Подбираем шины для Lada Ellada: электрокросс
Специалисты АВТОВАЗа предложили шинной тест-группе журнала «За рулем» принять участие в исследовательской работе по подбору шин для электромобиля Эллада. Результаты будут интересны и тем, кто ездит на обычных Калинах, – и не только на них.
Полная версияЛАДИМ С ЭЛЛАДОЙ
Управлять Элладой просто и приятно. На скоростях до 80 км/ч она тянет как добрый дизельный автомобиль. Ускорение мощное, но плавное, нет ни намека на рывки, присущие машинам с автоматом. Рулевое управление – калиновское, с электроусилителем. До 40 км/ч разгоняется практически бесшумно, а позже появляется легкое гудение, напоминающее троллейбусное. Электродвигатель выдает максимальный крутящий момент с нулевых оборотов, поэтому Эллада способна на супермедленное движение, недостижимое даже для вседорожников на пониженном ряде раздаточной коробки. И это при том, что коробки передач у Эллады нет – передаточное отношение трансмиссии неизменно. Отпуская педаль газа, можно задать режим наката – словно на «нейтрали». В нем машина не расходует электричество, но и не подзаряжает аккумуляторы. При полном отпускании газа происходит торможение двигателем. Электромотор переходит в режим генератора, вырабатывая электроэнергию и подзаряжая батарею. Тормозами при определенной сноровке пользуешься меньше, чем на автомобиле с ДВС. Штатная тормозная система – традиционная, с вакуумным усилителем. Незначительные подергивания ощущаются лишь при рваной езде в режиме «газ – тормоз», когда происходит частое включение и выключение режима рекуперации. А в спокойном ритме Эллада даже в пробках движется более мягко и плавно, чем обычный автомобиль с хорошо настроенным автоматом. В общем, мы поладили. А зачем Элладе понадобились новые шины? Чтобы экономить драгоценную электроэнергию!ТЕОРИЯ...
Можно ли увеличить запас хода электромобиля благодаря специальным шинам? В теории ответ понятен каждому, а что на практике? Какую обувку подобрать? Сейчас на Элладу ставят шины Кама‑217 – их выбрали из числа сертифицированных для Калины, поскольку они лучше катятся. Какие можно им предпочесть – чтобы катились еще лучше, но были не запредельно дорогими? Нашу тестовую группу подтянули к этой работе, поскольку мы тестируем шины полтора десятка лет. На общем совете обсудили характеристики базовой покрышки Кама‑217 размерностью 175/65 R14 82Н: допустимая нагрузка на колесо – 475 кг, скоростной предел – 210 км/ч. И конкретизировали задачу: будем выбирать шины с более скромным скоростным ограничением (индекс Т, 190 км/ч), поскольку дотянуться до 200 км/ч электромобиль все равно не сможет. Но – с индексом нагрузки 84 (не менее 500 кг на колесо). В пересчете на четыре колеса выйдет плюс 100 кг. Ведь снаряженный электромобиль тяжелее бензинового собрата на 110 кг. А его полная масса, даже с учетом сокращения количества седоков до четырех, переваливает за 1600 кг....И ПРАКТИКА
Шин с индексом грузоподъемности 84 в такой размерности пруд пруди, но почти все они предназначены для легких развозных грузовичков. Значит, катиться будут не так хорошо, как нужно электромобилю. Легковые покрышки с требуемыми характеристиками можно сосчитать по пальцам одной руки: это Continental ContiEcoContact 5, Barum Brillantis 2 (вторая линия того же Континенталя), Yokohama BluEarth и одна модель китайского бренда Aeolus. Даже фирма Michelin, известная приверженностью к экологии, таких шин не предлагает. Перечисленные производители откликнулись на наше обращение и выделили по комплекту шин для испытаний, а вот Aeolus мы не смогли найти в магазинах. Шины Conti взяли в двух размерностях – 165/70, как Barum и Yoko, и вдобавок 175/65, чтобы оценить влияние размерности на запас хода.НА БЕНЗИНОВОЙ КАЛИНЕ
На первом дорожном этапе решили воспользоваться бензиновой Калиной – чтобы не возиться с бесконечной подзарядкой аккумуляторов. Сопротивление качению каждого комплекта шин изучали по зарулевской методике, замеряя выбег с разных скоростей. Результаты приведены на диаграммах, а лучшими с большим отрывом оказались шины Barum.А ТЕПЕРЬ – Эллада
Курсовую устойчивость, управляемость и комфорт оцениваем уже на электромобиле. Оценки по десятибалльной шкале даны на диаграммах. Основные замечания по курсовой устойчивости получили шины Кама: даже на прямой Эллада неприятно рыскает из стороны в сторону, а на повороты руля реагирует с ощутимой задержкой, требуя поворота баранки с упреждением и на значительные углы. Лучшие оценки – у «широкого» Континенталя. По комфорту лидирующие позиции занимает Кама. Больше всего нареканий было в адрес «узкого» Континенталя – он и шумит громче других, и передает больше вибраций от дорожных неровностей. Barum и Yokohama получили не выдающиеся оценки, но и не провальные – ровные по всем дисциплинам.ФИНАЛ
А теперь определим, сколько дополнительных километров на данных шинах сможет пробежать электромобиль. На стендовые заезды допускаем лишь трех участников – базовую Каму (ей придется играть роль печки, от которой танцуют), лучший по управляемости «широкий» ContiEcoContact 5 и самый экономичный Barum. Результаты весьма интересны! Покрышки Continental ContiEcoContact 5 той же ширины, что и базовые шины, увеличивают пробег машины более чем на 10 км, а более узкий Barum Brillantis 2 – почти на 30 км! Тест закончен, результаты переданы на завод. Посмотрим, какие шины выберет АВТОВАЗ. Надеемся, что вам эта работа принесет пользу при выборе недорогих новых шин.Что внутри Эллады?
Шинная экономия
Выражаем признательность компаниям Continental и Yokohama за предоставленные для тестов шины.