Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Самый массовый автомобиль Франции — ретротест местной Лады

Такие автомобили равнодушными никого не оставляют. Этот седан может вызвать иронию, ненависть, улыбку и даже любовь, и всякий раз это будет живое, неподдельное чувство.
Полная версия

Что у вас есть необычного?

 

Чопорные англичане, у которых собственного автопрома практически не осталось и которые по этой причине особенно строги к чужому, как-то назвали Citroen Ami одним из самых уродливых автомобилей в истории... Да, он, скажем так, особенный, чудной. Но ведь он – дитя самого начала бурного десятилетия, в котором случилось много всякого. Один из основных лейтмотивов тех лет – тяга к новому, непривычному, неординарному.

Над миром в начале 1960‑х витал дух свободы и даже революционности. Этому не смогло помешать даже строительство Берлинской стены, начавшееся в августе 1961 года. Время упорно брало свое. Но выражалось это по-разному. Например – в авангардной музыке и кинофильмах. Скажем, кому раньше пришло бы в голову смело трактовать библейские сюжеты на современном материале? А режиссер Жюльен Дювивье в нашумевшей в 1962 году картине «Дьявол и десять заповедей» это сделал.

Стремительно менялась политическая карта мира: за короткий срок на ней появилось почти два десятка новых независимых государств – бывших колоний. В том числе, кстати, и бывших колоний Франции. До бурных студенческих протестов 1968‑го оставалось еще несколько лет. А многие автомобили начала десятилетия уже резко отличались от предшественников. Поэтому и оставили след в истории.


Таким был и Citroen Ami 6, дебютировавший осенью 1961 года. Главный французский бестселлер тех лет – знаменитый массовый Citroen 2CV был по-прежнему очень популярен. Но сколько можно ездить на дедушкиной машине, нарисованной еще в 1940‑е? Время требовало чего-то нового, даже эпатажного. А уж от фирмы Citroen, еще в 1955 году поразив­шей мир авангардным седаном DS, – тем более.

СТАРЫЙ ДРУГ

Citroen Ami 6 выпускали с 1961 года с двухцилиндровым воздушником мощностью 22 л.с. и четырехступенчатой коробкой передач. В 1964‑м появился двигатель мощностью 26 л.с., а в 1968 году – 28‑сильный. Такой агрегат ставили и на Ami 8.

Последняя модификация Ami Super 1971 года получила четырехцилиндровый 55‑сильный мотор литрового объема. Автомобили делали также в Испании и Аргентине. До 1979 года изготовили 1 840 396 экземпляров.

Новый друг французского народа (фр. ami – друг) был совсем не похож… ни на что. Кстати, считают, что именно этот Citroen, наряду с ровесником – западногерманским седаном Ford Taunus, первым получил прямо­угольные фары. Но тут и помимо фар есть на что обратить внимание. Чего стóят нависа­ющий над выступающим багажником козырек крыши и заднее стекло с обратным наклоном!

Но немудреная французская хитрость состояла в том, что под авангардным кузовом скрывались проверенные дешевые узлы и агрегаты массового «дешво», как величали Citroen 2CV (фр. deux chevaux – две лошади). Двухцилиндровый 0,6‑литровый моторчик воздушного охлаждения развивал 22 л.с. и приводил передние колёса. Основные конкуренты к переднему приводу лишь подступались, а тут – всё уже отработано и никакой революционности не требуется.

А вот дизайн и в самом деле революционный, эпатажный. Но за ним – грамотные и вполне рациональные технические и компоновочные решения. Сзади, как и в «дешво», вполне полноценные по меркам тех лет местá. Пол ровный, без туннеля. Плоскость руля близка к горизонтальной не из каприза инженеров – так обеспечивается удобная посадка водителю любой комплекции. Наконец, у Ami, в отличие от модели 2CV, багажник достаточно вместительный. Что еще нужно обычной семье – небогатой, но уже пожелавшей чего-нибудь эстетически свежего?

Тяни-толкай

Откровений от 22‑сильного моторчика я не ждал. Но разгон у милого французского друга просто чудовищный! Пейзаж перед ветровым стеклом плывет, словно в замедленной кино­съемке. Экспансивные французы-современники нетерпеливо сигналят, подпирая корму моего Ami. Ничего не поделаешь, придется потерпеть! Мы с Ситро­еном и так делаем всё возможное: разгоняемся с педалью в пол, а я стараюсь как можно быстрее орудовать забавной «кочергой», переключая передачи.

Сказать, что рычаг, который надо то вытягивать из передней панели, то задвигать в нее, удобен для переключения передач, не могу. Но ведь Ami для многих покупателей был если не первым, то вторым автомобилем после 2CV, потому сравнивать им было, считай, не с чем. Да и вообще, приноровившись, начинаешь переключать передачи с уверенностью, что попал в верную лузу. Освоил я и хитрость перехода с третьей на четвертую: сначала, не выключая третьей, нужно повернуть ручку вправо, а уж потом толкать ее вперед.


И пусть себе сзади сигналят! Зато уже вторая пожилая пара, прогуливающаяся по зеленому парижскому предместью, улыбается нам вслед. Они-то помнят, как всё это было!

В автомобильных журналах обожали публиковать фото, на которых Ami в крутых поворотах несолидно, по-щенячьи задирал заднее колесо. Ну да, так и было. Но какому нормальному владельцу такого седанчика, выделившему из совсем не гигантского семейного бюджета деньги на необычный новый автомобиль, пришло бы тогда в голову штурмовать виражи в раллийном стиле? Те, кто покупал Ami, ценили плавность хода, а она потрясающая, особенно по нынешним временам. Поэтому-то перед «лежачим полицейским» я гордо не сброшу скорость и оторвусь от нетерпеливого преследователя. Правда, ненадолго.

 Лицевой счет

Первые автомобили модели Ami имели кузов седан. Позднее машина обросла модификациями.

Давай дружить!

Можно сколько угодно иронизировать по поводу его уродства. Плох ли автомобиль или хорош, определяют покупатели. А они приняли Ami очень благосклонно. Дружественно! Поначалу Ami отставал от самой дешевой модели 2СV, которую продолжали производить. Новый Citroen был примерно на 35 % дороже, чем «дешво», тем не менее уже в 1962 году продали более 85 тысяч машин. А в 1966‑м Ami стал самым продаваемым автомобилем на французском рынке – в тот год выпустили более 180 тысяч экземпляров!



Конечно, машину модернизировали сообразно моде бурных 1960‑х – всё более раскрепощенной, но одновременно стремительно идущей к практичности стиля унисекс. Примерно в таком духе выглядел универсал Ami 6, а потом и хэтчбек Ami 8.

Правда, обретя практичность, эти машины потеряли некоторую обаятельную сума­сшедшинку первого седана. Но зато именно они, сотканные уже по новой моде, позволили продолжить производство модели Ami аж до 1979 года!

Сейчас поклонники марки больше всего ценят именно ранние седаны – и в «количестве симпатий» эта машинка, похрюкивая малахольным 22‑сильным моторчиком, опережает многих своих ровесников, не говоря уже о потомках. 

С днем рождения!

В этом году фирма Citroen отмечает столетие. Основанный Андре Ситроеном завод выпустил первый автомобиль в 1919 году. Родилась легендарная марка! Очень многие Ситроены стали эпохальными – сенсационными и конструктивно, и по дизайну.








Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
15.09.2019
Поделиться: