Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Эксперимент ЗР: покупаем поддельный полис ОСАГО

Мы купили поддельный полис ОСАГО – на редакционный автомобиль. Средь бела дня. И проехали с ним несколько тысяч километров безо всяких проблем. Между тем массовое распространение подделок может привести к тому, что ОСАГО останется лишь на бумаге, а на дорогах возродится хаос.
Полная версия

 

Рынок ОСАГО наводнен подделками. По некоторым данным, количество проданных левых полисов доходит до четырех миллионов! И нет предпосылок к тому, чтобы число фальшивок уменьшалось. Как показали исследования холдинга «Ромир», около 4% водителей из 1200 опрошенных признались, что пользуются подделкой, а 8% – планируют купить. Что заставляет их нарушать закон? 

Кто виноват? 

Виноваты в этом страховые компании, которые долго относились к автовладельцам наплевательски. Искусственно созданные очереди, навязывание дополнительных страховок, поголовное нарушение расчета скидок на ОСАГО. С выплатами и вовсе была беда – денежная компенсация порою оказывалась в несколько раз меньше требуемой. В регионах в радиусе нескольких сотен километров у страховщиков нередко всего один офис, где принимают заявления от пострадавших и осматривают разбитые машины. 

Введение электронных полисов, увеличение лимита выплат и принятие единого документа, по которому определяют стоимость восстановления, решили проблему лишь отчасти. Выплаты увеличились, но их по-прежнему не хватает на ремонт в автосервисе, поскольку учитывается износ заменяемых запчастей. 

 

Купить электронный полис тоже непросто. Из пятнадцати компаний, реализующих их, лишь несколько работают в регионах. Причем в небольших населенных пунктах, где нет конкуренции среди страховщиков, по-прежнему навязывают дополнительные услуги. И получается, что ОСАГО до сих пор не стало тем добротным продуктом, которого ждут страхователи. Еще и полисы резко подорожали. В некоторых регионах, где уровень доходов невысок, цена соизмерима с месячной зарплатой! 

Но без ОСАГО не обойтись: полис входит в перечень документов, которые водитель обязан иметь при себе. Иначе при встрече с сотрудником ДПС не избежать наказания. А что, если подсунуть ему подделку? Если бланк полиса выглядит как настоящий, нет оснований для более тщательной проверки. Чтобы убедиться в подлинности полиса, инспектор должен связаться с дежуркой, где документ пробьют по базе РСА. Вряд ли полицейский будет всякий раз этим заниматься.

Оптом дешевле

Мошенники вышли на рынок с предложением, от которого сложно отказаться. В интернете, в соцсетях да и просто на уличных рекламных щитах появились объявления о продаже бланков ОСАГО за символические деньги. Копии полисов, дескать, качественные, с водяными знаками и другими средствами защиты. На сайтах выложены подробные инструкции по заполнению. Можно купить с доставкой по почте в любой регион. Сервис!

 

По уверению продавцов, никаких проблем с ГИБДД на дороге не будет. Главное – не попадать в аварии. Ведь если у виновника поддельный полис, возмещения пострадавшему не видать. Впрочем, пострадает и сам виновник – ему придется возмещать ущерб из своего кармана. 

Я решил всё проверить на собственной шкуре. Через пятнадцать минут поиска в интернете составил внушительный список сайтов, где можно заказать подделку. Цены – от 1200 рублей за один бланк до 200 рублей за штуку, если брать не меньше тысячи бланков. 

Куда мне тысяча? Достаточно одного. Полис обещали доставить курьером, оплата – наличными, через электронные платежные системы или переводом на банковскую карту. Выбрал самый удобный вариант. Встретился у метро с курьером, который привез пустой бланк и незаполненную квитанцию; отдал ему 1200 рублей – и разбежались. 

 

В качестве страховщика в полисе указана фирма «АльфаСтрахование». Первым делом проверил на сайте РСА, есть ли такой полис. Оказалось, по нему уже больше месяца ездит другой автомобиль – в Челябинске. Ну да ладно. Главное – бланк выглядит не хуже настоящего. 

Заполняю полис сам, причем делаю это так, чтобы вызвать у инспектора ДПС хоть какое-то подозрение. Несмотря на то что машина числится на балансе редакции, страхователем указываю себя: закон не запрещает, но для инспектора это уже повод задуматься. Указываю страховку без ограничения и ставлю цену 1200 рублей (при реальной стоимости настоящего полиса на эту машину около 15 000 рублей). Да еще в месте для подписи представителя страховщика написал: «Министр финансов М.Ф. Попандопуло». 

Собираю вещи (теплые тоже — на всякий случай) и отправляюсь в путь. Маршрут лежит по трассе М-6 (Москва – Волгоград) – через четыре области. Вместе с поддельным полисом ОСАГО беру настоящий. Моя задача – убедиться в том, что липовый полис не заинтересует сотрудников ДПС. 

 

За полторы тысячи верст (туда и обратно) меня останавливали трижды. Первый раз – в Рязанской области, где инспектору оказалось достаточно моего водительского удостоверения. Второй раз – на посту в районе Урюпинска. Там посмотрели все документы, включая полис ОСАГО. Я напрягся, но служивого интересовал лишь срок действия полиса. Такая же проверка была на подъезде к Тамбову. 

В общем, правы мошенники: никаких проблем на дороге с левым бланком ОСАГО нет: инспекторы и в ус не дуют. 

Что делать? 

Массовое распространение подделок может привести к тому, что ОСАГО останется лишь на бумаге, а на дорогах возродится хаос – как в 90‑е годы прошлого века, когда вопрос компенсации ущерба решался отнюдь не с помощью автостраховки. 

 

Страховые компании, безусловно, заинтересованы в том, чтобы подделок не было. Они борются с преступным бизнесом – блокируют сайты мошенников, пытаются расшевелить полицию, которая не спешит возбуждать против преступников уголовные дела. И даже приняли решение о введении с 1 июля новых бланков с максимальной степенью защиты. Об этом на пресс-конференции в нашем издательстве рассказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев (видеозапись круглого стола, посвященного теме ОСАГО, смотрите на нашем сайте). 

Конечно, предпринимаемые меры дадут результат: поддельных полисов станет меньше. Но это борьба со следствием, а не с причинами. Вспомните гениальное изречение из известного произведения братьев Вайнеров: «Преступность победят не карательные органы, а естественный ход нашей жизни». 

Так вот, чтобы окончательно расправиться с преступниками, нужно навести порядок в работе страховых компаний, занимающихся ОСАГО. Если покупка полиса будет быстрой и удобной, без сбоев заработает система скидок, а сумма возмещения сравняется со стоимостью ремонта, вряд ли кто-нибудь захочет рисковать и покупать подделку у мошенников. А черных продавцов следует-таки жестко наказывать – одно другому не мешает. 


Подпишитесь на «За рулем» в

Смирнов Сергей
07.04.2016
Поделиться: