Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Гонки на выживание: исчезнут ли пикапы с российского рынка?

Сегмент пикапов – самый малочисленный на российском авторынке, однако отличается устойчивым спросом. Обвал рубля пережили лишь несколько импортных моделей, а отечественные пикапы, напротив, свои позиции укрепили. Между тем на рынок выходят новые игроки, которые намерены найти свое место в этом и без того узком сегменте.
Полная версия

Американская мечта


Пикапы всегда были в России нишевым продуктом, чья доля на авторынке даже в лучшие годы не превышала и 1%. Не пользуются они большим спросом и в Европе, хотя здесь этот сегмент занимает уже 6%. А особенно популярны пикапы в Америке, где на них приходится более половины всех продаж. Как известно, легковые автомобили с открытой грузовой платформой впервые появились именно в этой стране, став востребованными, прежде всего, у многочисленных фермеров. Однако со временем пикапы завоевали любовь и рядовых американцев, для которых до сих пор остаются доступным и практичным автомобилем на каждый день.

Как говорит директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников, популярность пикапов на рынке США обусловлена, в первую очередь, их доступной ценой по сравнению, например, со вседорожниками, а также высоким спросом со стороны американцев, живущих в частных домах. В России же до недавнего времени на пикап чаще смотрели свысока, как на рабочую лошадку, и только сейчас, когда на рынок начали выходить модели последних поколений, покупатели начинают присматриваться к ним.

Для многих клиентов пикап – отличный вариант «вхождения в сегмент настоящих вседорожников» по низкой цене, однако ожидать, что в России этот нишевый продукт встанет наравне с SUV или легковушками, не стоит, добавляет руководитель департамента по маркетингу и связям с общественностью «ММС Рус» Илья Никоноров.

По данным «Рольфа», основными потребителями пикапов в нашей стране являются любители активного отдыха, охоты и рыбалки, причем в большинстве случаев для них это второй автомобиль в семье. Что касается корпоративных покупателей, пикапы активно используют дорожники, строители, операторы мобильной связи, которые за приемлемые деньги получают универсальный автомобиль для выполнения поставленных задач в условиях бездорожья.

«На сегодняшний день основными покупателями пикапов являются физические лица, те люди, кому необходим небольшой «грузовик» для работы или для личных нужд, – подтверждает директор направления Volkswagen ГК «Авторусь» Максим Колосов. – Спрос у корпоративных клиентов, к сожалению, невысок. Малое производство, фермерское хозяйство только начинают развиваться благодаря поддержке государства. А строительные фирмы, дорожно-строительные организации, коммунальное хозяйство предпочитают полюбившиеся еще с советских времен бортовые коммерческие автомобили. Здесь ситуацию могло бы изменить локальное производство пикапов для более выгодных предложений корпоративным клиентам и привлечения к их закупкам госструктур».

Большая битва пикапов

Несмотря на крайнюю узость сегмента пикапов, они, в отличие, например, от минивэнов, фактически исчезнувших из продажи, пользуются в России устойчивым спросом даже в условиях кризиса на авторынке. И хотя ассортимент таких автомобилей за последнее время значительно сократился и сегодня насчитывает уже менее десяти моделей, их доля остается пусть и небольшой, но стабильной – 0,8% за пять месяцев 2016 года.


В то же время обострилась конкуренция между оставшимися моделями, что привело к полной перестановке сил в этом сегменте. Так, безусловным лидером в нынешнем году стал Toyota Hilux, чьи продажи в январе-мае выросли на 72%, до 1800 автомобилей, согласно данным АЕБ. Таким образом, эта модель сместила с верхней строчки прошлогодний бестселлер Mitsubishi L200, который опустился на третье место с показателем 660 реализованных машин (-64%).

По словам Владимира Мирошникова, обе модели в прошлом году пережили смену поколений, в связи с чем ценовой разрыв между ними сократился. Hilux несколько дороже L200, но теперь ценовой фактор не становится решающим в выборе, поэтому моделям предстоит жесткая конкуренция. В свою очередь, генеральный директор Mitsubishi «Авторусь» Алексей Безменов считает, что исход этой борьбы за лидерство среди иностранных пикапов во многом будет зависеть от политики импортеров.

Как заявили «За рулем.РФ» в российском представительстве Mitsubishi, останавливать продажи пикапа L200 или значительно сокращать их в компании не планируют. «В ситуации кризиса мы наблюдаем спад продаж данной модели, но уверены, что эта ситуация временная. К тому же, несмотря на падение спроса среди физических лиц, Mitsubishi L200 остается востребованным среди корпоративных клиентов», – говорит Илья Никоноров из «ММС Рус».

Не намерен покидать наш рынок и пикап Volkswagen Amarok, который за пять месяцев 2016 года нашел 320 покупателей (-24%). Снижение его продаж в российском офисе марки объясняют, в частности, окончанием приема заказов на текущую версию Amarok в связи с обновлением модели. Рестайлинговый пикап появится у дилеров в сентябре этого года, а в первом квартале 2017-го он станет доступен с долгожданным дизельным двигателем V6 с турбонаддувом. Как отмечает Максим Колосов, тем самым Volkswagen планирует укрепиться в сегменте пикапов и не только сохранить долю рынка, но и увеличить ее.


Их почти не осталось

Между тем на фоне подорожания иностранных пикапов, которые поставляются в нашу страну исключительно по импорту, все большую популярность у покупателей завоевывают более доступные российские модели. Так, пикапы на базе Lada Granta и 4x4, выпускаемые на тольяттинском предприятии «ВИС-Авто», показали рост продаж на 43%, до 470 автомобилей по итогам января-мая 2016 года. А УАЗ-Пикап и вовсе смог подняться на второе место в этом сегменте с результатом 985 реализованных машин (-4%).

«У УАЗа свои потребители, а так как модель на фоне конкурентов практически не подорожала, то и спрос остался стабильным», – комментирует директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Константинов. Вместе с тем высокий результат этому УАЗу обеспечили укрепление дилерской сети марки с появлением сильных дилеров, а также участие в программах государственного стимулирования авторынка, добавляет Владимир Мирошников.

Как известно, в связи с общим падением спроса на автомобили в России автопроизводители стали оптимизировать свои модельные ряды, прекращая продажи наиболее убыточных моделей. Среди них оказываются даже популярные некогда импортные кроссоверы, что уж говорить о нишевых пикапах. За последнее время выбор таких автомобилей сократился почти наполовину, причем покинули они российский рынок по разным причинам.

Так, пикап Mazda ВТ-50 был выведен с европейского рынка, а продажи в России не могут покрыть расходы на инжиниринг для соответствия европейским нормам, которые составляют основу требований по российской системе одобрения типа транспортного средства. По словам PR-директора «Мазда Мотор Рус» Марии Магуайр, вернуться на российский рынок модель сможет в том случае, если возобновятся ее продажи в Европе, но это маловероятно.

Компания Ford Sollers прекратила российские продажи пикапа Ranger, поскольку сделала ставку исключительно на автомобили локального производства, а Ford Ranger и машины F-series могут предлагаться только на условиях импорта. При этом в пресс-службе СП заявили, что рассматривают возможности расширения линейки, в том числе за счет импортных моделей.

Появления в нашей стране нового NP300 Navara не исключают в компании Nissan, которая ранее вывела с российского рынка пикапы Navara и Pick-Up. «Это были очень нишевые модели, которые не делали больших продаж. К тому же производились они за пределами России, поэтому цена на них существенно подскочила после начала кризиса», – пояснил директор по связям с общественностью Nissan в России Роман Скольский.

Встречаем новых игроков

А вот компания Mercedes-Benz уже объявила о планах представить на российском рынке свой первый пикап, который создан на базе Nissan Navara. Причем наша страна станет для новинки одним из ключевых рынков, отметили в пресс-службе «Мерседес-Бенц Рус». И хотя место и дата премьеры нового однотонного пикапа Mercedes-Benz держатся в секрете, в Россию компания обещает его привезти ориентировочно в конце 2017-го – начале 2018 года. В числе главных конкурентов будущей новинки называют Volkswagen Amarok и Toyota Hilux. Как считает Владимир Мирошников, для Mercedes-Benz попытка нащупать премиальную нишу в сегменте пикапов является смелым экспериментом.


Ближайшей же премьерой на российском рынке пикапов станет Fiat Fullback, который представляет собой слегка перелицованный Mitsubishi L200. Новинка будет доступна для заказа российским клиентам уже с июля, а в продаже появится в сентябре этого года. По мнению Максима Колосова, «клон» L200 может завоевать интерес любителей пикапов не только благодаря успеху и имени своего японского «двойника», но и за счет цены. В свою очередь, в российском офисе Mitsubishi заявили, что появление новых игроков должно привлечь дополнительное внимание к сегменту пикапов.

Что касается перспектив пикапов на российском рынке, то этот сегмент так и останется очень нишевым. При этом структура спроса в нем может меняться в зависимости от появления новых и обновленных моделей, а главное – их ценового позиционирования. По оценкам марки Volkswagen Коммерческие автомобили, с учетом почти двукратного падения сегмента относительно докризисного уровня, его потенциальная емкость составляет около 25 тыс. автомобилей в год. Как говорит Дмитрий Константинов, дальнейшее развитие рынка пикапов в нашей стране будет зависеть от поддержки правительством частных сельских хозяйств, а также отмены ограничений на въезд пикапов внутрь Садового кольца.

«Пока нет предпосылок, чтобы в России сегмент пикапов бурно разрастался. Однако они прочно завоевали свою нишу и наверняка смогут ее сохранить за собой. Текущий рынок толкает производителей на оптимизацию модельной линейки, в будущем выиграет тот из игроков, кто сможет сохранить в своем портфеле данный продукт. Также одним из факторов успеха может стать локализация, но вероятность ее очень мала вследствие незначительных объемов», – резюмирует Владимир Мирошников.

Фото: «За рулем.РФ», фирмы-автопроизводители

Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
30.06.2016
Поделиться: