Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Lada снова в моде: как кризис обвалил спрос на иномарки

Многие годы спрос на отечественные автомобили неумолимо снижался, чему виной стали их техническая отсталость и низкое качество по сравнению с иномарками. Однако текущий кризис вновь стал пересаживать россиян на Лады и УАЗы. Разбираемся в причинах.
Полная версия

Наши наступают


Со времен иномарочного бума в начале 2000-х годов отечественные машины неуклонно теряли рыночную долю, которая сократилась до 20 с небольшим процентов. Однако слабый рубль сделал продукцию российского автопрома более востребованной, тем более что на рынок подоспели новые модели. В результате отечественные автопроизводители впервые за многие годы стали отыгрывать позиции у иномарок. Так, по итогам четырех месяцев 2016 года совокупная доля АВТОВАЗа, УАЗа и ГАЗа выросла на 3,5%, до 24,9% (данные АЕБ). Причем эта доля увеличивается с каждым месяцем – в апреле на продукцию российского автопрома и вовсе пришлось 27,8% всех продаж.  

По мнению директора по развитию компании «Рольф» Владимира Мирошникова, успеху отечественных брендов способствуют повышение качества продукции и выстраивание сильной дилерской сети. «Когда сильные дилеры получают конкурентоспособный продукт, то результат не заставляет себя ждать», – говорит он. Кроме того, отечественные автозаводы в наименьшей степени зависимы от иностранных комплектующих и, соответственно, курсовых колебаний валюты. Благодаря этому у российских марок не столь значительно увеличилась себестоимость производства, как у иностранных конкурентов, даже тех, у кого сборка локализована в России. Также автомобили российских марок стали основными бенефициарами программ господдержки – утилизации и льготного автокредитования, что тоже сказалось на объемах их продаж.


«У российских автопроизводителей есть главное преимущество – низкие цены. Например, Lada Granta и UAZ Patriot примерно на 25-30% дешевле своих иностранных одноклассников. Парадоксально, но низкая цена во многом складывается из-за относительной технической простоты российских автомобилей. Именно это впоследствии еще раз увеличивает их привлекательность - за счет простоты обслуживания и дешевизны запчастей. Особенно такая тенденция преобладает в регионах, где отсутствуют дилерские автосервисы», – комментирует аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

АВТОВАЗ поехал в гору

Продажи АВТОВАЗа, которые падали последние годы, несмотря на господдержку, по итогам апреля показали рост впервые за 1,5 года. В этом месяце россияне купили 24,6 тыс. автомобилей Lada – на 7,8% больше, чем годом ранее. В результате АВТОВАЗ смог занять заветные для себя 20,3% рынка, увеличив долю на 3,1% по сравнению с прошлым годом. 

Апрельский прорыв стал возможен благодаря конкурентным ценам вкупе с программами господдержки, а также увеличенному спросу на новые модели Lada, считает руководитель направления стратегического и продуктового маркетинга «Терра Авто» Артур Явный. «Мы рассчитываем, что динамика продаж бренда Lada продолжит расти за счет увеличения производства новых Vesta и XRAY. Также удерживает свои позиции бестселлер Lada Granta. Дальнейший рост, конечно, будет зависеть от поддержки по программам утилизации, трейд-ин и Lada Finance», – говорит он.


Как показывает статистика, основной прирост реализации АВТОВАЗу обеспечивают новинки – Lada Vesta и XRAY, которые год назад еще не продавались. Так, в апреле своих покупателей нашли 4,8 тыс. седанов Vesta и 2,2 тысячи XRAY. При этом по отношению к марту продажи этих моделей выросли на 5% и 44% соответственно. И это несмотря на то, что производство Vesta и XRAY еще не вышло на проектные мощности, в результате чего на них даже образовались очереди. На самом АВТОВАЗе дефицит машин у дилеров объясняют тщательным контролем качества каждого производимого автомобиля. С мая завод стал наращивать выпуск Vesta и XRAY, что должно обеспечить выполнение заказов дилерской сети.

Vesta и XRAY собрали очереди

К примеру, в дилерских центрах Lada ГК «Терра Авто» средний срок ожидания автомобиля Lada Vesta и XRAY составляет один месяц. В компании рассчитывают, что с учетом удовлетворения отложенного спроса новинки будут доступны у дилеров уже в июне-июле.


«Действительно, на сегодняшний день спрос на новые модели Lada Vesta и XRAY превышает предложение, это происходит из-за небольшого объема производства и увеличения количества дилеров в России, которые получили новые автомобили для реализации. Старт продаж новых моделей, напомню, был возможен только у ограниченного числа дилеров, в основном расположенных в крупных городах», – говорит Артур Явный.

Решив проблему дефицита Vesta и XRAY, АВТОВАЗ сможет сохранить небольшой рост, с учетом, что новые модели дают существенный объем продаж, считает генеральный директор Auto-Dealer-СПб Михаил Чаплыгин. «По итогам года Vesta вполне способна преодолеть отметку в 50 тысяч проданных машин, по XRAY у производителя был план до 20 тысяч автомобилей за год, и пока динамика этот прогноз оправдывает», – констатирует эксперт.

Lada покоряет столицы

Кстати, изначально Lada Vesta и XRAY, как самые современные, но и дорогие модели АВТОВАЗа, были призваны завоевать именно мегаполисы, где автомобили Lada уже давно спросом не пользуются. И судя по первым результатам продаж, вазовские новинки действительно способны пересадить городских жителей с иномарок на Ладу.

В Москве и Санкт-Петербурге по итогам марта и апреля Lada Vesta заняла более 20% в общем объеме реализации марки, говорит Артур Явный. По его словам, это обусловлено не только хорошим спросом, но и тем, что не во всех региональных городах возможно было купить этот автомобиль. Впрочем, сегодня Lada Vesta и XRAY стали появляться и у дилеров в провинции, где к ним также есть большой интерес и наблюдается дефицит. 

По итогам апреля на Lada Vesta и XRAY приходилось 40% всех продаж марки в Петербурге, гласят данные Auto-Dealer-СПб. Во многом благодаря этим моделям АВТОВАЗ показал рост реализации на 18% за четыре месяца 2016 года, при этом Lada поднялась на второе место среди марок на петербургском авторынке. Как считает Михаил Чаплыгин, обе модели рассчитаны на жителей мегаполисов, и конкурентным преимуществом здесь становится их стоимость по отношению к иномаркам. «В частности, в Петербурге в этом году отрицательные результаты показывает Kia. Не исключено, что часть потенциальных потребителей ее бестселлера Rio предпочли приобрести Lada Vesta», – полагает он.

Борьба за лидерство


Между тем впервые в истории российского авторынка самой продаваемой моделью по итогам 2016 года может стать иномарка. За январь-апрель первое место по объему реализации занял Hyundai Solaris, обогнав Lada Granta: 29,6 тыс. против 28,8 тыс. автомобилей. Хотя еще по итогам первого квартала этот разрыв был значительно больше, и вазовский бюджетник, в апреле вновь ставший бестселлером на российском рынке, сумел сократить отставание. По мнению экспертов, уже в ближайшее время Lada Granta может окончательно вернуть себе пальму первенства, учитывая, что прекращается производство хэтчбеков Solaris, а это неминуемо скажется на общих объемах продаж модели.

«Скорее всего, Granta останется номером один, поскольку корейская модель может просесть в начале второго полугодия, когда покупатель будет ожидать ее обновленной версии. Отложенный спрос, который компенсируется только после выхода на рынок нового Solaris (конец 2016-го или начало следующего года), скажется на итоговом результате модели», – полагает Михаил Чаплыгин.


Впрочем, в будущем году новый Hyundai Solaris может сражаться за звание российского бестселлера уже не с Грантой, а с Lada Vesta, которая к тому времени будет также выпускаться в версии внедорожный универсал под названием Vesta Cross. Однако, по мнению Дмитрия Лукашова, более дорогая Vesta может обогнать Гранту лишь в случае завершения экономического кризиса в России и увеличения доходов населения. 

«Vesta пока не может составить конкуренцию Granta как раз из-за разной целевой аудитории. У первой модели – это покупатели в мегаполисах, готовые отказаться от Kia Rio, Volkswagen Polo или Hyundai Solaris, у второй – это жители небольших городов, где платежеспособный спрос ниже, чем в крупных городах. Вторых объективно больше, чем первых», – рассуждает Михаил Чаплыгин.

УАЗ набирает обороты


В отличие от АВТОВАЗа, который еще до недавнего времени показывал падение продаж, продукция Ульяновского автозавода в последние годы пользовалась стабильным спросом. За четыре месяца 2016 года реализация автомобилей УАЗ выросла на 18%, до 13,5 тыс. единиц. По словам PR-менеджера УАЗа Екатерины Калинской, рост продаж, в частности, обеспечили возобновление производства вседорожника UAZ Hunter и обновление классических коммерческих автомобилей УАЗ. Кроме того, с начала года началось активное продвижение модели UAZ Cargo, в результате ее реализация увеличилась более чем в 2 раза по итогам января-апреля. Хорошую поддержку продажам УАЗа оказывают и госпрограммы – к примеру, благодаря утилизационной программе было реализовано порядка 70% ульяновских машин. Немаловажный вклад в рост спроса на «уазики» вносит и активное расширение дилерской сети автозавода, в том числе за счет начала сотрудничества с такими крупными дилерскими холдингами, как «Рольф» и Major Group. Как говорит Владимир Мирошников, «Рольф» получил франшизу УАЗ в конце прошлого года, и теперь с каждым месяцем наращивает продажи. 

Локомотивом продаж УАЗа остается флагманский вседорожник Patriot, чья реализация в январе-апреле 2016 года выросла на 20%, до 6,2 тыс. автомобилей. Поддержать высокий спрос призван запуск производства обновленной модели к началу осени. По мнению Владимира Мирошникова, доступная цена позволяет UAZ Patriot занять рыночную нишу, в которой практически нет конкурентов. Кроме того, этот автомобиль пользуется большой популярностью у корпоративных клиентов.

Между тем в сегменте легких коммерческих автомобилей укрепляет лидерство «Группа ГАЗ». За четыре месяца 2016 года было реализовано 14,6 тыс. ГАЗелей и Соболей – на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таким образом, доля марки ГАЗ в сегменте LCV впервые за несколько лет превысила 50%.  

Иномарки жаждут реванша


В «Группе ГАЗ» рассчитывают на сохранение своих позиций, прежде всего, благодаря новому цельнометаллическому фургону ГАЗель Next с объемом кузова 13,5 куб.м, первые продажи которого начались в семи дилерских центрах в декабре прошлого года, а с апреля новинка стала доступна по всей России. Как рассказали в пресс-службе «Группы ГАЗ», первые продажи показывают высокую популярность этой модели у потребителей, и, по прогнозам компании, новинка позволит существенно увеличить долю марки в сегменте цельнометаллических фургонов. Уже в июне появится модификация цельнометаллического фургона ГАЗель Next со средней базой, а в третьем квартале 2016 года начнутся продажи микроавтобусов на базе цельнометаллического фургона и различных вариантов спецтехники (холодильники, автолавки и т.д.). Также продолжают расти продажи каркасного 19-местного автобуса ГАЗель Next, в связи с чем в настоящее время ведется работа по увеличению мощностей по производству этой модели. Кроме того, на рынок вышла новая модификация бортового автомобиля ГАЗель Next с бензиновым двигателем Evotech 2,7, в том числе с газово-бензиновым двигателем LPG. За счет более низкой цены по сравнению с дизельным аналогом эта модель быстро завоевала популярность, отмечают в «Группе ГАЗ».

В компании пока придерживаются консервативного прогноза на 2016 год и ожидают сохранения объемов рынка LCV на уровне прошлого года. «Общий объем продаж в 2016 году будет, в основном, определяться ситуацией на рынке коммерческого транспорта, которая, в свою очередь, зависит от общей экономической ситуации в стране», – заявили в пресс-службе «Группы ГАЗ». 

Что касается перспектив российских автопроизводителей в целом, то тенденция к росту их рыночной доли вполне может сохраниться с учетом смещения спроса в сторону более дешевых автомобилей. Однако по мере увеличения платежеспособности покупателей и доступности автокредитования иномарки смогут вернуть свои позиции, если не улучшить их.  

«Рост доли российских автомобилей произошел, в основном, благодаря новым моделям. Потребители еще не успели их как следует оценить. Если отечественные машины начнут сыпаться через год-два, то рынок неизбежно отыграет назад и иномарки быстро восстановят свою долю, а то и увеличат ее», – резюмирует Дмитрий Лукашов.

Фото: компании-производители



Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
02.06.2016
Поделиться: