Чертова дюжина фактов о фарах — спорим, вы их не знали?

«За рулем» раскрывает секреты светотехники. Вот, например, вы знали, что фары переехали на автомобиль с паровоза? Или каким образом удалось заставить фары светить туда, куда направлен взгляд водителя?

На заре автомобильной эры

Ацетиленовая автомобильная фара. Кстати, ацетиленовые прожектора в качестве аварийных — на случай перебоев с электричеством — используют сегодня на маяках.

4. Практически в это же время появились первые электрические фары — конечно же, на электрокарах. В конце XIX века электромобили на равных оспаривали с машинами на ДВС право покорять дороги. Особенно много электрокаров производили в Соединенных Штатах. Замечу, что до тех пор, пока не изобрели электростартер и пусковая рукоятка оставалась незаменимой, популярнее была техника на электротяге. Естественно, что в фонарях электромашин использовались лампы накаливания: сперва с угольным стержнем, потом с вольфрамовой нитью.

Лампа Ладыгина с угольным стержнем — слева, одна из первых ламп накаливания с вольфрамовой нитью — справа.

Этапы светлого пути

5. Широко применяться электрические фары стали с начала 20-х годов прошлого века. Кстати, одним из первых в стандартной комплектации электроосвещение получил Cadillac Model Thirty 1912 года, на котором также впервые появились электрические стартеры.

Электрические фары в стандартной комплектации одним из первых получил Cadillac Model Thirty 1912 года.

7. Середина 50-х ознаменовалась еще одним прорывом — появлением асимметричного света, позволяющего уводить световой поток со встречной полосы. Пионером стала французская Cibie, затем идею подхватили и другие производители светотехники. Вскоре все европейские автомобили массового производства обязали иметь асимметричное головное освещение как наиболее безопасное для дорог общего пользования.

8. Эпохальным стало создание в 1962 году галогенной лампы немецкой компанией Hella, также начинавшей на рубеже веков с ацетиленовых светильников. Светоотдача галогенной фары в полтора раза выше по сравнению с лампами, не заполненными галогенидами.

9. Помимо прогрессивных изменений в источниках света менялась и конструкция осветительных приборов. Так, в 1961 году на модели Citroen Ami впервые появились прямоугольные фары, а в 1968-м Ситроен удивил мир поворотными фарами, которые меняли направление светового пучка вслед за поворотом рулевого колеса.

Чертова дюжина фактов о фарах — спорим, вы их не знали?Асимметричный свет на автомобилях появился только в середине 50-х годов прошлого века (фото из рекламного проспекта).
Асимметричный свет на автомобилях появился только в середине 50-х годов прошлого века (фото из рекламного проспекта).

Чертова дюжина фактов о фарах — спорим, вы их не знали?Впервые фары изменили традиционно круглой форме на Citroen Ami в 1961 году.
Впервые фары изменили традиционно круглой форме на Citroen Ami в 1961 году.

Чертова дюжина фактов о фарах — спорим, вы их не знали?Citroen на своей модели DS научил фары поворачиваться в сторону направления движения в 1968 году. Привод был механическим. Сейчас пучком света управляет электроника.
Citroen на своей модели DS научил фары поворачиваться в сторону направления движения в 1968 году. Привод был механическим. Сейчас пучком света управляет электроника.

Ксенон, светодиоды, лазеры

11. Однако не успел мир насладиться полностью ксеноновые светом, как в 1992 году о себе заявили светодиоды. Они потребляют меньше энергии, проще устроены и служат на порядок дольше. Кроме того, как оказалось, светодиодные фары можно наделить интеллектом, то есть заставить светить ровно туда, куда следует. «Интеллектуальные» фары, например, умеют сегментарно приглушать свет, чтобы не слепить водителей встречных и попутных машин (матричная технология), что существенно повышает безопасность движения.

Лазерный элемент современной фары.

Чертова дюжина фактов о фарах — спорим, вы их не знали?Ксеноновые фара дают гораздо более яркий свет и обеспечивают лучшее освещение проезжей части, чем галогенные лампы с лампами накаливания. Их энергопотребление примерно на 20 процентов ниже, а срок службы — намного дольше, чем у галогенок. На фото так называемый «биксенон», когда одна «горелка» генерирует как ближний, так и дальний свет.
Ксеноновые фара дают гораздо более яркий свет и обеспечивают лучшее освещение проезжей части, чем галогенные лампы с лампами накаливания. Их энергопотребление примерно на 20 процентов ниже, а срок службы — намного дольше, чем у галогенок. На фото так называемый «биксенон», когда одна «горелка» генерирует как ближний, так и дальний свет.

Чертова дюжина фактов о фарах — спорим, вы их не знали?Так выглядит матричная светодиодная фара с лазерным элементом.
Так выглядит матричная светодиодная фара с лазерным элементом.

Чертова дюжина фактов о фарах — спорим, вы их не знали?Лазерные фары BMW 7-й серии.
Лазерные фары BMW 7-й серии.

12. Но и это еще не все. Автомобильные инженеры пытаются установить непосредственную взаимосвязь между направлением светового потока и взглядом водителя. Системы Eye-Tracking, используя в салоне высокоскоростные видеокамеры с инфракрасными сенсорами, фиксируют положение глаз, а компьютер обрабатывает данные и выдает команды фарам в режиме реального времени.

Камеры отслеживают направление взгляда, а электроприводы в фарах корректируют направление светового потока.

И все же одной из главных задач остается достижение максимальной дальности света. Ведь чем большим будет расстояние до препятствия, тем больше у водителя времени на то, чтобы принять правильное решение.

13. Сегодня активное наступление на темноту ведут лазерные фары. Они «бьют» на 600 метров, что вдвое превышает дальность светодиодных. Лазерный головной свет могут позволить себе пока только ведущие автопроизводители, и то не все. В частности, активные разработки в лазерном направлении ведут Audi и BMW. Специалисты же из Mercedes уверены в том, что светодиодные технологии еще не исчерпали себя.

Подпишитесь на «За рулем» в