Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

«Лада Спорт» и ВИС-Авто: помощники или обуза АВТОВАЗа?

Сколько дочерних предприятий осталось у АВТОВАЗа и чем они занимаются? Экскурсию по Автограду, попутно подсчитывая потери, проводит Вадим Крючков. В центре экспозиции – спортивная машина для девушек: хэтчбек Лада Калина версии Light с роботизированной коробкой передач.
Полная версия

 

Помню лихие девяностые годы. Ситуация в Тольятти была тяжелой – решалась судьба большого завода, который тогда впервые оказался на пороге банкротства. Лишь одно вселяло оптимизм – мелкие дочерние фирмы продолжали «генерить» идеи, разрабатывать модификации, собирать автомобили и зарабатывать столь нужные себе, заводу и городу деньги. 

Предприятие Бронто делало броневики, снегоболотоходы и удлиненные Нивы. Опытно-промышленное производство освоило выпуск седана ВАЗ‑2115, так называемой Самары‑2, и продавало ее вплоть до передачи модели на конвейер АВТОВАЗа. А еще там выпускали минивэн ВАЗ‑2120 Надежда и семейство длинных Нив, включая пятидверный ВАЗ‑2131. Последний продержался в линейке ОПП до 2015 года включительно. Знатоки вспомнят и грузовой полурамный пикап ВАЗ‑2302 Бизон фирмы «Восточное кольцо». Деятельность этих относительно небольших, а потому гибких производств вселяла тогда хоть какую-то надежду: пока в Тольятти разрабатывают и выпускают новинки, Автоград жив и у него есть перспективы. 

В разгар очередного кризиса я снова в Тольятти. Атмосфера другая: иных уж нет, а те далече. Давно поглощено Бронто, про «Восточное кольцо» успели забыть, а в конце прошлого года прекратило свою деятельность опытно-промышленное производство Волжского автозавода – место с уникальным оборудованием, где среди прочего делали предсерийные экземпляры для конструкторов и испытателей. Неужели нам не нужны новые автомобили собственной разработки? 

 

Весной планировалась передача заводу производства пикапов фирмы ВИС-Авто. Ходили слухи и о проблемах у «Лады Спорт». Сколько же осталось дочерних предприятий и чем они занимаются? Может, они действительно не нужны? 

Тем, кто любит скорость 

ООО «Лада Спорт» – компания с солидным гоночным прошлым и ярким настоящим. Участник WTCC – чемпионата мира по кольцевым гонкам в классе Туринг. Производство спортивных модификаций серийных автомобилей ВАЗ стартовало в середине 2013 года. 

Долгое время в нашей стране рассказы о применении гоночного опыта для совершенствования обычных автомобилей были в большей степени мечтой, чем реальностью. Штучные экземпляры и изделия гаражных тюнингистов не в счет. «Лада Спорт» мечты о серийном производстве спортивных модификаций воплотила. Причем фирма не переделывает готовые вазовские автомобили, а собирает их из комплектующих. Здесь полноценный напольный конвейер и несколько вспомогательных цехов, где изготавливают системы выпуска, модернизируют коробки передач и двигатели. Окрашенные кузова и многие другие детали поставляет АВТОВАЗ, но, разумеется, есть и другие партнеры. Например, амортизационные стойки по чертежам «Лады Спорт» изготавливают несколько смежных предприятий. 

 

С 2013 года «Лада Спорт» выпустила больше 7000 автомобилей, а в пределе способна выдавать до 6000 машин в год. И, несмотря на все объективные трудности, минувший год завершила с прибылью – в отличие от АВТОВАЗа. 

Текущий модельный ряд: седан Гранта Спорт с двигателем мощностью 116 л.с. (ЗР, 2013, № 11), хэтчбек Калина Спорт c таким же мотором (ЗР, 2015, № 5) и Калина NFR c 135‑сильным двигателем, установленным на подрамнике (ЗР, 2015, № 6). В общей сложности одиннадцать модификаций. Причем все машины поддерживаются гарантией на СТО вазовской сети. Поделюсь секретом: не за горами появление спортивной Весты. 

Самая горячая и актуальная новинка – антикризисные версии Light. По сути это серийные Гранты и Калины со спортпакетом, куда входят аэродинамический обвес и более плотная подвеска – но вместо доработанных двигателя, трансмиссии и подрамника, а также задних дисковых тормозов и увеличенных передних оставлен голый стандарт. Зато они дороже серийных машин в самой дешевой комплектации Норма всего на 35–40 тысяч рублей. При необходимости их можно собирать не только на конвейере «Лады Спорт», но и на любой другой площадке. Зачем адаптировали конструкцию под массовое производство? Если понадобится довести выпуск «лайтов» до 7–10 тысяч машин в год, это хороший способ разгрузить основные мощности фирмы, занятые более сложными моделями. 

 

Старт продаж недорогих спортивных машин запланирован на начало лета. Но уже сейчас в моих руках любопытный хэтчбек линейки Light – спортивная машина для девушек. Именно так позиционирует изготовитель эту Калину с роботизированной коробкой передач. 

Стандартный 106‑сильный мотор, серийная главная пара… Что же тут из фирменного стиля «Лады Спорт»? Передний и задний бамперы, решетка радиатора, накладки порогов, спойлер на задней двери, эмблемы спереди и сзади, эксклюзивные легкосплавные колеса с шинами 195/50 R15. Внешне Light очень похож на заряженную версию Sport, и только наметанный глаз обратит внимание на единственное внешнее отличие дешевой модификации – барабанные задние тормоза. 

В салоне – обычный, не обшитый кожей руль, заглушка вместо панели аудиосистемы, простой кондиционер, электростеклоподъемники только передние. Зато есть главное – удобные спортивные сиденья с фирменной красной отстрочкой.  

На ходу боевой характер автомобиля выдает плотная, энергоемкая подвеска. Калина уверенно преодолевает неровности и ямы, которых нынче много на дорогах Тольятти, а в поворотах кренится несильно. Чуть жестковата? Пожалуй, но дискомфорта нет, так что подвеска должна понравиться девушкам. Как и роботизированная коробка передач. Для неспешного перемещения по магазинам – самое то. А можно и пришпорить – стандартный силовой агрегат вполне бодр. И конечно, порадует тишина в салоне. На конвейере «Лады Спорт» все без исключения кузова оклеивают дополнительными шумоизолирующими материалами – ими выстилают пол под ногами водителя и центральный туннель.



Помощники 

ОАО «Производство специальных автомобилей ВИС-Авто» – старожил рынка. Не буду перечислять все смены названий, отмечу лишь, что компания создана в 1991 году распоряжением генерального директора АВТОВАЗа Владимира Каданникова. Типичное дочернее предприятие; одна из его задач – производство пикапов грузоподъемностью до 720 кг на базе вазовских автомобилей. Здесь нет конвейера: сборка пикапов полурамной конструкции происходит на подъемниках. Работа начинается с черного металла: к несущему кузову приваривают раму, потом везут его на окраску и снова возвращают в цеха ВИС-Авто на сборку. 

В прошлом году выпущено свыше 4000 автомобилей в двадцати модификациях, в том числе 2500 вседорожников Лада 4×4 Урбан. Предприятие получило прибыль. Основа модельного ряда – пикапы ВИС‑234900 на базе Гранты и полноприводные пикапы ВИС‑234600 на базе Лады 4×4. Существует множество модификаций – сочетание длинной или короткой кабины с грузовыми платформами разной длины. А на платформу монтируют бортовые кузова, фургоны общего назначения, изотермические фургоны. Доля переднеприводных пикапов, в общем числе выпущенных, – 75%, остальное – полноприводные. 

 

С чем остался бы ВИС-Авто, если бы передача пикапов на завод все же состоялась? Здесь продолжают делать вездеход Рысь на базе Лады 4×4. Это наследница старой Нивы, адаптированная под тяжелые дорожные условия. Увеличены дорожный просвет и ход подвески, в переднем и заднем мостах установлены самоблокирующиеся дифференциалы, вместо стандартных смонтированы колеса с грязевыми шинами размерности 235/75 R15. 

Продолжается изготовление на заказ снегоболотоходов Марш (от 20 до 50 машин в год) на шинах низкого давления. Недавно освоена система централизованной подкачки шин с управлением из кабины – для вездеходов весьма востребованная опция. 

Идет разработка автомобиля для перевозки инвалидов на базе Ларгуса – пассажир должен въезжать в него вместе с коляской. Достаточно сложная конструкция, поскольку сделать такую машину без вмешательства в силовую структуру кузова невозможно. 

 

Совместно с заводом пластиковых изделий Апал возобновлены работы над каркасно-панельным автомобилем Сталкер с индексом 21541; это весьма стильная модель в духе классического вседорожника, построенная на узлах и агрегатах Лады 4×4. Задача – наладить мелкосерийное производство в цехах ВИС-Авто. Предполагаемый объем выпуска – 150 машин в год. 

Послание Николя Мору 

В свое время мне довелось брать интервью у главы AMG Фолькера Морнинвега. Руководитель мерседесовской дочерней фирмы рассказал, что интересы его компании большой завод учитывает еще на стадии проектирования новой модели. И она отвечает заводу взаимностью – продукция AMG поступает на главный конвейер (речь, конечно, о комплектующих). Хороший пример мирного и правильного сосуществования гиганта и его «дочки». Причем у последней свои подразделения стайлинга, проектирования трансмиссий и двигателей, производство и даже системы логистики и сбыта! И завод не пытается отобрать производственную программу дочерней компании. 

Вернемся с небес на землю. Для такого гиганта, как АВТОВАЗ, даже суммарный объем производства компаний «Лада Спорт» и ВИС-Авто погоды не делает. Тянуть производство всей этой «мелочи» на главный конвейер нет смысла. Кто будет возиться на основном производстве с двадцатью вариантами комплектаций при тираже 2000–3000 машин? Все эти подрамники, нестандартные моторы, короткие и длинные кабины – лишняя головная боль для тех, кто привык к стилю главного конвейера. Передать те же пикапы на АВТОВАЗ – фактически загубить разнообразие модификаций. Интересна ли большому заводу версия с изотермическим фургоном, которая не влезает на стандартный автовоз? 

 

Того разнообразия, какое дают дочерние фирмы, автогигант априори не может потянуть. Мелкие производства более гибкие, они быстрее разрабатывают, испытывают и сертифицируют новые модели. И не отбирают хлеб у завода, а дают ему дополнительный заработок на машинокомплектах и деталях. А еще «дочки» могут выступать как инжиниринговые центры. Например, первоначально Лада 4×4 в модификации Урбан разрабатывалась на ВИС-Авто, а теперь, после доработок, сходит с конвейера АВТОВАЗа. 

Надеюсь, новый руководитель АВТОВАЗА Николя Мор смекнет, что дочерние фирмы не обуза, а помощники. Их нельзя истреблять – их нужно поддерживать. Спонтанные слияния и поглощения – легкий путь разрушить старое и не создать новое.



Подпишитесь на «За рулем» в

Крючков Вадим
12.05.2016
Фото: Крючков Вадим
Поделиться: