Экология
ЭлектромобилиБиотопливоУтилизацияЭкология

Шоковые цены: почему автомобили подорожают еще больше?

В условиях обвального спроса на авторынке производители стараются не отпугивать покупателей новыми ценниками. И это притом, что они до сих пор не смогли отыграть девальвацию рубля за последний год. Однако с 2016 года в России начинают действовать экологические требования Евро-5 и может быть повышен утилизационный сбор, поэтому даже при стабилизации рубля избежать очередного скачка цен вряд ли удастся.
Полная версия

Доплата за экологию

С января 2016 года в России вступает в силу экологический стандарт Евро-5, а значит, все локально выпускаемые и импортируемые в страны Таможенного союза автомобили должны иметь двигатели не ниже этого экокласса. В отличие от Евро-4, введение которого в свое время неоднократно откладывалось, новые требования по нормам выбросов начнут действовать в срок, несмотря на просьбы некоторых автопроизводителей об их отсрочке. Исключение могут составить разве что тяжелые грузовики, стоимость которых с переходом на Евро-5 вырастет наиболее значительно. А это, в свою очередь, больно ударит по и без того низкому спросу на коммерческую технику.

Согласно данным «Автостата», в настоящее время двигатели Евро-5 имеют порядка 14% продаваемых в России легких коммерческих автомобилей и грузовиков, тогда как в сегменте легковых машин эта доля составляет 38%. Требованиям Евро-5 и выше отвечают преимущественно импортные иномарки, ведь в Европе этот экологический стандарт был введен еще в 2009 году. А вот бюджетные модели, выпускаемые зарубежными автоконцернами в России, отечественные и китайские автомобили до последнего оснащались двигателями Евро-4. При этом некоторые из таких производителей заблаговременно начали переходить на более жесткие экологические требования.

Так, АВТОВАЗ с ноября стал оснащать свои автомобили двигателями Евро-5, а новый седан Lada Vesta изначально соответствует этому экологическому классу. Вседорожники Chevrolet Niva и Mitsubishi Outlander, отвечающие Евро-5, также уже появились в продаже. Как отмечают в пресс-службе GM-АВТОВАЗ, переход на новый стандарт, как и ожидалось, привел к некоторому повышению себестоимости автомобиля, что стало одной из причин последнего удорожания Chevrolet Niva в октябре 2015 года.

Впрочем, на более жесткие экологические требования перешли еще не все автопроизводители, работающие в России. К примеру, популярная иномарка Kia Rio по-прежнему оснащается двигателями Евро-4, но, как заверили в корейской компании, с 1 января 2016 года все автомобили Kia будут соответствовать требованиям Евро-5 в полном соответствии с нормами и требованиями законодательства России.

Для модели Ravon Matiz необходимые изменения для перехода на Евро-5 уже подготовлены и не должны напрямую повлиять на ее цену, заявили в пресс-службе компании. Что касается седана Gentra, его двигатель соответствовал этому стандарту сразу с момента выхода модели на рынок в 2013 году. Изначально проектировались в соответствии с современными требованиями по экологичности и новые модели Ravon Nexia и R2, которые появятся у российских дилеров в первом полугодии 2016 года.

С января 2016-го более экологичные двигатели получат и китайские автомобили, большинство из которых по-прежнему отвечают нормам Евро-4. К примеру, все модели Brilliance для российского рынка, включая грядущую новинку – компактный кроссовер Brilliance V3, проходят сертификацию на соответствие Евро-5. Как отметили в пресс-службе «Бриллианс Мотор», это, безусловно, скажется на конечной стоимости, но только как один из факторов ценообразования. У Lifan наиболее популярные модели Х60, Х50 и Сebrium уже оснащаются двигателями Евро-5, а по остальным моделям (Solano, Smily и Celliya) произведен запас склада, который позволит ко второй половине года перейти на новые модели.

Как отмечает директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, автомобили  стандарта Евро-5 стоят дороже в среднем на 10-15%, а сейчас любые дополнительные инвестиции и удорожание машин только усложнят и без того тяжелую ситуацию со спросом.

