Новая реальность
Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Распродажа «льготников»: какие еще модели поддержало государство

Минпромторг предложил поднять ценовую планку для автомобилей по субсидируемым кредитам почти до 1,5 млн рублей. В результате по госпрограмме станут доступны такие модели, как Toyota Camry и Nissan X-Trail, правда, в минимальных комплектациях. Впрочем, основная цель данной «индексации» – сохранить прежний выбор автомобилей, который из-за роста цен начал сокращаться.
Полная версия

Новые границы

Несмотря на то, что правительство обсуждало замену уже привычных программ поддержки авторынка новыми инструментами, бонусы за утилизацию автохлама и льготные кредиты в 2017 году было решено оставить. Более того, в отличие от остальных стимулирующих мер, условия автокредитования со скидкой от государства в очередной раз были улучшены. Так, ценовой порог для автомобилей, участвующих в госпрограмме, с этого года предлагается повысить на 300 тысяч – до 1 млн 450 тыс. рублей. За всю историю льготного автокредитования это крупнейшее расширение ценового диапазона: даже в прошлом году, когда цены на новые машины росли куда сильнее, «индексация» максимальной стоимости автомобилей была вдвое меньше. Напомним, льготные автокредиты выдаются только на покупку машин российского производства, включая иномарки. Первоначальный взнос по госпрограмме составляет не менее 20% стоимости автомобиля, срок кредита – до трех лет.


По оценкам начальника управления по работе с партнерами ЮниКредит Банка Дениса Алферова, новые условия госпрограммы позволят дополнительно покрыть 10-15% российского рынка новых автомобилей. Кроме того, расширение господдержки имеет накопительный эффект – оживление спроса в 2017 году позволит участникам рынка больше инвестировать в продажи следующих лет.

Расширение ценовых границ для «льготных» автомобилей увеличивает потенциал программы, соглашается исполнительный директор компании «Рольф» Виталий Павловский. В прошлом году она обеспечила 37% в кредитных продажах новых автомобилей в портфеле «Рольфа», а с принятием новых условий эта доля может дойти до 50%. В то же время основными бенефициарами льготного автокредитования по-прежнему останутся те же бренды – Hyundai, Ford, Renault, Skoda и Nissan.

Категория «льготников»

Действительно, список моделей, доступных по госпрограмме, после повышения ценовой планки значительно шире не станет с учетом роста цен за последний год. Однако теперь заемщики смогут выбрать более богатую комплектацию автомобиля, а не только базовую версию, оснащение которой зачастую привязывалось к проходному для госпрограммы ценнику.

«Сейчас многие модели, такие как Kia Sportage и Skoda Yeti, в рамках госпрограммы доступны только в минимальных комплектациях, а это не всегда интересно покупателям, желающим приобрести автомобиль с автоматом и богатым функционалом. Вместе с тем появляются новые предложения от автопроизводителей, стоимость которых, в основном, превышает установленный на сегодняшний день лимит, например, Toyota Camry, Ford Mondeo и Mazda6 в стартовых комплектациях. Так что расширение ценового диапазона – однозначно позитивное изменение как для клиентов, которым открываются новые возможности, так и для дилеров, которые смогут разнообразить свои предложения и немного диверсифицировать продажи. Но без нотки грусти, думаю, не обойдется: стоимость минимальных комплектаций может вырасти сразу после принятия изменений в госпрограмме», – рассуждает директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Наталья Русова.


С повышением ценовой планки до 1 млн 450 тыс. рублей в список «льготников» теперь смогут попасть, прежде всего, пользующиеся популярностью компактные и среднеразмерные кроссоверы, отмечает, в свою очередь, начальник управления по работе с партнерами ЮниКредит Банка Денис Алферов. Среди них – Nissan X-Trail, Mazda CX-5, Volkswagen Tiguan первого поколения, новый Ford Kuga. А вот такие бестселлеры сегмента SUV, как Toyota RAV4, Mitsubishi Outlander, Hyundai Tucson и новый Volkswagen Tiguan, слегка не вписываются в установленные Минпромторгом рамки. В связи с этим участники рынка не исключают, что ради попадания с госпрограмму автопроизводители могут снизить на них ценники.

Фиксированная скидка

Между тем ассоциация «Российские автомобильные дилеры» ранее обращалась в Минпромторг с предложением повысить ценовой барьер по льготным автокредитам еще больше – до 1,8 млн рублей, однако в результате был выбран средний вариант. Существует мнение, что у такого решения могут быть и сторонники – это те автопроизводители, чей модельный ряд, в основном, укладывается и в 1 млн 450 тысяч рублей: Hyundai, Kia, Renault, Skoda и, разумеется, Lada. Соответственно, дальнейшее расширение ценового диапазона лишь усугубляло бы для них конкуренцию в рамках госпрограммы. 

«Государство обеспечивает субсидирование покупки автомобиля именно в массовом сегменте рынка, а модели стоимостью свыше 1,5 млн рублей к нему уже трудно отнести. При этом больший рост максимальной цены приведет к увеличению расходов государства», – комментирует старший вице-президент, директор департамента автобизнеса банка ВТБ24 Алексей Токарев.

Кстати, новая ценовая планка практически совпала со средневзвешенной стоимостью нового автомобиля за 2016 год. По оценке агентства «Автостат», в прошлом году она выросла на 15% и составила примерно 1,4 млн рублей. Показательно, что на ту же величину увеличился и средний размер автокредита – на 14%, до 656,6 тыс. рублей, гласят данные Национального бюро кредитных историй (НБКИ).

Учитывая средний плановый рост цен на 5-10% в массовом сегменте, изменение условий госпрограммы в первую очередь позволит не потерять уже имеющийся перечень моделей, рискующих «вывалиться» за ценовые рамки, а также несколько расширит модельный ряд, считает начальник управления автобизнеса Банка Уралсиб Лиана Малюга.

Стоит также отметить, что в обновленной программе льготного автокредитования размер субсидии от государства зафиксирован на уровне 6,7 процентных пункта, тогда как до этого она рассчитывалась в размере 2/3 от ключевой ставки ЦБ РФ. Таким образом, итоговый размер ставки по льготным кредитам теперь будет зависеть от конкретной программы банка – при средней ставке в 16,2% он снизится до 9,5%. По словам Дениса Алферова, для заемщиков это безусловный плюс, поскольку расширение стоимости машин с господдержкой произойдет без снижения размера субсидии.


«Последние два года мы наблюдаем постепенное снижение ключевой ставки, а вместе с ним и размера субсидии. Это привело бы к снижению ценности льготного автокредитования: программа в какой-то момент перестала бы быть стимулом для покупки нового автомобиля. Фиксированный же размер субсидии позволит клиентам и дальше получать льготу по автокредиту: в текущих условиях предложенная субсидия в 6,7% годовых – это поддержка заемщиков в размере около 40-50% базовой ставки банков», – констатирует Алексей Токарев.

Кредитная кабала

По мнению участников отрасли, благодаря нововведениям льготные автокредиты останутся одним из основных драйверов российского авторынка, который в этом году наконец-таки должен начать восстанавливаться от кризиса. В последние годы именно госпрограмма обеспечивает рост кредитных продаж, чья доля в 2016 году достигла рекордных 44%, согласно данным НБКИ. В целом банки выдали 552,4 тыс. автокредитов – на 14% больше, чем годом ранее. Из них около 60% были с субсидией от государства, причем спрос на них вырос еще сильнее – на 33%, до 324 тыс. единиц. 

Как отмечает руководитель направления «Автокредитование» Связь-Банка Оксана Заварзина, 2015 год был очень непростым для российской экономики в целом и для банковской системы в частности. «Откровенно говоря, людям было не до автокредитов, даже до льготных. В 2016 году экономическая ситуация немного стабилизировалась, несмотря на то, что реальные доходы населения продолжали снижаться. Автомобиль сегодня для многих является насущной необходимостью, особенно в регионах нашей страны, а в отсутствие возможности взять кредит отложенный спрос, который существовал всегда, вырос. Соответственно, в 2016 году объем автокредитования в целом и по госпрограмме тоже подрос. В текущем году автокредиты продолжат пользоваться спросом, отчасти вследствие того, что снижение реальных доходов населения, по оценкам экспертов, должно прекратиться, а экономическая ситуация в целом стать более благоприятной», – рассуждает она.

По мнению Алексея Токарева, за счет расширения ценового сегмента по госпрограмме ее доля в объеме выдаваемых кредитов может достигнуть более 70%. А в целом рост рынка автокредитования в 2017 году составит порядка 50%.

Автокредит не по карману


Согласно исследованию «Автостата», доля потенциальных покупателей новых машин, которые намерены воспользоваться заемными средствами, в 2017 году выросла почти до 50%. Годом ранее приобрести автомобиль за наличные планировали около 60% участников опроса. Любопытно, что число желающих взять в долг растет, несмотря на то, что далеко не все из них могут потянуть кредитные платежи. Так, в прошлом году просроченная задолженность свыше 30 дней по автокредитам выросла на 6,7% и достигла 102,4 млрд рублей. В результате доля просрочки к общему объему портфеля автокредитов превысила 10%, гласят данные НБКИ.

По словам Натальи Русовой, кредитование все прочнее входит в жизнь россиян: недоверие к кредитам снижается от года к году, также как растет желание приобретать более престижные вещи, в том числе и автомобили. «К сожалению, финансовая грамотность населения пока находится на невысоком уровне, поэтому зачастую клиенты недооценивают свои финансовые возможности, а некоторые участники рынка этим злоупотребляют. Кроме того, сложная экономическая ситуация создает предпосылки для снижения реальных доходов заемщиков, что приводит к снижению платежной дисциплины. Но я думаю, что постепенно ситуация изменится в лучшую сторону, объемы продаж увеличатся и новые портфели начнут размывать проблему с просрочкой», – говорит она.

Показательно, что среди владельцев автомобилей российских и китайских марок, желающих обновить свою машину, – самая большая доля тех, кто не определился, откуда возьмет на нее деньги (более 20%). Взять классический автокредит больше всего склонны обладатели отечественных авто (33%), а вот хозяева «китаймобилей» и массовых иномарок чаще других предпочтут ему потребительский кредит (около 15%). Стоит отметить, что поклонники китайского автопрома наиболее нуждаются в заемных средствах в целом – их доля превышает 55%. 

Понты в долг

Период Выдачи автокредитов, тыс. шт. Продажа автомобилей, тыс. шт. Доля кредитных авто в продажах
1 кв. 2014 г. 194,1 555,5 34,9%
2 кв. 2014 г. 205,7 553,3 37,2%
3 кв. 2014 г. 206,1 524,3 39,3%
4 кв. 2014 г. 217,5 704,4 30,9%
Всего в 2014 г. 823,4 2337,50 35,2%
1 кв. 2015 г. 60,4 275,2 22,0%
2 кв. 2015 г. 144,4 325 44,4%
3 кв. 2015 г. 149,6 369,6 40,5%
4 кв. 2015 г. 130,9 338,7 38,7%
Всего в 2015 г. 485,3 1308,50 37,1%
1 кв. 2016 г. 102,1 268,2 38,1%
2 кв. 2016 г. 134,8 303,5 44,4%
3 кв. 2016 г. 154,2 316,1 48,8%
4 кв. 2016 г. 161,3 367,5 43,9%
Всего в 2016 г. 552,4 1255,30 44,0%

Данные НБКИ и агентства «Автостат»

Как отмечает Лиана Малюга, китайские машины, как правило, покупают люди с невысоким уровнем дохода. Потребительский кредит выбирают вместо автокредита в случае, если недостаточно средств на первоначальный взнос или оплату полиса каско. Кроме того, помимо экономии на страховке клиенты в бюджетном сегменте предпочитают оформить заем наличными, когда приобретаемый автомобиль планируется к перепродаже быстрее, чем закончится кредит, добавляет Алексей Токарев.

В отличие от потребителей масс-маркета, владельцы автомобилей премиум-класса чаще всего намерены приобретать новую машину за наличку (более 55%), при этом в большинстве своем они точно знают, где на это взять деньги (более 85%). Стоит также отметить, что покупатели дорогих машин реже остальных пользуются классическим автокредитом (16%) и потребительским кредитом (7%). Зато более всех они видят преимущества для себя в автокредите с остаточным платежом (более 12%) и в автолизинге (9%).

«Клиенты премиум-брендов могут позволить себе чаще менять автомобиль на новый, что является одним из главных преимуществ программы с остаточным платежом. Помимо этого программа buy-back позволяет существенно снизить размер ежемесячных платежей, что актуально для дорогих автомобилей премиум-класса. В целом, предложения кредитных организаций в премиальном сегменте интереснее, поскольку экономические модели банков позволяют выдавать большие суммы кредита под меньшую ставку», – резюмирует Наталья Русова.

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
22.02.2017
Поделиться: