Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Самый массовый грузовик России — что о нем думают водители?

«Группа ГАЗ» представила серийную ГАЗель NN. Нам показали не просто рестайлинговый автомобиль, а родоначальника нового семейства LCV на современной платформе.
Полная версия

ГАЗель многолика в своем предназначении: маршрутное такси или скорая помощь, изотермический продуктовый фургон или старенький грузовичок со строительного рынка, грузопассажирский автомобиль для доставки аварийных бригад коммунальных служб или грузовик, помогающий деревенскому жителю вести хозяйство, служебный автобус-трудяга в небольшой организации или школьный автобус, шасси для монтажа различных надстроек – ​вплоть до самосвального кузова и цистерны для перевозки пива. Об этой и другой грузовой технике, к слову, более подробно можно прочитать на сайте журнала «Рейс».


Что означает NN в названии ГАЗели?

«Группа ГАЗ» окутала ГАЗель NN плотным флером загадочности. Вариантов расшифровки этой аббревиатуры более чем достаточно, но нет ни одной официальной. Между тем, расшифровка, приуроченная к 800-летнему юбилею Нижнего Новгорода, кажется «притянутой за уши». Версия New Next, то есть «Новый Некст», тоже является не совсем объективной – ​здесь много эволюционных компонентов ГАЗель Next, которые уже год, а то и пару лет используют в серии. И термином «рестайлинг» не хочется обижать заводчан, все же нового здесь много, и машина реально претендует на премиальный сегмент LCV, составляя достойную конкуренцию иномаркам. Быть может, Next Next, то есть «Следующий Некст», «Некст» в квадрате? Пожалуй, лучше оставить эту аббревиатуру без расшифровки. Пусть ГАЗель NN, как и улыбка Моны Лизы, будоражит воображение потомков.


Что у ГАЗели NN нового?

В первую очередь то, что можно назвать фасадом, что максимально меняет внешний вид автомобиля: капот и крылья, светодиодные блок-фары, зеркала заднего вида, передний бампер и расположенные в нем противотуманные фары. На бортовом грузовике ГАЗели NN остаются прежними двери, задняя стенка, крыша и собственно сам каркас кабины. Кроме работы на новую внешность, эти изменения еще и функциональны. Новые капот, крылья и фары оставят больше места для радиатора. Про бампер и облицовку говорят, что они лучше «продуваются», это уменьшает вероятность перегрева двигателя. У фар два бесспорно красивых линзовых элемента в хромированных корпусах на темной поверхности маски, а светодиоды должны быть долговечнее ламп накаливания. Бампер разделен по горизонтали на две части. Обычно нижняя «губа» повреждается на неровной дороге, но теперь облегчается и удешевляется ремонт бампера в случае ДТП.

Интерьер

На ГАЗели NN планировали широко использовать 2-литровый дизель Volkswagen ЕА189 со средненькой по мощности прошивкой на 136 л. с. Машину в таком исполнении показали еще в 2018 году, на выставке IAA‑2018 в Ганновере. С учетом применения в перспективе этого и ему подобных двигателей требовалось подтянуть электронную «инфраструктуру». Кроме того, в планах «Группы ГАЗ» в ближайшее время продемонстрировать и полностью электрическую ГАЗель NN. Поэтому панель и всю электронику разрабатывали, ориентируясь не на один-два года выпуска и не на сиюминутные тенденции. Нам придется «привыкать» к совершенно новой, цифровой комбинации приборов, 9-дюймовому сенсорному дисплею мультимедийной системы и расположенному под ним блоку климат-контроля с индикацией. Любителям электронных гаджетов и девайсов понравится наличие в кабине четырех USB-разъемов. Два из них, для подключения тахографа и видеорегистратора, расположены в центре потолочной консоли. Есть две 12-вольтовых розетки, а также каналы Bluetooth и Wi-Fi. Если посмотреть отзывы о ГАЗели NN в интернете, то наибольший восторг вызывает дизайн панели с обилием решеток, вставок под алюминий, подстаканников и емкостей для продуктов питания. 


Кроме новой панели приборов внутри сразу же замечаешь обогреваемый мультируль с подушкой безопасности. Правда, он с ограниченным числом клавиш и вроде тот же, что и на ГАЗели Next. Видимо, позже появится другая «smart-баранка». Совершенно новое водительское сиденье с подогревом подушки и спинки, с регулировками по всем степеням свободы (одиннадцать регулировок!) и механизмом подрессоривания. Причем сама подушка довольно жесткая и тонкая, а нужный уровень комфорта обеспечивает настраиваемая пружинная подвеска. Это на любителя, но в целом хорошее решение. Удобней стало двойное пассажирское сиденье с хорошо отформованными раздельными спинками, здесь появился откидной подлокотник, мягкий подголовник и трехточечный ремень безопасности для среднего пассажира, а в качестве опции еще и двухступенчатый обогрев. Спинку среднего сиденья можно откинуть вперед – ​получится удобный столик со встроенными подстаканниками и держателями для ручки и путевой документации. Еще больше функциональности двухместному диванчику придает ящик под ним. Подушка сдвигается чуть вперед, затем поднимается вверх и там – ​эта удобная емкость. Раньше о таком удобном и практичном ящике у ГАЗелей можно было только мечтать.

Оснащение

На ГАЗели NN улучшена шумо- и теплоизоляция, предусмотрена возможность установки автоматического климат-контроля вместо кондиционера. Пол кабины освободили от массивного рычага ручника, а не только от рычага переключения передач – ​понятно, что здесь стоит джойстик на панели приборов. Стояночный тормоз теперь с электромеханическим приводом и управляется клавишей на панели приборов. Чуть выше этой клавиши находится кнопка запуска двигателя. Привычного замка зажигания нет. А еще придется привыкать к иной схеме включения задней передачи. Раньше рычаг надо было качнуть вправо до упора, а потом двинуть его назад. Сейчас на этом месте шестая передача, а заднюю надо искать в другом, в левом углу, но включать – ​тоже назад.


Мнение водителей

Больше всего от новой ГАЗели NN водители ждут роста ресурса и повышения долговечности. Иначе говоря, беспроблемной эксплуатации. Что интересно, некоторые водители и сейчас совершенно не хотят замечать позитивных изменений у ГАЗели, а основной тезис в разговоре – ​лучше купить десятилетнюю иномарку. Однако такие перевозчики явно в меньшинстве. Большинство относится объективно к работе отечественного автозавода. Они высоко оценивают коррозионную стойкость кузова ГАЗели Next, понимая, что в основе этого лежит двухсторонняя оцинковка большинства панелей, широкое применение пластмасс и высококачественная окраска. Большое значение для защиты кузова от коррозии имеет тот факт, что уже почти десять лет на Горьковском автозаводе работают новая линия катафорезного грунтования с полным погружением в ванну и новая линия окраски, производства германской компании Eisenmann. Пока в Набережных Челнах не построили завод каркасов кабин для КАМАЗ‑54901 и российских Mercedes-Benz Actros, «газовская» линия была лучшей в стране, тем более для грузовиков! Даже на шести- и восьмилетних ГАЗелях Next ржавчины нет. Так что по качеству окраски современная ГАЗель вполне сопоставима с иномарками.


Ходовая часть

Очень хорошие отзывы и о передней независимой подвеске ГАЗели Next. Она мягкая и при этом прочная. Шаровые опоры служат до 150-200 тысяч километров! Сайлентблоки долговечные, их хватает более чем на 100 тысяч. Опять-таки эту переднюю подвеску применяют практически без изменений на «тяжелой» версии ГАЗели полной массой 4,6 тонны. Вместо червячного гидроусилителя руля с четырьмя шарнирами тяг, как на прежних ГАЗелях, на ГАЗели Next стоит реечный рулевой механизм производства ZF (точнее, Bosch) и два шарнира. То есть передняя подвеска ГАЗели Next стоит и на ГАЗели NN.

На цельнометаллических фургонах ГАЗель Next и микроавтобусах устанавливают рессоры с параболическим листом-подрессорником, смонтированным под рессорой, по аналогии с европейскими среднетоннажниками и LCV. Такая подвеска мягче и обеспечивает больший ход. Именно такую заднюю подвеску применяют на ГАЗели Next 4,6. Здесь оригинальный коренной лист с иной формой переднего ушка. На ГАЗели Next 3,5 в задней рессоре два листа плюс подрессорник, а на ГАЗели Next 4,6 рессора трехлистовая. Кстати, раньше говорили, что на «тяжелую» ГАЗель, возможно, начнут устанавливать и заднюю пневмоподвеску. Тогда это будет машина совершенно нового уровня. Пока пневмоподвеску показали только на новом нижегородском «каркаснике» с низким полом на выставке «Комтранс» в 2018 году.

Задний мост – ​совершенно другой, типа Spicer, c несъемным редуктором, с задней крышкой на болтах. У таких мостов более прочная балка, поэтому нижегородский вариант «Спайсера» устанавливают, в первую очередь, на ГАЗель Next 4,6. Но одна только конструкция сама по себе ничего не значит. Наибольшее значение имеет увеличение толщины и сечения новой балки, толщина стенки чулка. Все это усилено, поэтому ось рассчитана на нагрузку в 3,3 тонны. Для ГАЗели NN полной массой 3,5 тонны сделали облегченную версию моста Spicer. 


На ГАЗели NN теперь по кругу применяются дисковые тормоза фирмы Mando, а на заднем мосту полностью изменили ступицы. Если раньше применяли два однорядных конических роликовых подшипника, то теперь в ступицу ставят необслуживаемый двухрядный конический роликовый подшипник Fersa, с увеличенным наружным диаметром. То есть сделали современный подшипниковый узел задней ступицы по аналогии со ступицей переднего колеса. Похоже, единственный недостаток моста Spicer для Next и NN – ​отсутствие возможности у перевозчика самому «настраивать» трансмиссию под свою работу. Раньше можно было легко заменить редуктор на более «скоростной» или «тяговитый» – ​подобрать нужные числа. Кроме того, сложнее станет и ремонт редуктора, поэтому на трансмиссионном масле не надо экономить.

О конструктивных особенностях двигателей и коробки передач читайте на следующей странице

Новая коробка передач

По отзывам перевозчиков, один из самых проблемных агрегатов у ГАЗелей – ​коробка передач. Те же самые обсуждения идут и в интернете. Сейчас Горьковский автозавод запустил в производство совершенно новую, оригинальную 6-ступенчатую коробку передач модели ГАЗ А31R22, рассчитанную на крутящий момент 450 Н·м. Новую коробку установили и на Валдай Next, и на спортивную ГАЗель с двигателями Cummins ISF 2.8. Главное в коробке ГАЗ А31R22 вовсе не шесть передач, важнее другие цифры. Раньше межосевое расстояние (между осями промежуточного и первичного/вторичного валов) было 80 мм, а теперь 90 мм. Это значит, что на первичный и вторичный валы можно поставить шариковые подшипники с увеличенной несущей способностью. На промежуточном валу конические роликовые подшипники у всех газелевских коробок ходят замечательно. Теперь появилась возможность увеличить диаметр валов без дополнительных опор, увеличить модуль зубчатого зацепления и тем самым сделать зубья толще, увеличить прочность шестерен. Для понимания: у 4-ступенчатой коробки ГАЗ‑53 под момент двигателя 285 Н·м межосевое расстояние было 110,62 мм, у 5-ступенчатой КП ЗИЛ‑130 под момент 402 Н·м – ​123,25 мм. Почему вдруг упоминаем зиловскую коробку передач? Потому что ЗИЛ‑130 близка по принимаемому крутящему моменту к новой газовской коробке. То есть ГАЗ А31R22 по межосевому расстоянию занимает промежуточное положение между коробками старых «газонов» и 5-ступенчатой КП ГАЗ‑31029 Волга, из которой выросли газелевские коробки. Несмотря на компактность новой А31R22, она рассчитана на 450 Н·м и весит 55 кг, что лишь на 15 кг больше, чем вес А21R22. При всем уважении автора к коробке ЗИЛ‑130, она весит 120 кг…