По оценкам консультанта департамента исследований автомобильного рынка Frost & Sullivan  Анны Озделен, переход на Евро-5 увеличит стоимость автомобилей на 2-5%. «Помимо обновления двигателя для соответствия данному стандарту прибавим сюда расходы на НИОКР, сертификацию и т.д. Общие затраты на технологии контроля выбросов будут выше для дизельных автомобилей», – говорит она.

Утильсбор переведут в у.е.

Однако куда больше ценники в автосалонах могут вырасти из-за индексации утилизационного сбора для автопроизводителей. Как заявили недавно в Минпромторге, с 2016 года его размер в связи с падением рубля планируется увеличить примерно на 60%, однако окончательное решение по этому вопросу еще не принято. Напомним, утильсбор был введен в России в сентябре 2012 года и с тех пор ни разу не корректировался. В настоящее время базовая ставка для новых легковых машин составляет 20 тысяч рублей. Таким образом, с учетом 60-процентной индексации она может вырасти примерно до 32 тысяч рублей.

По мнению Александра Зиновьева, стоимость автомобилей, в частности импортных, увеличится пропорционально повышению утилизационного сбора, что еще больше усугубит ситуацию на автомобильном рынке.

«Минпромторг начал утилизировать автомобили за рубежом? Повышение утилизационного сбора ставит автопроизводителей в еще более неравные условия на автомобильном рынке России. Для создания современных и технологичных утилизаторов должна быть создана конкурентная среда, а не тепличные условия. Конечно, это скажется на стоимости автомобилей и опять будет переложено на наши плечи и плечи конечных покупателей», – сетует заместитель гендиректора «Лифан Моторс Рус» Вячеслав Галузинский.

Автопроизводители уже обратились в правительство с просьбой не повышать утилизационный сбор в условиях кризиса на российском рынке. Впрочем, государство вряд ли пойдет им навстречу, учитывая дефицитный бюджет на будущий год, полагают эксперты. Кстати, в начале года депутаты Госдумы и вовсе предлагали временно отменить утильсбор для машин российского производства, чтобы поддержать загрузку местных автозаводов, но эта инициатива не получила продолжения.

Как известно, изначально утилизационный сбор задумывался как мера защиты отечественного автопрома от наплыва импортных иномарок, после того как пошлины на них были снижены в рамках вступления нашей страны в ВТО. При этом местные автопроизводители освобождались от уплаты данного налога взамен гарантий о самостоятельной утилизации выпущенных ими машин. Однако такой подход вызвал критику со стороны Евросоюза, посчитавшего это нарушением принципов ВТО. В результате с 2014 года утилизационный сбор был распространен и на локальных автопроизводителей. Зато Минпромторг стал компенсировать им до 90% затрат на выпуск автомобилей экологических классов Евро-4 и Евро-5, на научно-исследовательские работы, энергоресурсы и содержание рабочих мест. По сути же промышленные субсидии компенсируют затраты местных автозаводов на оплату утильсбора. Поэтому в случае его индексации эти субсидии должны быть пропорционально увеличены, говорят участники отрасли.

«Хотя местные производители платят утилизационные сборы, они могут компенсировать эту оплату субсидиями. Импортеры не будут иметь такой возможности. Увеличение утилизационного сбора, как ожидается, негативно скажется на уже снизившемся импорте, потенциально сократив отчисления в бюджет», – рассуждает Анна Озделен.

В свою очередь на GM-АВТОВАЗ, как и на других российских автозаводах, предпочитают не комментировать возможные решения правительства относительно возможной индексации утильсбора, но ожидают, что они не ухудшат условия работы местных автопроизводителей с высокой долей локализации и не приведут к удорожанию продукции. «Вместе с тем мы считаем, что промышленные субсидии и другие формы поддержки отечественных производителей крайне важны, потому что уже показали достаточно высокую эффективность в сохранении рабочих мест и уменьшении возможных негативных социальных последствий», – отмечают в пресс-службе СП.

Вдогонку за долларом

А между тем наиболее важным фактором, влияющим на ценовую политику автопроизводителей в России, остается динамика валютных курсов. Дело в том, что абсолютно все участники рынка до сих не компенсировали в ценах своих автомобилей падение рубля, произошедшее в конце прошлого и августе уходящего года. Ведь платежеспособность россиян за последний год значительно снизилась, и сегодня для большинства покупателей решающее значение при выборе новой машины имеет именно ее цена, а не марка, дизайн или технические характеристики. Показательно, что с сентября 2014-го по октябрь нынешнего года средний рост цен на автомобили составил 24%, по оценкам PwC в России. Доллар за тот же период подорожал на 66%, курс евро повысился на 45%, гласят данные Минэкономразвития.

«Автопроизводители понимают, что увеличение цены соразмерно с  ростом курса валюты минимизирует продажи. Некоторые производители, поднявшие стоимость на более высокий по сравнению с конкурентами уровень, уже пострадали от сокращения реализации. Дальнейшее ценообразование на рынке во многом будет зависеть от того, удастся ли рублю в предстоящем году стабилизироваться и на какой отметке», – комментирует Анна Озделен.

Согласно данным PwC, на масс-маркете сильнее всего прибавили в цене автомобили Ford – на 40% с сентября прошлого года. Ровно на эту же величину упали продажи марки за десять месяцев 2015 года. Меньше всего подорожали модели Hyundai – на 9%, что позволило компании увеличить долю на падающем авторынке с 7,4 до 10,1% с начала года.

Цены на автомобили Kia с ноября 2014-го до конца сентября 2015 года были пересмотрены в среднем на 16% в сторону увеличения, сообщили в пресс-службе корейской компании. «Мы не перекладываем бремя нестабильной экономической ситуации на плечи дилеров и клиентов и стремимся удерживать цены вне зависимости от экономической ситуации. Однако под воздействием внешних факторов (например, резких колебаний курсов валют или действий других игроков рынка) иногда мы вынуждены пересматривать рекомендованные розничные цены на некоторые модели и комплектации. При этом мы всегда повышаем цены одними из последних на рынке – вначале внимательно отслеживаем ситуацию и только потом предпринимаем осторожные меры в области ценообразования. Мы будем придерживаться этой стратегии и в дальнейшем», – рассказали в Kia Motors Rus, которая по итогам января-октября стала лидером на рынке иномарок.

По словам Александра Зиновьева, некоторые автопроизводители сейчас выбрали стратегию завоевания доли рынка и компенсируют разницу в стоимости авто за счет собственной маржинальности, соответственно, терпят убытки, тем самым увеличивая продажи автомобилей. Другие же, наоборот, повышают стоимость машин пропорционально курсу рубля, при этом получая отрицательную динамику продаж относительно аналогичного периода прошлого года – на 50-60%.

 

Как бы то ни было, с выходом автомобилей нового модельного года большинство автопроизводителей традиционно будут повышать на них цены, отыгрывая таким образом потери от девальвации рубля за последний год. «Понятно, что в текущей ситуации бесконечно сдерживать рост цен за счет внутренних ресурсов невозможно, – констатируют в пресс-службе Ravon, чьи автомобили во втором полугодии 2015 года подорожали менее чем на 5%. – Принимать ценовые решения мы будем, руководствуясь двумя основными принципами. Во-первых, мы будем придерживаться консервативной ценовой политики, корректируя цены в зависимости от оперативного анализа рыночной ситуации. Во-вторых, резкие скачки цен могут быть возможны только в случае серьезных, трудно прогнозируемых изменений на рынке».

Как считают в пресс-службе GM-АВТОВАЗ, основные ценовые факторы в следующем году останутся неизменными. При этом в компании ожидают, что инфляционный и девальвационный факторы во многом уже отыграны на рынке, и низкий потребительский спрос будет сдерживать общее повышение цен.

«Основной фактор, влияющий на стоимость автомобилей, – это экономическая ситуация в стране. Если колебания курса валют будут продолжаться, цены на автомобили будут только повышаться, что опять же приведет к снижению уровня продаж. Стабилизация курса и прогнозирование его на более длительные периоды благоприятно повлияют на авторынок в целом, при этом уровень цен в 2016 году увеличится не более чем на 5-7%», – резюмирует Александр Зиновьев.

 

 

 

 

Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
07.12.2015
Поделиться: