Российский авторынок: опасное погружение

Подходит к концу самый тяжелый для российского авторынка год. Почитатели статистики возразят: в 2009 году продажи просели вдвое, а в нынешнем падение составит около 40%. Всё так, но обезличенные цифры дополняются общей картиной нынешнего кризиса, краски которой более мрачные, чем шесть лет назад. Российский авторынок по итогам трех кварталов анализирует Кирилл Милешкин.

Копия NightDive

Копия NightDive

В 2009-м, в период глобального финансового кризиса, покупательский интерес катился в пропасть в соответствии с общемировой тенденцией. Сейчас Россия пребывает в депрессивном состоянии практически в одиночестве, что говорит о более тяжелой форме заболевания. И быстрого выхода из рецессии, как это было несколько лет назад, можно не ждать.

01

01В топ-25 стабильно представлены пять — семь моделей, начальная цена которых около миллиона рублей, а с июля в рейтинг неизменно входит Toyota Land Cruiser Prado (от 2 млн рублей).
В топ-25 стабильно представлены пять — семь моделей, начальная цена которых около миллиона рублей, а с июля в рейтинг неизменно входит Toyota Land Cruiser Prado (от 2 млн рублей).
В топ-25 стабильно представлены пять — семь моделей, начальная цена которых около миллиона рублей, а с июля в рейтинг неизменно входит Toyota Land Cruiser Prado (от 2 млн рублей).

Взглянем на ситуацию чуть шире. Российский рынок достиг пика в 2012 году, когда было продано почти 2,94 млн новых легковых автомобилей. С тех пор он идет вниз третий год подряд. Прогноз Ассоциации европейского бизнеса на этот год: 1,57 млн машин (- 37%). Есть все основания предполагать, что и в 2016‑м рынок будет падать, хотя и не столь круто: ожидаемый объем продаж — 1,4–1,5 млн автомобилей. Так чтó страшнее — пике на 49% за год и быстрое восстановление или сопоставимое по объемам падение в течение четырех лет с неясными перспективами выхода на позитивную динамику? Очевидно, что второе.

02

02Лада Веста — основная интрига рынка. Пробьется ли она на первую позицию, которую сдает Гранта?
Лада Веста — основная интрига рынка. Пробьется ли она на первую позицию, которую сдает Гранта?
Лада Веста — основная интрига рынка. Пробьется ли она на первую позицию, которую сдает Гранта?

В конце лета многие воспрянули духом: августовские продажи просели лишь на 19,4% по отношению к августу 2014‑го. Но период оптимизма длился недолго. Как только дилеры переписали цены в соответствии с падающим курсом рубля, дело стало худо: минус 28,6% в сентябре. За три квартала продажи упали на 33%, и надежд на скорое выздоровление нет.

Ныне счастливчиками считаются бренды, у которых отток покупателей не превышает 15%. Таковых всего три: Kia и Hyundai с их умеренным ростом цен да почитаемый у нас Mercedes-Benz.

Но есть и волшебники, сумевшие в условиях шторма поднять свой флаг еще выше: это УАЗ (+ 8% с января по сентябрь), премиальный Lexus (+ 10%), коммерческое подразделение Mercedes (+ 12%) и премиум-кары Porsche (+ 30%), которые расходятся лучше, чем Chery и Honda. Определить для этой группы общую причину успеха невозможно — слишком уж они разномастные.

table-03

table-03

В индивидуальном модельном зачете зреет сенсация: Hyundai Solaris готов вступить в права абсолютного лидера рынка, постепенно вытесняя с верхней ступени пьедестала тольяттинскую Гранту. Он лидировал пять месяцев из девяти, а в июле и сентябре Гранта пропускала вперед еще и Kia Rio, откатываясь на бронзовую позицию. По итогам трех кварталов Гранта пока удерживает лидерство, но отрыв от Соляриса минимален — меньше пяти тысяч проданных машин. Для сравнения: в 2014 году было продано 152 тысячи Грант и 114 тысяч Солярисов.

Фото: «За рулем» и компании-производители
Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (68)

Самые новые