Как Сибирь пересадят на «Лады»-иномарки
Помочь по-соседски
Продажами автомобилей Lada в Сибири будет заниматься компания «Бипэк Авто» – крупнейший автомобильный холдинг в Республике Казахстан. В рамках совместного предприятия, где 75% будет принадлежать казахстанской стороне и 25% придется на долю АВТОВАЗа, партнеры объединят ресурсы для дистрибуции, розничных продаж и послепродажного обслуживания автомобилей Lada в Сибирском федеральном округе. Помимо территориальной близости выбор партнера для продвижения Lada в Сибири на АВТОВАЗе объясняют успешным развитием сети продаж автомобилей Lada в Казахстане, который является крупнейшим внешним рынком российского автозавода и занимает 80% его экспорта. «Это уникальный в своем роде пример: казахстанской компании вверяются дистрибуция и продвижение российских автомобилей на домашнем рынке. Но это – закономерный шаг, – заявил президент АВТОВАЗа Бу Андерссон. – Дилерская сеть «Бипэк Авто» – лучшая в Казахстане. Именно поэтому наш партнер, используя свой опыт, поможет нам продвигать Lada в Сибирском федеральном округе». По мнению экспертов, привлечение казахстанского партнера к реализации автомобилей Lada на сибирском рынке вполне целесообразно и поможет АВТОВАЗу улучшить позиции в этом регионе. «Во-первых, «Бипэк Авто» уже работает на сибирском рынке, ведь часть территории Казахстана можно отнести к Сибири, а значит, компании известны особенности данного рынка, предпочтения покупателей, особенности ведения местного бизнеса, – рассуждает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Во-вторых, «Бипэк Авто» сама производит автомобили, в том числе Lada, и она заинтересована в том, чтобы рынки сбыта расширялись. Ведь наряду с продукцией АВТОВАЗа в Сибири можно будет продавать и продукцию «Азия Авто», автосборочного предприятия «Бипэк Авто».Lada станет иномаркой
В настоящее время в пяти сибирских регионах (Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области) работает 21 дилер Lada. Как сообщили «За рулем.РФ» в пресс-центре АВТОВАЗа, новое СП с «Бипэк Авто» начнет продажи через дилерские центры Сибири ориентировочно в начале 2015 года, после согласования и подписания всех необходимых документов. Председатель совета директоров ГК «Бипэк Авто – Азия Авто» Анатолий Балушкин отмечает, что его компания впервые выходит за пределы Казахстана, поэтому новое СП будет использовать техцентры АВТОВАЗа. «Будущий бросок будет мощным, ведь Сибирский федеральный округ — это 30% территории России с населением свыше 19 млн жителей», – заявил он.Динамика продаж Lada на рынке Казахстана
На первоначальном этапе «Бипек Авто» будет продавать на сибирском рынке автомобили Lada, выпускаемые АВТОВАЗом в России, а с запуском нового завода, который строится в Усть-Каменогорске, перейдет на реализацию в Сибири автомобилей казахстанского производства. Продукция строящегося предприятия будет поставляться также на Дальний Восток, а в целом экспорт на российский рынок должен занять более половины объема производства «Азия Авто Казахстан». Как поясняют на АВТОВАЗе, доставка автомобилей в восточные регионы России из Казахстана более оптимальна по затратам, нежели доставка из Тольятти. «Доступ на рынок России – одна из форм капитализации совместного предприятия с российской стороны, поскольку основные вложения будут сделаны казахстанским партнером», – отмечает Олег Алфёров.
Казахстанский АВТОВАЗ
Напомним, строительство крупнейшего в Казахстане автозавода мощностью 120 тыс. машин в год началось в ноябре прошлого года. В создание мощностей по сварке, окраске и сборке автомобилей компания «Бипэк Авто» инвестирует более 500 млн долларов, еще 630 миллионов предполагается вложить в локализацию автокомпонентов. АВТОВАЗ со своей стороны будет обеспечивать управленческую поддержку и помощь в подготовке кадров для СП. В капитале «Азия Авто Казахстан» казахстанская сторона будет иметь 75%, а АВТОВАЗ, как технологический партнер проекта, получит 25%. Запуск первой очереди завода запланирован на 2016 год, на проектную мощность предприятие выйдет в 2020-2022 годах. Здесь будут выпускаться все новые модели АВТОВАЗа, включая седан Lada Vesta и кроссовер Lada XRAY. Кстати, «Бипек Авто» более 10 лет производит на своем заводе «Азия Авто» в Усть-Каменогорске внедорожник Lada 4x4, ставший самой первой моделью этого предприятия в 2003 году, — с тех пор с казахстанского конвейера сошло более 35 тыс. таких машин. Сегодня помимо вазовского внедорожника на мощностях «Азия Авто» выпускается более 25 моделей иномарок Kia, Chevrolet и Skoda. С открытием нового предприятия «Азия Авто Казахстан» АВТОВАЗ намерен укрепить свои позиции и на рынке Казахстана, где Lada является безусловным лидером. Несмотря на растущую конкуренцию, с 2011 года продажи авто этой марки в республике выросли в 4,5 раза – за это время владельцами Lada стали более 130 тыс. казахстанцев. И хотя в последние годы доля АВТОВАЗа в республике снижается, сегодня она составляет чуть более 30%, что почти вдвое превышает аналогичный показатель на российском рынке. А в ценовом сегменте до 12 тыс. долл. на Lada приходится 89% продаваемых в республике автомобилей. «Lada действительно никогда не теряла своего лидерства на казахстанском рынке. Позиция марки стабильно рекордна. Иметь треть рынка при наличии четырех десятков конкурентов – это запредельный показатель. В Казахстане у Lada четырехкратный отрыв от других брендов первой тройки, – отмечает Олег Алфёров. – Но уровень конкуренции на казахстанском рынке растет, прежде всего за счет расширения предложения со стороны иномарок российской, а также местной сборки. Поэтому коррекция доли Lada неизбежна. Но, вероятнее всего, в пятилетней перспективе марка сохранит не менее четверти рынка».Восток — дело тонкое
Кстати, в отличие от российского рынка самой продаваемой моделью Lada в Казахстане остается Priora. На АВТОВАЗе это объясняют, прежде всего, менталитетом местных покупателей, которые чаще всего покупают эту модель в кузове седан в самой дорогой комплектации «Люкс». «Priora позиционируется как автомобиль более статусный в модельном ряду Lada и более спортивный — по опциям она не уступает, а где-то даже обходит своих иностранных конкурентов этого же ценового сегмента. При этом в России есть регионы с примерно аналогичной структурой спроса – например, регионы Северного Кавказа. В Дагестане и Чечне Priora также на первом месте с долей рынка более 30%», – отмечают на АВТОВАЗе. Структура продаж Lada на рынке КазахстанаМодель | Кол-во, шт. | Изм., % |
Priora | 9876 | -22 |
Granta | 7976 | 33 |
Largus | 4486 | 235 |
Kalina | 3066 | 5279 |
4x4 | 2653 | -54 |
Samara | 2241 | -74 |
Прочие (включая модели LCV) | 89 | -79 |
Динамика доли Lada на рынке Казахстана