного дома почти километр строго по прямой и больше 2,5 км на машине! А больше остальных удивили «Ниссан» и «Кадиллак». В их памяти не значилось здание редакции «За рулем» – дом № 10 в Селиверстовом переулке. Приезжайте в гости, покажем, что оно существует, причем в центре города, в зоне старой застройки. Неужели карты в этих автомобилях старше, чем наш журнал?
КАК ВЕДЕТ?
О картографии. Скачивая навигацию на смартфон, вы с легкостью найдете самую современную версию. Обновление раз в квартал – в порядке вещей. В картах для штатных автомобильных систем тоже зачастую указан год и квартал, но на деле корректировка происходит лишь раз в году. У производителей очень популярна расплывчатая формулировка «не реже раза в год», которая фактически означает единственное обновление за 12 месяцев. А ведь еще нужно время на адаптацию карт к конкретной марке или модели... Вот и выходит, что в машинах 2014 года выпуска нет развязки, открытой в декабре 2012-го. А «Террано», «Логан» и SRX не ведают и об одной из перемычек в Москве, запущенной еще в декабре 2011 года. В час пик отсутствующий в программе 250-метровый отрезок экономит до получаса. Конечно, в Москве за темпами реорганизации движения успевают лишь собирающие штрафы структуры, а в городах поменьше проблема «протухшей» картографии столь остро не стоит. И все же сроки обновлений не радуют.Стоимость новых карт не всегда напрямую зависит от статуса бренда. К примеру, у «Вольво» и «Фольксвагена» обновления бесплатны, а у «Рейндж-Ровера» и «Ниссана» весьма недешевы.
И еще. Функция исключения платных дорог при построении маршрута, которая заложена во все навигаторы, у нас пока что бесполезна: участки, за проезд по которым нужно раскошелиться, плодятся на зависть кроликам, а скорость обновления карт за ними не поспевает. О ЧЕМ ГОВОРИТ?
После плотного общения с десятком электронных проводников уверенно заявляю: не родился еще человек, способный составить и воспроизвести на русском языке грамотные подсказки для навигаторов. И пока все ждут его пришествия, я первым делом лишил бы голоса систему «Логана». Ее «въедьте» и «съедьте» – вне конкуренции в номинации «Это сказано не по-русски». На этом фоне оборот «используя второй съезд» уже не удивляет. «Киа-Соул» предложил «повернуть во вторую улицу». «Субару» с загадочным акцентом произносит «прибудéте». Из динамиков «икс-пятого» вместо «принять» четко слышится «перенять», а после слов «сразу еще слегка поверните налево» я и вовсе впал в ступор.Есть претензии и к сути подсказок. К примеру, голос в «Субару-XV» сначала интригует: «Через 800 метров готовьтесь…». И выдержав театральную паузу, добавляет: «...ехать прямо». Особая пикантность в том, что сказано это было на восьмиполосном Кутузовском проспекте, съехать с которого по невнимательности невозможно в принципе. Кстати, в «Субару» есть оригинальная функция выбора «уровня многословия». Правда, в режиме «лаконично» слов меньше не становится, зато граница подсказок зачем-то смещается с 100/300 м на 30/80 м, что делает их совершенно бесполезными.
А вот другая крайность. В целом удачная система «Акуры» оказалась излишне немногословной. Она позволяла себе не озвучивать некоторые маневры, иногда забывала повторить подсказки непосредственно перед перекрестком. А один раз вовсе удивила странной фразой: «На третьей улице поверните направо», после чего надолго замолчала, посчитав дальнейшие инструкции излишними. Очень многие машины общаются не слитными фразами, а нарезками из отдельных слов. Поначалу звучит жутковато, но к таким гибридным выражениям можно привыкнуть. Некоторые модели умеют проговаривать не только маневры, но и названия улиц. «Субару» и БМВ справляются с задачей неплохо, а вот у «Киа» выходит непонятный набор звуков. ЧТО НАЖИМАТЬ?
Подавать системе команды можно двумя способами: нажимая на сенсорный дисплей или орудуя джойстиком и клавишами на панели. Продвинутый «баварец» вдобавок понимает «на слух» названия улиц и населенных пунктов и даже имеет тачпад для написания вручную вводимых символов. Всё это отлично работает, хотя с отдельными символами то и дело возникает путаница: букву В он воспринимает то как Е, то как З, а цифру 4 почему-то норовит заменить девяткой.ЧТО ЕЩЕ?
ЕСЛИ Б Я БЫЛ СУЛТАН
…то собрал бы идеальную систему, позаимствовав компоненты у нескольких машин. Картографию – у «Акуры», голосовые подсказки – у «Ниссана». И дополнил бы их субаровской «озвучкой» улиц. Меню сойдет практически от любой модели, а вот графика самая красивая у «Киа». По части управления однозначный лидер – БМВ: на выбор предлагаются удобнейший джойстик, тачпад и голосовой ввод. Остается добавить пробочный сервис в реализации «Вольво» и цену как у «Рено».«Ниссан-Террано»
ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 872 700 руб. ТИП УПРАВЛЕНИЯ: сенсорный экран ЗАЯВЛЕННЫЕ СТРАНЫ: Россия, Украина, Прибалтика ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 10 СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: около 14 000 руб.«Рено-Логан»
ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 422 000 руб. ТИП УПРАВЛЕНИЯ: сенсорный экран ЗАЯВЛЕННЫЕ СТРАНЫ: Россия, Украина, Белоруссия ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 15 СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: от 4500 руб. Бюджетный вариант, не проигрывающий куда более дорогим штатным системам
+ Приятная графика, обилие дополнительной информации, приемлемая цена, хорошее покрытие – Неграмотная речь, нет русской клавиатуры с раскладкой букв по алфавиту (только «компьютерная») «Киа-Соул»
ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 989 900 руб. ТИП УПРАВЛЕНИЯ: сенсорный экран ЗАЯВЛЕННЫЕ СТРАНЫ: Россия, Европа ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 11 СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: от 450 руб.* *Обновления с сайта компании «Навител».«Субару-XV»
ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 1 274 000 руб. ТИП УПРАВЛЕНИЯ: сенсорный экран ЗАЯВЛЕННЫЕ СТРАНЫ: Россия, Украина, Молдавия, Европа ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 15 СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: от 10 000 руб.«Фольксваген-Гольф»
ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 915 570 руб. ТИП УПРАВЛЕНИЯ: сенсорный экран ЗАЯВЛЕННЫЕ СТРАНЫ: Россия, Европа ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 10 СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: бесплатно«Кадиллак-SRX»
ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 2 189 000 руб. ТИП УПРАВЛЕНИЯ: сенсорный экран ЗАЯВЛЕННЫЕ СТРАНЫ: Россия, Европа ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 9 СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: около 10 000 руб.БМВ-X5
ЦЕНА МАШИНЫ С НАВИГАЦИЕЙ: от 3 616 164 руб. ТИП УПРАВЛЕНИЯ: джойстик и клавиши ЗАЯВЛЕННЫЕ СТРАНЫ: Россия, Европа ИЗ 16 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗНАЕТ: 10 СТОИМОСТЬ ОБНОВЛЕНИЯ: около 12 000 руб. Скромность знания России испортит огромную бочку меда
+ Есть все, что душе угодно – До идеала не хватает сервиса пробок и трехмерных домов на карте; покрытие могло быть и получше