Вообще, с учетом всех конструктивных изменений в коробке ГАЗ А31R22, вполне можно поверить в обещанный ресурс 300 000 километров. Конструктивно новая «шестиступка» близка к 5-ступенчатой коробке ГАЗ‑3308 «Садко». Она с алюминиевым картером, с вертикальным разъемом. Что очень важно, в корпусе с левой стороны предусмотрен лючок для монтажа коробки отбора мощности, то есть возможна, чего не было ранее, установка гидронасоса для привода различных надстроек.

По передаточным числам 6-ступенчатая коробка передач должна быть очень интересна. Дело в том, что в сравнении с прежней 5-ступенчатой коробкой у первой передачи число больше на 1,3 единицы и составляет 5,065, у второй – ​2,78, у третьей – ​1,591. Прямая передача здесь не пятая, как можно предположить, а четвертая. Повышающих сразу две: пятая – ​0,807 и шестая – ​0,643. Благодаря такой «низкой» первой передаче получается вполне серьезная «черепаха», удобная при маневрировании, трогании с места на подъемах, буксировке прицепа. Шестая передача будет полезна пустой машине. Она позволит на 20% снизить обороты двигателя при равномерном движении, уменьшит уровень шума и расход топлива примерно на 1,7 литра. Новая коробка ГАЗ А31R22 очень перспективна и для обычной ГАЗели полной массой 3,5 тонны, и для «тяжелой» 4,6-тонной. На новую КП вполне может сформироваться спрос и на вторичном рынке, при замене 5-ступенчатой коробки А21R22, работающей в паре с Cummins ISF 2.8. Однако надо понимать, что у картера новой коробки передач более широко расставленные крепежные «уши». Придется менять и картер маховика.

Дизель, бензин или газ?

Сегодня единственным реальным дизелем для ГАЗелей, в том числе для Next и NN, остается Cummins ISF 2.8, выпускаемый в Китае. Среди его достоинств экономичность, высокие мощность и крутящий момент, привод ГРМ цепью – ​более надежный, чем зубчатым ремнем. И теперь уже вполне отлаженный сервис и снабжение запчастями. При этом сейчас Горьковский автозавод применяет Cummins ISF 2.8 увеличенной мощности – ​не 120 л.  с./270 Н·м, а 150 л.  с. при 3400 об/мин и 330 Н·м 1800-2600 об/мин. Этот мотор действительно хорош для грузовика с полной массой 3,5 и даже 4,6 тонны, для автобусов на 20 пассажиров. Есть примеры, когда «Каменец» «выхаживает» под миллион километров! У ГАЗели с двигателем Cummins хороший экспортный потенциал. Именно с ним ГАЗель поставляют в Сербию, и именно с ним ГАЗель NN теперь собирают в Турции. Причем для турецких 3,5-тонных машин используют Cummins ISF 2.8 Евро‑6 с настройкой мощности 170 л.  с./360 Н·м. Автомобили комплектуют 6-ступенчатой коробкой ГАЗ А31R22. Еще больший интерес для экспортных поставок ГАЗели NN вызвала бы модификация с дизелем Volkswagen 2,0 TDI ЕА189. Однако сейчас перспективы применения в Нижнем Новгороде этого мотора весьма туманны. Двигатель уровня Евро‑5 с настройкой 136 л.  с. и 340 Н·м. установили на ГАЗель, отладили, сертифицировали, выпустили опытно-серийную партию автомобилей. Но пока дело встало, можно предположить, что из-за санкций против Горьковского автозавода.

Между тем, ходят слухи, что «Группа ГАЗ» разрабатывает свой дизель для ГАЗелей. Однако официальных комментариев нет. У «Группы ГАЗ» хороший потенциал для создания своего мотора.


Бензиновый двигатель Evotech

Вторым двигателем для ГАЗели NN стал новый ульяновский бензиновый Evotech увеличенного до 3,0 л рабочего объема. Если УМЗ Evotech 2.7 имеет поршни диаметром 96,5 мм и коленвал от УМЗ‑4216 с ходом поршня 92 мм, то у 3-литрового Evotech А305 поршни тоже на 96,5 мм, но коленвал оригинальный, с ходом 102 мм. Обратите внимание, разница в ходе 10 мм, то есть радиус кривошипа больше на 5 мм. Под такой ход поршня вполне можно использовать заготовки коленвала УМЗ‑4216. Видимо, так и делают. Но будем надеяться, что качество нового коленвала будет лучше. Одно из главных отличий УМЗ Evotech 2.7 от УМЗ Evotech 3.0 – ​новый, чугунный, негильзованный блок цилиндров. Крепление головки — болтами, а не шпильками, что проще и надежнее. Судя по тому, что уже с полгода выпускают и чугунный Evotech 2.7, блок получается максимально унифицирован по этим двум моторам. Переход с алюминиевого блока с залитыми гильзами на чугунный – ​очень важное технологическое решение, которое обязательно повысит ресурс.

Как говорят, внесены изменения в ГРМ, доработаны распредвал и головка цилиндров. И очень хочется увидеть новую шестерню распредвала! Почему эти шестерни не «ходят» на ульяновских моторах, совершенно не понятно. Раньше на моторах ГАЗ, ЗМЗ и УМЗ текстолитовая шестерня распредвала была практически вечной. Что еще хотелось бы увидеть на трехлитровом Evotech А305? Более производительный водяной насос с увеличенной крыльчаткой. Тем самым можно уменьшить вероятность перегрева моторов. Можно было бы добавить производительности и масляному насосу – ​сделать более высокими шестерни. Лишнего давления масла в двигателе не бывает, а явный избыток скинет редукционный клапан. Заменить приводную «лопатку» на приводе масляного насоса. Не помешало бы и дополнительное резьбовое отверстие в блоке для отбора воды в систему отопления, для предпускового подогревателя, для подключения к редуктору газобаллонного оборудования и дополнительного радиатора при эксплуатации автомобиля в жарком климате. И уж, наверное, совершенно фантастическое желание – ​увидеть «ровный» поддон картера двигателя.


Очень важный момент – ​двигатель Evotech А305 сразу же позиционируется как битопливный, способный работать как на бензине, так и на газе. На бензине он развивает мощность 120 л.  с. при 4000 об/мин и крутящий момент 250 Н·м при 2350 об/мин. Обратите внимание, у ставшего еще более длинноходным Evotech очень близкие характеристики к Cummins ISF 2.8 с турбонаддувом на минимальных настройках! Газовая версия ориентирована как на работу на сжиженном пропан-бутане (СУГ или LPG), так и на сжатом метане (КПГ или CNG). При эксплуатации на сжатом природном газе характеристики чуть хуже, чем на бензине: 109 л.  с. и 225 Н·м. Между тем, мотор с новым, более прочным чугунным блоком легче оснастить турбонаддувом, тем самым компенсировать отсутствие четырехклапанной схемы ГРМ и форсировать двигатель. Поэтому, скорее всего, позже мы еще увидим более мощные моторы Evotech.

Фото: автора и Георгия Садкова

Подпишитесь на «За рулем» в

Мордовцев Николай
21.10.2021
Фото: Садков Георгий
Поделиться: