Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Skoda 1202 STW: санитарка из прошлого

Такие машины редко сохранялись. Обычно, отслужив положенный срок, они попадали на свалку, в крайнем случае к частникам, которые их нещадно переделывали. А эта Skoda выглядит так, словно 1968‑й, год ее рождения, был вчера.
Полная версия
Помню, в самом начале 1970‑х, мальчишкой, увидел на московской улице универсал-иномарку. Обошел вокруг и не поверил своим глазам! Опознать марку Skoda было несложно, но у машины оказалось три боковые двери – две справа и одна слева. Я всё ходил вокруг и никак не мог понять, как такое может быть. Это и была Skoda 1202 STW, почти такая же, как эта.


ТРУБА ЗОВЕТ

Дверей универсалы Skoda этого семейства действительно имели четыре, а боковых – три. Думаю, из экономии: задние пассажиры, коль захотят ехать, пролезут, ну а санитарке левая задняя и вовсе не нужна.

История этой модели началась в далеком 1952 году, когда национализированный завод Skoda стоял на распутье: руководство централизованной социалистической экономики решало, что, сколько и на каком заводе делать. Мало кто помнит теперь, что в те годы в Млада-Болеславе помимо первой послевоенной модели 1101 Tudor собирали седаны Tatra T600 Tatraplan и даже полноприводные грузовики Tatra 805. Тем не менее завод выдал-таки новую модель – то была Skoda 1200. Эта первая в истории фирмы машина с цельнометаллическим кузовом построена по довоенной схеме – с хребтовой, трубчатой рамой и независимыми подвесками на поперечных рессорах. Мотор объемом 1,2 л развивал 36 л.с. Именно на базе этой модели и стали делать универсалы, фургоны и санитарные автомобили. Универсалы обозначали буквами STW (station wagon). Производством грузопассажирских версий занимался в основном филиал в городе Врхлаби.


В 1955 году модернизированная Skoda 1201 получила мотор мощностью 45 л.с. Седаны сняли с производства в 1958‑м, а хозяйственные модификации жили куда дольше. Преемником семейства 1201 и стала Skoda 1202 STW, дебютировавшая в 1961 году. Большая площадь остекления, передок в стиле удачной легковой модели Skoda Octavia – но под измененным кузовом скрывалось всё то же шасси. Мощность двигателя подняли до 47 л.с., а в 1969‑м – до 51 л.с. Машину выпускали до 1974 года, за все время сделали 60 141 экземпляр разных модификаций.

Skoda 1202 STW, на которой поездил я, – родом из 1968 года, далеко не самого спокойного и благополучного для Чехословакии.

ZÁCHRANNÁ SLUŽBA

На двери написано по-чешски: «Служба спасения, Прага». Но чехи такие машины называют sanita или sanitka – несложно перевести, правда?


Невольно сравниваю «санитку» с санитарной Волгой на базе ГАЗ‑22. Наша машина немного просторнее, рядом с больным могут ехать двое. Правда, запаска спрятана за левой задней дверью, отнимая место у больного и медиков, а у Шкоды она ловко пристроена в нише под полом. Такое решение появилось у нас лишь на ГАЗ‑24-02 и, соответственно, на его санитарной модификации. Там, где в Волге-санитарке запаска, в Шкоде – полка для лекарств и медицинского оборудования. У Волги в санитарное отделение выходит воздуховод отопителя, а в Шкоде стоит вторая печка.

Мотор у Шкоды скромный, 47‑сильный, объемом 1,2 л. Зато коробка передач четырехступенчатая, а не трехступенчатая, как на Волге, да и подвеска полностью независимая.

Чешская скорая не так уж скора – Волга пошустрее будет. Люфт руля (явно увеличенный долгой жизнью), неторопливая вальяжная реакция машины на его повороты, неидеальная четкость переключения коробки (синхронизаторы были только на трех высших передачах) – всё это вполне типично для большинства массовых автомобилей 1960‑х. Скорости тогда были существенно ниже, плотность движения несравнима с нынешней – невеликой обзорности и вяловатых тормозов хватало даже карете скорой помощи.


ГОТОВ К ТРУДУ

Небольшая Чехословакия снабжала такими автомобилями огромный Советский Союз – своих фургончиков у нас не хватало. Санитарными до появления РАФ‑977 и ГАЗ‑22 работали машины на шасси грузовика ГАЗ‑51 и немногочисленные ГАЗ‑12 ЗИМ и ЗИС‑110. Со второй половины 1950‑х в СССР стали поставлять Шкоды‑1201, а затем и модель 1202. Работали они в самых разных уголках нашей страны – от Москвы до Закавказья. Поставки велись около десяти лет, в отдельные годы в СССР приходило до 3000 машин. Водители относились к чешским машинам с симпатией. Но запчастей катастрофически не хватало, и через некоторое время Шкоды стали обретать узлы и агрегаты Побед и Волг. Однако некоторые машины прошли трудовую жизнь практически без внедрения инородных элементов.

Многие из них после списания с баланса государственных автобаз оставались в строю – служили выкупившим их частникам. Причем зачастую новыми хозяевами становились водители, которые прежде работали на этих машинах. Санитарки переделывали в обычные универсалы. В хороших руках они служили десятки лет, а некоторые и сегодня встречаются на просторах бывшего Союза – как правило, уже в плачевном состоянии.

А вот автомобиль, с которым довелось пообщаться в Чехии, сверкает на осеннем солнце, словно и не минуло с его рождения почти полвека. Прохожие и водители соседних автомобилей провожают Шкоду улыбками. Так уж устроена наша память: чаще в ней всплывает нечто светлое. Даже при взгляде на машину-санитарку, да еще рожденную в не самое спокойное и благополучное для Чехословакии время. Будем здоровы!

Родом из Врхлаби

Фирму, строившую экипажные кузова, Теодор Петера создал в городке Врхлаби еще в конце ХIХ века. Сыновья отца-основателя Йозеф и Роберт с 1908 года стали сотрудничать с автомобильным заводом RAF (Reichenberger Automobil Fabrik), расположенным в городе Либерец. Затем делали кузова для автомобилей Skoda, Tatra и Walter. В 1946‑м предприятие во Врхлаби стало филиалом завода Skoda и начало выпускать грузовые и грузопассажирские автомобили на базе легковых Шкод. Завод во Врхлаби и ныне входит в компанию Skoda и делает коробки передач.

Дело было в России

Компания Laurin & Klement пришла в Россию через несколько лет после начала производства автомобилей. Вскоре представители фирмы работали не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Ростове-на-Дону, Самаре, других крупных городах империи.

В 1908‑м Laurin & Klement FC под управлением инженера Отто Гиеронимуса занял в гонке Санкт-Петербург – Москва первое место в своей категории и четвертое в абсолютном зачете.

В России продавали самые разные модели, в том числе для такси – по терминологии того времени, извозчицкие. После 1917 года торговые отношения с чехословацкой компанией прекратились. После Второй мировой войны в СССР поставляли хорошо знакомые и уважаемые грузовики, фургоны, санитарки, а легковые Шкоды завозили единицами. Тем не менее в начале 1970‑х в журнале «За рулем» год работала Skoda 110R Coupe – по сути, первая иномарка на длительном журналистском тесте в СССР (ЗР, 2014, № 1). Ну а новая история взаимоотношений нашей страны и чешской компании началась уже в 1990‑е годы.

Два Вацлав два

В этом году компания Skoda отметила тройной юбилей. 120 лет назад, в 1895‑м, книготорговец Вацлав Клемент и механик Вацлав Лаурин основали в богемском городке Млада-Болеслав фирму, дав ей свое имя. Завод Laurin & Klement начал с производства велосипедов Slavia, потом занялся мотоциклами.

В 1905‑м, 110 лет назад, из ворот предприятия выехал первый автомобиль – Laurin & Klement type A Voiturette с двухцилиндровым двигателем объемом 1 л и мощностью всего 7 л.с. Фирма быстро развивалась и перед Первой мировой войной делала уже десятки моделей и модификаций.

Третий юбилей связан с объединением фирмы Laurin & Klement с крупным машиностроительным концерном Skoda, расположенным в Пльзене. Произошло это 90 лет назад – в 1925‑м.

Сегодня заводы в Пльзене и Млада-Болеславе вновь принадлежат разным хозяевам. Основной легковой завод, а также филиалы в Квасинах и Врхлаби входят в концерн Volkswagen.

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
19.12.2015
Поделиться: