Skoda 1202 STW: санитарка из прошлого
Такие машины редко сохранялись. Обычно, отслужив положенный срок, они попадали на свалку, в крайнем случае к частникам, которые их нещадно переделывали. А эта Skoda выглядит так, словно 1968‑й, год ее рождения, был вчера.
Полная версияПомню, в самом начале 1970‑х, мальчишкой, увидел на московской улице универсал-иномарку. Обошел вокруг и не поверил своим глазам! Опознать марку Skoda было несложно, но у машины оказалось три боковые двери – две справа и одна слева. Я всё ходил вокруг и никак не мог понять, как такое может быть. Это и была Skoda 1202 STW, почти такая же, как эта.
В 1955 году модернизированная Skoda 1201 получила мотор мощностью 45 л.с. Седаны сняли с производства в 1958‑м, а хозяйственные модификации жили куда дольше. Преемником семейства 1201 и стала Skoda 1202 STW, дебютировавшая в 1961 году. Большая площадь остекления, передок в стиле удачной легковой модели Skoda Octavia – но под измененным кузовом скрывалось всё то же шасси. Мощность двигателя подняли до 47 л.с., а в 1969‑м – до 51 л.с. Машину выпускали до 1974 года, за все время сделали 60 141 экземпляр разных модификаций. Skoda 1202 STW, на которой поездил я, – родом из 1968 года, далеко не самого спокойного и благополучного для Чехословакии.
Невольно сравниваю «санитку» с санитарной Волгой на базе ГАЗ‑22. Наша машина немного просторнее, рядом с больным могут ехать двое. Правда, запаска спрятана за левой задней дверью, отнимая место у больного и медиков, а у Шкоды она ловко пристроена в нише под полом. Такое решение появилось у нас лишь на ГАЗ‑24-02 и, соответственно, на его санитарной модификации. Там, где в Волге-санитарке запаска, в Шкоде – полка для лекарств и медицинского оборудования. У Волги в санитарное отделение выходит воздуховод отопителя, а в Шкоде стоит вторая печка. Мотор у Шкоды скромный, 47‑сильный, объемом 1,2 л. Зато коробка передач четырехступенчатая, а не трехступенчатая, как на Волге, да и подвеска полностью независимая. Чешская скорая не так уж скора – Волга пошустрее будет. Люфт руля (явно увеличенный долгой жизнью), неторопливая вальяжная реакция машины на его повороты, неидеальная четкость переключения коробки (синхронизаторы были только на трех высших передачах) – всё это вполне типично для большинства массовых автомобилей 1960‑х. Скорости тогда были существенно ниже, плотность движения несравнима с нынешней – невеликой обзорности и вяловатых тормозов хватало даже карете скорой помощи.
Фирму, строившую экипажные кузова, Теодор Петера создал в городке Врхлаби еще в конце ХIХ века. Сыновья отца-основателя Йозеф и Роберт с 1908 года стали сотрудничать с автомобильным заводом RAF (Reichenberger Automobil Fabrik), расположенным в городе Либерец. Затем делали кузова для автомобилей Skoda, Tatra и Walter. В 1946‑м предприятие во Врхлаби стало филиалом завода Skoda и начало выпускать грузовые и грузопассажирские автомобили на базе легковых Шкод. Завод во Врхлаби и ныне входит в компанию Skoda и делает коробки передач. Компания Laurin & Klement пришла в Россию через несколько лет после начала производства автомобилей. Вскоре представители фирмы работали не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Ростове-на-Дону, Самаре, других крупных городах империи. В 1908‑м Laurin & Klement FC под управлением инженера Отто Гиеронимуса занял в гонке Санкт-Петербург – Москва первое место в своей категории и четвертое в абсолютном зачете. В России продавали самые разные модели, в том числе для такси – по терминологии того времени, извозчицкие. После 1917 года торговые отношения с чехословацкой компанией прекратились. После Второй мировой войны в СССР поставляли хорошо знакомые и уважаемые грузовики, фургоны, санитарки, а легковые Шкоды завозили единицами. Тем не менее в начале 1970‑х в журнале «За рулем» год работала Skoda 110R Coupe – по сути, первая иномарка на длительном журналистском тесте в СССР (ЗР, 2014, № 1). Ну а новая история взаимоотношений нашей страны и чешской компании началась уже в 1990‑е годы. В этом году компания Skoda отметила тройной юбилей. 120 лет назад, в 1895‑м, книготорговец Вацлав Клемент и механик Вацлав Лаурин основали в богемском городке Млада-Болеслав фирму, дав ей свое имя. Завод Laurin & Klement начал с производства велосипедов Slavia, потом занялся мотоциклами. В 1905‑м, 110 лет назад, из ворот предприятия выехал первый автомобиль – Laurin & Klement type A Voiturette с двухцилиндровым двигателем объемом 1 л и мощностью всего 7 л.с. Фирма быстро развивалась и перед Первой мировой войной делала уже десятки моделей и модификаций. Третий юбилей связан с объединением фирмы Laurin & Klement с крупным машиностроительным концерном Skoda, расположенным в Пльзене. Произошло это 90 лет назад – в 1925‑м. Сегодня заводы в Пльзене и Млада-Болеславе вновь принадлежат разным хозяевам. Основной легковой завод, а также филиалы в Квасинах и Врхлаби входят в концерн Volkswagen.