Ретротест «акулы»: первая баварская «семерка»
Кажется, еще недавно такие седаны, получившие у нас прозвище «акула», числились не только современными, но и престижными. А теперь первые «семерки» – почтенное ретро. Ну или по крайней мере янгтаймеры.
Семерка? Да нет же — туз!
BMW семейства Е23 выпускали с 1977 по 1986 год. Седаны оснащали только шестицилиндровыми двигателями рабочим объемом 2,8–3,4 л, в том числе с турбонаддувом, мощностью 170–252 л.с. Коробки передач – четырех- и пятиступенчатые механические, трех- и четырехступенчатые автоматические. В Германии изготовили 285 029 автомобилей, в ЮАР собрали 16 848 экземпляров. Седанов BMW 728 (с карбюратором) и 728i (с системой впрыска топлива) за все время сделали 54 742 штуки.
В пику Мерседесу
Первая «семерка» появилась в 1977 году. Главным конкурентом и в Европе, и в США был, конечно, Mercedes-Benz. Но баварская фирма шла своим путем. Идея состояла в том, чтобы большой седан сохранил то, чем уже давно прославилась компания, – динамику и управляемость, определяющие некий характерный для BMW особый водительский задор. И не только сохранить, но и приумножить. Поэтому такую «семерку» в прессе чаще называли не представительским, а спортивным седаном.
Кстати, дизайн семейства Е23 разрабатывали под руководством знаменитого художника Поля Брака, который поработал и на фирме Mercedes-Benz. Этот седан и сегодня совсем не выглядит устаревшим. Скорее, с точки зрения современных представлений об автомобильной эстетике, – просто необычным, оригинальным. Небанального в нем вообще очень много – не только по современным меркам, но и по стандартам конца 1970‑х годов.
Самый мощный...
Где сейчас найдешь седан с рядным шестицилиндровым мотором рабочим объемом 2,8 литра с механической пятиступенчатой коробкой передач? На первых «семерках» выпуска до 1982 года базовая коробка и вовсе была четырехступенчатая, а двигатель питал карбюратор. Но с 1979 года (темно-зеленый седан на нашем тесте - 1982‑го) на все моторы ставили систему впрыска Bosch Motronic с электронным управлением.
Эксперты и журналисты много в те годы писали о том, как удивительно точно и чутко машина реагирует на малейшие изменения положения педали газа. «Семерка» и теперь делает это отменно: без задумчивости или, наоборот, нервозности, характерных для многих ее ровесников. Мощность 184 л.с. сейчас не поражает, но в ту пору этот двигатель был самым мощным среди конкурентов аналогичного рабочего объема. Да и разгоняют эти баварские силы всего-то 1530 кг снаряженной массы. По нынешним временам, для большого седана – чудо! К такой массе нынче приближаются малолитражки. Разгон до 100 км/ч за 9,5 секунды – тоже не архаичный показатель.
Передачи переключаются четко и с небольшими усилиями. Не нужно специальных навыков и привыкания. Напротив, с первых же километров механическую коробку начинаешь воспринимать как благо. Она позволяет по-настоящему реализовать возможности двигателя, раскручивающегося до 6000 об/мин, и получать от него ту отзывчивость, которая восторгала почти четыре десятилетия назад.
Подвеска BMW 728i настроена без экстремизма. На мелких неровностях «семерка» ведет себя довольно мягко. А по более серьезным ямам на таких автомобилях не ездят.
Двигатель, коробка передач, подвеска – в полной гармонии с чутким рулем и прекрасными дисковыми тормозами на всех колесах. Да в придачу и с АБС, которая в ту пору была опцией. Современный до сих пор автомобиль!
Трудно представить теперь, что в флагманском BMW велюровые кресла. Но в те годы хороший велюр был не дешевле кожи. Да и уютнее такие сиденья. В них нет пресловутой «немецкой жесткости»: достаточно мягкие и с виду даже какие-то «разлапистые», но садишься и понимаешь – ты дома!
Двери изнутри отделаны элегантным натуральным шпоном, стеклоподъемники – механические. А люк в крыше – с электроприводом.Забавная многокнопочная климатическая установка с подробными объяснениями, когда и что нажимать, кондиционера не подразумевает. Впрочем, BMW 728i – базовая версия. Были и моторы куда мощнее, в том числе 252‑сильный с турбонаддувом, и автоматические коробки передач, и кондиционеры. В основном, для США и ЮАР (кстати, в ЮАР «семерки» даже собирали). Но в Европе все это не было приоритетным, и в общем выпуске семейства Е23 модификация 728i занимала первое место.
НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!
Прототип «семерки» с кузовом универсал на заводе сделали, но в серию не пустили. Однако единичные образцы грузопассажирских «семерок» строили небольшие кузовные компании: пару машин соорудила фирма Alpina, аналоги сделало ателье Schultz и некие умельцы в США.
Переходный период
В 1982 году, когда с конвейера сошел этот темно-зеленый седан, об иномарках в Советском Союзе и не мечтали. Хотя эта машина вскоре и приехала в СССР, но жила в одном из необычных – закрытых для посторонних глаз государственном гараже. Именно поэтому сохранила свежесть и бодрость.
Интерес к баварским машинам в Союзе был, кстати, не только в специальных гаражах. Еще в начале 1970‑х ГАЗ сделал прототип Волги с двигателем BMW объемом 2,5 литра. Продолжения эта затея не получила.
Этот BMW 728i до сих пор прекрасно обходится без тотальной компьютеризации (не считая, конечно, системы впрыска и АБС), без огромных цветных дисплеев и вспомогательных устройств, мешающих общаться с машиной напрямую. Это не хорошо и не плохо. Просто по-другому. На этой машине и сегодня можно ездить каждый день и даже получать удовольствие. Как от концерта без фонограммы, фильма без компьютерных фальшивок, бумажной книги и даже, извините, от виниловой грампластинки.
...и самый дешевый
В начале 1980‑х BMW 728i в базовой комплектации имел самый мощный среди одноклассников 184‑сильный двигатель, но в Западной Германии оказался самым дешевым среди конкурентов при цене 42 200 DM (немецких марок).
Редакция благодарит Ярослава Бобровича за предоставленный автомобиль.
- Личный опыт владения БМВ и Ауди с пробегом — тут.
- Снег, метель, бездорожье — с ремнями противоскольжения дорога покажется легкой.
- Увеличился тормозной путь? Пришло время проверить тормозные колодки.