Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Испытали 7 приборов для оценки компрессии мотора

Проверка компрессии в цилиндрах — самый простой способ продиагностировать механическую часть двигателя. Это может сделать любой автомобилист самостоятельно. Вот только не все компрессометры одинаково удобны и точны.
Полная версия

Термин «компрессия», вообще говоря, не совсем профессиональный – правильнее говорить о давлении в конце такта сжатия. Однако «компрессия» настолько прочно вошла в наш лексикон, что в дальнейшем мы будем использовать именно это слово.

Чем компрессия отличается от степени сжатия?

Всем! Компрессия – это давление, которое создается в цилиндре при выключенном зажигании (или при отключенной подаче топлива у дизеля) при положении поршня в верхней мертвой точке. Компрессия зависит от множества параметров: давления начала сжатия, фаз газораспределения, температуры, при которой проводится замер, и собственно изношенности деталей двигателя. Компрессия – это показатель реального здоровья мотора, которое с возрастом ухудшается.

А вот степень сжатия с годами не меняется. Это – безразмерный параметр, заложенный конструктором мотора. Он характеризует геометрию цилиндра, точнее – отношение его полного объема к объему камеры сжатия. Очевидно, что компрессия от степени сжатия зависит, а степень сжатия от компрессии – нет!

Камера сжатия или камера сгорания?

Речь об одном и том же: имеется в виду объем пространства над поршнем при его положении в верхней мертвой точке (ВМТ). Иногда его еще называют объемом конца сжатия. Термин «камера сгорания» не совсем корректен, поскольку сгорание топлива происходит почти во всем объеме цилиндра.

Если компрессия низкая…

Если компрессия понизилась, мотор будет хуже пускаться. Особенно это заметно на дизелях, где от давления и температуры конца сжатия зависит, воспламенится ли дизтопливо или нет.

В бензиновых моторах при пониженной компрессии топливо, попадающее в цилиндр, начинает хуже испаряться, оставаясь в виде негорючих капель. Увеличивается давление картерных газов – при этом растет токсичность, а камера сжатия ускоренно загрязняется. А если компрессия стала неравномерной по цилиндрам, мотор может начать вибрировать, особенно на оборотах холостого хода.

Как и чем измерить компрессию

Для измерения необходим компрессометр – прибор, который измеряет давление рабочей смеси по окончанию сжатия в цилиндре. Для экспертизы мы купили семь инструментов аналогичного назначения, но к ним вернемся чуть позже – предварительно надо подготовить мотор к замерам.

Аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена. Проверку проводим на двигателе, прогретом до рабочей температуры. Пока будем готовиться к тесту, температура немного упадет, но она не должна быть ниже 50–60 °C. Во избежание смывания масляной пленки со стенок цилиндров желательно отключить подачу топлива. Для этого рассоединяем либо общий разъем жгута форсунок, либо разъемы от каждой форсунки.

Затем отсоединяем колодку проводов от модуля зажигания или индивидуальных катушек зажигания. Подготовив доступ и очистив углубления в головке блока цилиндров вокруг свечей, выворачиваем все свечи. Если не очистите, то не удивляйтесь, если компрессия вскоре упадет: песок, попавший в цилиндры, быстро угробит их.

Необходимо обеспечить свободный проход воздуха в цилиндры. Для этого на автомобилях с тросовым приводом дроссельной заслонки достаточно нажать педаль газа до пола. А вот с электронным приводом желательно убедиться, открывается ли заслонка при включенном зажигании, нажатии акселератора и прокрутке стартером. Для этого придется отсоединить патрубок, подводящий воздух к дроссельному узлу от воздушного фильтра. Если заслонка не открывается, надо демонтировать дроссельный узел. Второй вариант – на свой страх и риск, отключив электрический разъем от дроссельного узла, попробовать очень аккуратно повернуть заслонку пальцем до полного открытия. Она подпружинена, а потому ее придется удерживать во время всех замеров.

Для замеров вставляем или вворачиваем наконечник компрессометра в свечное отверстие. Стартером проворачиваем двигатель до тех пор, пока показания на манометре не перестанут расти. Фиксируем результат и сбрасываем давление в компрессометре.

Как оценивать результаты

Компрессия исправного бензинового двигателя должна находиться в пределах 11–14 бар, при этом разность показаний по цилиндрам не должна превышать 1 бара.

Для выяснения причин низкой компрессии заливаем в цилиндр через свечное отверстие 5–10 см³ моторного масла и повторяем измерение. Если компрессия возросла более, чем на пару бар, скорее всего, налицо износ, залегание или поломка поршневых колец. Если же показания не выросли, то, вероятно, клапаны неплотно прилегают к седлам. Такое происходит при нарушении тепловых зазоров в их приводе, а также при износе, прогаре или повреждении тарелок или седел клапанов.

Почему величина компрессии отличается от степени сжатия?

У двигателя с минимальными утечками по поршневым кольцам и герметичными клапанами компрессия выше геометрической степени сжатия потому, что воздух в цилиндре при сжатии подогревается – при этом дополнительно увеличивается его давление. А низкая компрессия может быть при значительных утечках.

Итак, приступим к замерам. Продолжение - на следующей странице...


Компрессометр «резьбовой» для бензиновых двигателей
Примерная цена 550 ₽
Условия эксплуатации – 60 – + 60˚С
Верхний предел измерения давления  1,6 (16) МПа (кгс/см²)
Погрешность измерения,  не более 0,01 (0,1) МПа (кгс/см²)
Компрессометр имеет рабочую высоту 120 мм. Можно вворачивать в отверстие с резьбой М14×1,25 или использовать резиновый конус. Клапан сброса давления расположен удобно. Реальная погрешность измерения (0,2 бара) мала и сопоставима с погрешностью считывания. Прибор хорош для использования на двигателях с неглубокими свечными колодцами.


Компрессометр «удлиненный ВАЗ» для 16-клапанных двигателей ВАЗ 2110-2112 и др.
Примерная цена 700 ₽
Условия эксплуатации – 60 – + 60˚С
Верхний предел измерения давления  1,6 (16) МПа (кгс/см²)
Погрешность измерения,  не более 0,01 (0,1) МПа (кгс/см²)
Длина рабочей части 205 мм. В комплект входят две резиновые втулки. Резьбовое крепление не предусмотрено. Клапан сброса совмещен с рабочим клапаном. Погрешность не превышает 0,15 бар. Прибор можно использовать на любых двигателях с глубокими свечными колодцами и свечами с резьбовой частью 14 мм. Резиновая защита манометра позволяет плотнее прижать прибор к свечному отверстию.

Компрессометр «универсальный» для бензиновых двигателей
Примерная цена 850 ₽
Условия эксплуатации – 60 – + 60˚С
Верхний предел измерения давления  1,6 (16) МПа (кгс/см²)
Погрешность измерения,  не более 0,01 (0,1) МПа (кгс/см²)
Компрессометр имеет составную рабочую часть. Вначале в отверстие М14×1,25 вворачивается 120-миллиметровая втулка, а затем к ней крепится гибкий шланг длиной 310 мм. Такая схема позволяет удобно расположить манометр и проводить замеры в одиночку. В комплекте есть и резиновая коническая втулка для герметизации прижимом. Клапан сброса давления – на конце трубки. Погрешность манометра – 0,1 бара.


Компрессометр прижимной
Примерная цена 800 ₽
Условия эксплуатации – 10 – + 40˚С
Верхний предел измерения давления 2,1 (21) МПа (кгс/см²)
Погрешность измерения,  не более 0,025 (0,25) МПа (кгс/см²)
Класс точности манометра 1,0
Рабочая часть компрессометра имеет длину 150 мм, что ограничивает применение в глубоких колодцах. В комплекте две резиновые конические втулки, позволяющие работать со свечными отверстиями под уменьшенные свечи М12×1,25. В качестве запорного клапана служит шинный золотник (клапан Шрадера), давление открытия которого велико. Клапан сброса давления удобен. Погрешность измерения – 0,3 бар.

Компрессометр прижимной для а/м ГАЗ
Примерная цена 500 ₽
Условия эксплуатации – 10 – + 40˚С
Верхний предел измерения давления 1,6 (16) МПа (кгс/см²)
Погрешность измерения,  не более 0,01 (0,1) МПа (кгс/см²)
Класс точности манометра 1,0
Для ГАЗ моделей 405 и 406, а также двигателей с глубокими узкими свечными колодцами. Рабочая длина 165 мм. В комплекте две резиновых втулки под отверстие М14×1,25. Сброс давления только через рабочий клапан. Погрешность манометра – 0,25 бара.


Компрессометр супердлинный 2110-12
Примерная цена 800 ₽
Рабочая длина 215 мм, что позволяет провести замеры на двигателе с глубокими свечными колодцами. На манометр надет резиновый чехол, повышающий удобство работы. В комплекте две резиновых втулки под свечное отверстие М14×1,25. Сброс давления производится через рабочий клапан. Погрешность манометра – 0,2 бара.

Компрессометр 
Примерная цена 1700 ₽
Прибор может стыковаться с прижимным наконечником длиной 150 мм. Резиновая втулка позволяет работать с отверстиями под уменьшенные свечи М12×1,25. Второй наконечник – резиновый шланг длиной 310 мм. Наконечник имеет резьбу М14×1,25 и переходную втулку под большие свечи с резьбой М18×1,5. Удобный клапан сброса давления. Погрешность манометра – 0,15 бара.

Когда проверка компрессии ничего не дает

Бывает, что при замере компрессии результаты получаются нормальные, а двигатель работает плохо. В этом случае говорят о «масляной компрессии». Как мы добавляли масло в цилиндры, так и двигатель при плохом состоянии уплотнений поршень-цилиндр может иметь пристойную компрессию только за счет масла. Именно поэтому проверка компрессии не всегда позволяет оценить состояние мотора. А на значительное попадание масла в камеру сгорания будет указывать замасленная резьба свечи и черный «жирный» масляный нагар на её части, выступающей в камеру сгорания.

Интересный факт

Раньше, на простых восьмиклапанных моторах, грубо определить компрессию при отсутствии приборов помогал… палец! Проворачивали двигатель стартером со всеми вывернутыми свечами и последовательно затыкали большим пальцем свечные отверстия. Если в каком-то цилиндре палец отбрасывало с меньшей силой, то именно в нем и были проблемы с компрессией. Сейчас подобраться рукой к свечному отверстию большинства моторов проблематично.

Как выбрать компрессометр?

Точность работы каждой модели мы проверяли с помощью параллельно подключенного образцового манометра МТИ‑1216 при подаче воздуха от компрессора. Натурные испытания провели на одном и том же цилиндре двигателя Renault K4M. Компрессометры, которые по конструктивным причинам не доставали до свечного отверстия, подключали через самодельный переходник с минимальной длиной.

Манометры во всех моделях оказались достаточно точными. Впрочем, это не принципиально – на практике важнее одинаковость компрессии по цилиндрам. Поэтому подбирайте прибор по геометрическим размерам, чтобы длины рабочей части хватало для вашего мотора, а наконечник мог стыковаться с резьбой под уменьшенную свечу, если это необходимо. Удобно, если компрессометр удастся привернуть по резьбе, но с глубокими колодцами так получается редко.

Что дальше?

Проверка давления в конце такта сжатия компрессометром – первый и недорогой способ оценки состояния двигателя. Продолжить исследование можно с помощью эндоскопа, а также «лик-теста», проверяющего величину утечек воздуха из цилиндра в разных направлениях. Еще более глубокую диагностику можно провести с помощью мотор-тестера. Фактически это цифровой осциллограф, который подсоединяется к датчикам системы управления двигателем.

Счастливого пути и уверенного сжатия!

  • Выбираете универсальный автомобиль на каждый день? В помощь вам автомобильный багажник на крышу от отечественного производителя LUX. Больше не нужно переживать за вместимость автомобиля! 
  • «За рулем» является не только авторитетным журналом, наш опыт позволяет не только информировать о различных новинках автомобильной индустрии, но и самим производить различные аксессуары. Мы точно знаем, что нужно автолюбителю, и предлагаем это на лучших условиях! Автоаксессуары «За рулем» — выбор экспертов!

Подпишитесь на «За рулем» в

Ревин Алексей
Колодочкин Михаил
25.05.2021
Поделиться: