Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Денег не хватает: как кризис вызвал бум автокредитования

В условиях кризиса доля кредитных продаж на авторынке достигла рекордных значений. Однако в отличие от лучших времен, когда в кредит продавался каждый второй автомобиль, сегодня россияне берут займы не от хорошей жизни. Даже в долг многие не могут позволить себе новую машину, поэтому банки стали осваивать вторичку.
Полная версия

На буксире кредитования

Российский авторынок, наконец-то, начал нащупывать дно, и одним из основных драйверов спроса на новые машины стали автокредиты. Несмотря на незначительное снижение темпов автокредитования по сравнению с прошлым годом, доля кредитных продаж неуклонно растет. Так, если в первом квартале текущего года она составляла 37,3%, во втором – 43,6%, то в третьем достигла рекордных 46,4%, согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ). Причем количество выданных автокредитов в июле-сентябре несколько сократилось (-2%), а в денежном выражении объемы продаж кредитных автомобилей, наоборот, увеличились – на 18,4%.


Хотя реализация новых машин в 2016 году продолжает падать, автокредитование в продолжение всего года сдерживает рынок от сильного снижения, отмечает начальник управления по работе с партнерами ЮниКредит Банка Денис Алфёров. По его словам, максимальную поддержку рынку кредитование оказывает именно в массовом сегменте: для наиболее популярных моделей автомобилей доля продаж в кредит доходит до 70%. 

«Рост доли продаж автомобилей в кредит обусловлен инфляцией и падением реальных доходов населения, ведь в сложных экономических условиях покупки чаще стали совершать за счет привлечения кредитных средств. Отчасти спрос на автокредиты подстегнули и слухи о предстоящем завершении государственной программы субсидирования процентных ставок», – комментирует директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков.

Действительно, льготные автокредиты стали хорошим подспорьем для желающих приобрести новый автомобиль с помощью заемных средств. Благодаря скидке от государства в размере 6,67% средняя ставка по данной программе на начало октября 2016 года составила 8,97%, гласят данные Минпромторга. При этом с начала года первоначальный взнос для льготных заемщиков был снижен с 30 до 20% от стоимости приобретаемого автомобиля. В результате по итогам девяти месяцев текущего года из 379,2 тыс. выданных автокредитов более 215 тыс. имели льготную ставку. Таким образом, госпрограмма обеспечивает свыше 55% рынка автокредитования в 2016 году.


Как известно, автокредиты со скидкой от государства выдаются только на автомобили российского производства стоимостью до 1,15 млн рублей. Под эти условия подпадает большинство бестселлеров российского авторынка, поэтому на предпочтения заемщиков госпрограмма особо не повлияла. Однако рейтинг самых востребованных моделей у разных банков может несколько отличаться в зависимости от партнерских программ с автопроизводителями. К примеру, клиенты ЮниКредит Банка чаще всего выбирают модели АВТОВАЗа (Lada Vesta, XRAY, Granta, Kalina), а также Hyundai Solaris и Creta, Kia Rio, Volkswagen Polo, Skoda Rapid, UAZ Patriot. На эти модели приходится почти 50% сделок по автокредитам в данной организации. В топ-5 Русфинанс Банка входят: Kia Rio, Hyundai Solaris, Mazda CX-5, Lada Vesta и Lada Granta. Среди заемщиков ВТБ24 наибольшим спросом пользуются марки Lada, Kia и Hyundai. Как отмечает старший вице-президент, директор департамента автобизнеса ВТБ24 Алексей Токарев, у клиентов предпочтения сместились в сегмент массовых автомобилей, попадающих под действие государственной программы автокредитования. 

«В то же время растет спрос на более дорогие автомобили премиум- и люксового сегментов. По нашему мнению, без льготной программы кредитования производителям автомобилей среднего класса понадобится вкладывать больше средств в поддержку своих маркетинговых программ для сохранения доли на рынке. В результате эти дополнительные расходы могут сказаться на росте стоимости самих автомобилей», – добавляет директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Наталья Русова.

Учимся считать деньги

Между тем значительно увеличился средний размер автокредита: по состоянию на сентябрь 2016 года он составил 659 тыс. руб., то есть почти на 100 тысяч больше, чем год назад. Таким образом, 14-процентный рост среднего займа оказался сопоставимым с общим повышением цен на новые машины. Только за январь-сентябрь ценники в автосалонах выросли на 17% по сравнению с прошлым годом, в результате средневзвешенная стоимость нового легкового автомобиля составила 1,37 млн руб., гласят данные агентства «Автостат». При этом цены на иномарки и отечественные машины «потяжелели» примерно одинаково – на 19% и 17% соответственно. Однако иностранные модели в среднем почти втрое дороже российских: 1,58 млн против 584 тыс. руб. 

По словам Дениса Алфёрова, растет стоимость автомобилей, а за ней и средний чек по кредиту. С другой стороны, спрос сдвигается в сторону бюджетных автомобилей стоимостью до миллиона, и это, наоборот, понижает средний чек. Помимо стоимости автомобиля на величину суммы кредита влияет включение в кредит различных дополнительных сервисов, как, например, дополнительное оборудование на автомобиль, страховые и другие услуги дилерских центров, которые, в свою очередь, также могут дорожать, говорит Наталья Русова.


А вот в ВТБ24 рост средней суммы автокредита существенно превышает рост средней стоимости автомобиля, приобретаемого в кредит, что в банке объясняют падением реальных доходов населения. Так, средняя сумма кредита за последний год выросла примерно на 27%, а средняя стоимость автомобиля — всего на 15-16%. 

При этом, чтобы не переплачивать по процентам, россияне стали брать автокредиты на меньший срок. Согласно данным НБКИ, средний срок кредита на покупку автомобиля за год сократился на 4,9% и составил 4,1 года (год назад – 4,3 года). Вместе с тем фиксируется снижение доли первоначального взноса в стоимости кредитного автомобиля. Так, за последний год она сократилась на 2,1 пп. и составила 50,4% средней стоимости покупаемого в кредит автомобиля. Данная динамика усилилась весной-летом 2016 года, когда доля первоначального взноса снизилась сразу на 4,8 пп. – с 55,2 до 50,4%. Впрочем, этому показателю, зафиксированному в июле 2016 года, еще далеко до докризисных значений: в июле 2014-го он был значительно ниже – 44%.


По мнению Андрея Ермакова, сокращение среднего срока автокредита связано с востребованностью программы льготного автокредитования, максимальный срок по которой составляет 36 месяцев. А вот снижение размера первоначального взноса – это уже следствие падения реальных доходов заемщиков.

«Россияне научились считать деньги и начали понимать, что чем меньше срок кредита и сумма кредита, тем меньше переплата», – констатирует и.о. директора департамента развития розничного бизнеса Связь-Банка Андрей Точеный.

Ставки решают всё

Действительно, для большинства потребителей автокредиты остаются слишком дорогими, хотя в последнее время банки и начали снижать процентные ставки. Как известно, в сентябре этого года Центробанк в очередной раз снизил ключевую ставку, от которой зависит стоимость привлечения средств банками, а в конечном итоге – и доступность кредитов для заемщиков. На сегодняшний день ключевая ставка ЦБ составляет 10% годовых, то есть уже ниже, чем до «черного вторника» 2014 года, когда из-за резкого обвала рубля Центробанк повысил ее сразу на 6,5 пп. – до 17% годовых. Однако в докризисные времена ключевая ставка была почти вдвое меньше, чем сейчас – 5,5% в конце 2013 года. 

Согласно данным Frank Research Group, средняя полная стоимость кредита на новые автомобили по состоянию на сентябрь 2016 года составляла 19,54% (-0,22 пп. в сравнении с августом), на подержанные автомобили – 26,25% (-0,67 пп.). По предварительным оценкам, в октябре этот показатель снизился еще на 0,05-0,1 пп. Как говорит генеральный директор FRG Юрий Грибанов, ожидать быстрого и значительного снижения ставок не приходится. К весне ставки на новые машины могут снизиться на 1 пп., на подержанные машины – на 1-2 пп. за счет развития этого сегмента кредитования.

«На сегодняшний день процентные ставки уже сравнялись с докризисным уровнем. Дальнейшее снижение возможно при условии снижения ключевой ставки ЦБ, которое будет идти очень плавно и медленно, резких движений вниз мы не ожидаем. Думаем, что до конца 2016 года ставка уже не изменится, а в 2017 году, при сохранении относительной стабилизации в экономике, ЦБ едва ли решится на снижение более чем на 2 пп. (шагами по 0,5-1%). Так как более глубокое снижение ключевой ставки будет отрицательно влиять на уровень инфляции, снижение которой до уровня 4-5% к концу 2017 года является одной из стратегических задач Центробанка», – рассуждает Андрей Ермаков.


Не способствует снижению процентных ставок по автокредитам и тот факт, что по ним фиксируется наибольший рост просрочки, если не учитывать необеспеченное кредитование. Так, доля просроченной задолженности свыше 30 дней по автокредитам остается на уровне 9%, при этом количество потенциальных банкротов, имеющих просроченный долг более чем в 500 тыс. рублей сроком свыше 90 дней, составляет 8,2%, согласно данным НБКИ. Кстати, эксперты сделали любопытное наблюдение: из всех видов кредитования злостные неплательщики за ЖКУ хуже всего оплачивают именно автокредиты – просрочка по ним зафиксирована в 95,24% таких случаев.

«Если оценивать рост просрочки в сегменте автокредитования в сравнении со злостными неплательщиками за коммуналку, тенденции связаны с ростом продаж в 2012-2013 гг. и доступностью кредитных ресурсов. Заемщики, переоценившие свои возможности и столкнувшиеся с падением реальных доходов, начали чаще выходить на просрочку. У банков существуют различные программы реструктуризации просроченной задолженности для заемщиков, которые позволяют вернуться в график платежей либо снизить уровень нагрузки ежемесячного платежа», – рассказывает Андрей Ермаков.

Автокредиты с пробегом

Что касается прогнозов, то до конца этого года банки ожидают повышенного спроса на автокредиты, связанного как со сменой года с точки зрения возраста автомобиля в ПТС, так и с неопределенностью по поводу дальнейшей судьбы госпрограммы субсидирования процентных ставок. Дальнейшие перспективы рынка автокредитования во многом будут зависеть именно от того, сохранятся ли льготные кредиты на будущий год и в каком объеме. По прогнозу Локо-Банка, с учетом того, что на госпрограмму приходится более половины всех выдаваемых автокредитов, ее завершение может снизить объем кредитных продаж на 10-15% с последующим постепенным восстановлением. В случае же сохранения государственной поддержки доля кредитных продаж стабилизируется на уровне 45-50%, а объем выдачи автокредитов будет зависеть от результатов самого рынка автомобилей, считают в Русфинанс Банке.

«По нашему мнению, продление программы льготного автокредитования необходимо. Условия автокредитов без поддержки субсидирования не достигли своего уровня комфортных условий обеспечения стабильного покупательского спроса. Доля автокредитов только сейчас достигает своего докризисного уровня, и резкое прекращение поддержки кредитных инструментов может негативно сказаться не только на объеме автокредитов, но и на спросе на автомобили в частности», – говорит Наталья Русова.

В то же время устойчивый рост продаж подержанных машин привлекает все больше банков, которые раньше не работали в этом сегменте из-за высоких рисков. В результате наблюдается увеличение кредитования автомобилей с пробегом и доли кредитных сделок на вторичном авторынке.

«Сейчас автокредитование наиболее активно в массовом сегменте, который поддерживается государством. В случае же полного прекращения господдержки спрос на бюджетные автомобили сместится в сторону подержанных машин, поэтому мы обращаем внимание на рынок автомобилей с пробегом. Это не самый лучший вариант, так как потребители в таком случае удовлетворят спрос на покупку автомобилей, но производители и дилеры окажутся под сильнейшим давлением», – резюмирует Денис Алфёров. 

Фото: Валерий Матыцин/ТАСС, «За рулем.РФ»


Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
09.11.2016
Поделиться: