Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Спасти ребенка: краш-тест кресел и бустеров

МВД предлагает снизить минимальный возраст, по достижении которого ребенка можно пристегивать как взрослого – штатным трехточечным ремнем. Не опасно ли это? Мы провели серию ударных испытаний – и знаем ответ.
Полная версия


Тень защиты детей

Министерство предлагает снизить минимальный возраст, после которого ребенка можно пристегивать как взрослого – штатным трехточечным ремнем без дополнительных удерживающих устройств. Сейчас это можно делать с 12 лет, а предлагают разрешить с семи! Причина понятна: некоторые дети уже в начальной школе грозят перерасти родителей – в автокресле им тесно.

Но нельзя забывать, что переростков – меньшинство. А их сверстники вполне комфортно ощущают себя под защитой удерживающего устройства. Посему правильнее ориентироваться не только на возраст, но и на рост.

Странно, что обремененные большими полномочиями специалисты в погонах не понимают элементарных вещей. Доказывать им очевидное просто на пальцах бесполезно, поэтому мы отправились на Дмитровский автополигон и совместно с сотрудниками Центра испытаний НАМИ провели серию ударных испытаний.

В лаборатории пассивной безопасности смоделировали несколько сюжетов из повсе­дневной автомобильной жизни. Главный действующий герой – Вася, ученик первого класса. Родители, как обычно, везут его в школу на заднем сиденье автомобиля. Только в этот день до школы они не доехали…


Средний рост детей в возрасте 7–12 лет

 

Мальчики

Девочки

Возраст

по данным ВОЗ

в России

по данным ВОЗ

в России

7 лет

121,8 см

121,8 см

120,8 см

121,6 см

8 лет

127,3 см

127,3 см

126,6 см

126,6 см

9 лет

132,6 см

132,6 см

132,5 см

131,9 см

10 лет

137,8 см

137,8 см

138,6 см

137,5 см

11 лет

143,1 см

143,3 см

144,9 см

143,2 см

12 лет

149,1 см

148,9 см

151,2 см

149,9 см

И в лоб, и по лбу

Роль школьника Васи в нашей драме сыграет манекен без имени – у него есть лишь индекс Р6. По антропометрическим данным он схож со среднестатистическим семилетним ребенком – ростом около 117 см и весом 22 кг. В грудную клетку «Васи» встроены акселерометры, фиксирующие ускорения по трем осям, а в животе установлен брусок из формовочной глины: по отпечатку на нем визуально определяют, насколько опасно было при ударе давление ремня на внутренние органы.

Наши испытания основаны на методике, предписанной Правилами ЕЭК ООН № 44-04 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения детских удерживающих устройств, находящихся в автотранспортных средствах». Этим европейским требованиям должны удовлетворять все детские удерживающие системы, прода­ющиеся в России. А подтверждением успешно сданного экзамена по безопасности служит соответствующий ярлык или табличка на автокресле или бустере.

По сценарию автомобиль бьется передней частью о неподвижное недеформируемое препятствие на скорости 48–50 км/ч – статистика, а она дама упрямая, утверждает, что именно на такой скорости происходит большинство аварий.

Сымитировать удар нам поможет так называемая малая катапульта. По принципу действия она напоминает рогатку, только в цель летит не камешек, а тележка, поставленная на рельсы. К препятствию тележка «привязана» толстыми резиновыми жгутами. Электролебедка оттягивает тележку, а затем по команде оператора «рогатка» выстреливает точно в цель.

На тележке установлено сиденье. Углы наклона подушки и спинки, их размеры, даже структура и материал обивки строго регламентированы и схожи с параметрами сидений большинства автомобилей. Всё должно быть как в реальной жизни.

Удар, удар, еще удар!

Итак, «Вася» усажен в автокресло категории II/III, предназначенное для перевозки детей весом от 15 до 36 кг, и зафиксирован штатным трехточечным ремнем.

Электролебедка оттягивает катапульту на исходную позицию, включены камеры скоростной съемки и…

Бабах! Датчики ускорений не зафиксировали опасных перегрузок, на формовочной глине нет отпечатков от «позвонков», а головой манекен не достал ни до «потолка», ни до «спинки стоящего впереди сиденья».


Что ж, ожидаемый результат! Ведь мы взяли кресло, которое прошло сертификационные испытания по Правилам ЕЭК ООН № 44-04, что подтверждает соответствующая табличка на корпусе.

А теперь пристегиваем нашего «Васю» тем же трехточечным ремнем, но уже без кресла, – как взрослого.

Удар! На съемке со скоростных камер видно, что при столкновении ремень лег на шею – травмы неизбежны, а их тяжесть в реальной жизни будет зависеть от позы ребенка, скорости в момент удара и, безу­словно, от везения. Кроме того, из-за неоптимального положения ремня на манекене датчики зафиксировали повышенные ускорения грудной клетки. В реальной дорожной коллизии пристегнутый лишь ремнем ребенок вряд ли отделается легким испугом. Вывод очевиден: пристегивать штатным ремнем семилетнего ребенка без каких-либо дополнительных устройств опасно!

Попробуем с бустером? Это облегченный вариант кресла – по сути, подушка без спинки. Позволяет правильно пристегнуть ребенка и обеспечить достойную защиту при фронтальном ударе. Усаживаем манекен на бустер, пристегиваем ремнем. Вновь разгон катапульты, удар… Измерительная аппаратура показала повышенные ускорения грудной клетки, а визуальный контроль глиняного бруска подтвердил, что ремень основательно надавил манекену-ребенку на живот. Странно, ведь эта модель бустера выдержала сертификационные испытания по Правилам ЕЭК ООН № 44-04 – вот и табличка имеется. Сертификационный подлог? Или брак в изготовлении конкретного изделия?






Попробуем еще раз. Вновь разбег катапульты, удар и… Уже лучше! Ускорения в норме, и давление ремня на живот, судя по глине, незначительное. А причиной неудачи в первой попытке оказалось неправильное положение диагональной лямки ремня. Чтобы она лежала на плече ребенка, в конструкции бустера предусмотрен дополнительный ремешок, позволяющий отрегулировать автомобильный ремень по росту ребенка. Но как это сделать правильно, в инструкции к удерживающему устройству не сказано! И мы при установке немного оттянули ремень назад, что обусловило небольшое провисание лямки. Из-за этого в момент удара ремень сначала выбрал слабину и лишь потом начал эффективно работать на удержание – к тому моменту тело манекена получило значительное ускорение, а потому и последствия оказались тяжелыми.

При повторной попытке – уже с правильно отрегулированным ремнем – бустер отработал не хуже автокресла. При фронтальном столкновении это удерживающее устройство столь же эффективно защищает маленького пассажира, но при одном условии, очень важном: если ремень застегнут правильно.

Последний сюжет: манекен зафиксирован штатным ремнем и адаптером, опускающим диагональную лямку ремня, чтобы та лежала на плече, а не давила на шею. При ударе аппаратура зафиксировала более высокие ускорения, чем в случае с автокреслом и бустером, но они укладываются в требования Правил. А вот допустимое давление ремня на живот было существенно превышено – на куске глины остались четкие следы «позвоночника» манекена.

Отработавший кусочек глины быстро заменили новым, манекен вновь готов к испытаниям. Но живого ребенка так не починишь. В реальной жизни подобная ситуация на дороге часто оборачивается куда худшими последствиями – ремень, давящий на живот с усилием несколько сотен килограммов, наносит серьезные травмы органам брюшной полости.

  Пункт 22.9 ПДД о правилах перевозки детей в автомобиле

  • Действующая редакция: «Перевозка детей до 12‑летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств».
  • Предложение МВД: «Перевозка детей до 7‑летнего возраста на заднем сиденье в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка. С 7 до 11 лет – с использованием детских удерживающих устройств или с использованием ремней безопасности, преду­смотренных конструкцией транспортного средства. На переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств».
  • Предложение «За рулем»: «Перевозка детей до 12‑летнего возраста или ростом до 150 см в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских автокресел, ­соответствующих весу и росту ребенка».

За и против

В прошлом году на дорогах страны при перевозке детей без кресел или при неправильном использовании ремней безопасности погибли 82 ребенка, были ранены 1188 детей. Страшная статистика. Но жертв станет еще больше, если маленьким разрешат пристегиваться по-взрослому.

Почему так происходит и что движет родителями, перевозящими своих детишек без кресел? Основная причина – банальное отсутствие денег. Качественное кресло – дорогое. В регионах, где в месяц люди получают 10–15 тысяч рублей, автокресло за 6–9 тысяч не по карману.

С контролем тоже беда. Число инспекторов ДПС значительно сократилось. Поэтому вероятность попасть на штраф минимальна.

И это сейчас, когда позволяется использовать фактически любое удерживающее устройство. А что будет происходить, если позволить пристегивать детей старше семи лет штатными ремнями? Будут ли родители покупать хоть какие-то удерживающие устройства? Сомневаемся! И количество детских смертей может резко увеличиться.

Статистика и сейчас неутешительная. Согласно международным исследованиям, из общего числа погибших в авариях детей 49% не были пристегнуты, 35% использовали кресла неправильно, 10% размещались в креслах не по возрасту или не были пристегнуты взрослым ремнем. Только 3% были правильно размещены в кресле и пристегнуты по всем правилам.

То есть, если все водители поступали бы так, как предписывают сегодняшние правила, число погибших детишек в прошлом году не превысило бы и пяти человек! Да, это тоже страшная цифра, но не такая, как сейчас в отчетности ГИБДД. А что будет, если родителям дадут послабление?

Многочисленные исследования говорят о том, что только правильно подобранное детское кресло убережет от серьезных повреждений внутренних органов и поясничного отдела позвоночника.

Только кресло может спасти от «подныривания» (когда ребенок попросту сползает под ремень и происходит удушение или повреждение шейных позвонков).

Только детские автокресла! Нужно прописать в Правилах и сделать так, чтобы детские автокресла стали доступными для большинства. Как этого добиться? Исключить таможенные сборы на ввозимую продукцию с государственным регулированием максимальных ценников или наладить производство качественных автокресел у нас? Все средства хороши!

Разыгранная нами драма в четырех частях – лучшая иллюстрация к предлага­емым изменениям. Испытания показали, что семилетнего ребенка ни в коем случае нельзя фиксировать только штатным ремнем. Даже с помощью адаптера! А в каком возрасте чаду можно покинуть автокресло? Пока сие не прописано в Правилах, каждый родитель сам определяет этот порог.

Странно, что обремененные большими полномочиями специалисты в погонах  не понимают элементарных вещей: ребенок должен сидеть в детском кресле! 

Запомните главное: не в возрасте дело! Мы узаконили бы важнейший параметр, определяющий, когда ребенку можно пристегиваться одним лишь штатным ремнем, – это рост. Во многих европейских странах водителей обязывают перевозить детей в автокреслах, пока они не достигнут возраста 12 лет или роста 150 см. Почему бы не перенять уже обкатанные решения?

Мы своих детей будем возить в креслах до той поры, пока они из них не вырастут. А вы?

Результаты динамических испытаний на катапульте: фронтальный удар

Удерживающее устройство

Автокресло

Штатный ремень

Бустер,
1-я
попытка

Бустер,
2-я
попытка

Адаптер ремня

Норматив

Скорость столкновения тележки

48,5 км/ч

49,5 км/ч

49,3 км/ч

49,1 км/ч

49,3 км/ч

50 – 2 км/ч

Результирующее ускорение грудной клетки

51,1 g

65,7 g

61,2 g

51,7 g

54,0 g

Длительность при ускорении свыше 55 g

0

4,8 мс

4,3 мс

0

0

≤ 3 мс

Результирующее ускорение грудной клетки для длительности 3 мс

49,6 g

60,6 g

57,4 g

49,0 g

53,5 g

≤ 55 g

Вертикальная составляющая ускорения грудной клетки (по направлению от живота к голове)

15,4 g

28,0 g

19,5 g

13,2 g

26,2 g

Длительность при вертикальном ускорении свыше 30 g

0

0

0

0

0

≤ 3 мс

Результирующая вертикальная составляющая  ускорения  для длительности 3 мс

14,4 g

21,4 g

17,7 g

9,6 g

23,4 g

≤ 30 g

Максимальное перемещение головы:

горизонтальное вперед

вертикальное вверх

495 мм

715 мм

465 мм

610 мм

485 мм

690 мм

470 мм

670 мм

510 мм

620 мм

≤ 550 мм

≤ 800 мм

Проникновения в полость живота

отсутствуют

отсутствуют

имеются

отсутствуют

отчетливые

отсутствуют




Подпишитесь на «За рулем» в

Смирнов Сергей
Сачков Максим
01.06.2017
Фото: Кульнев Александр
Поделиться: