Где сэкономить?ДачаПутешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

7 грузовиков из нашего детства — как за них дрались иностранцы

Эти машины пользовались спросом не только в нашей стране. В некоторых странах даже наладили их выпуск по лицензии.
Полная версия

МАЗ-500 

Первые партии МАЗ-500 начали выпускать в 1961 году. Массовый выпуск был налажен в 1963-ем. Модель обладала бескапотной кабиной. Это был первый грузовик в СССР, в котором для обслуживания двигателя кабину необходимо было поднимать.

На «пятисотый» устанавливались ярославские дизели V6 мощностью 180 л.с. Эти двигатели отличались надежностью. Позже грузовики комплектовались дизелями V8, способными развивать мощность до 270 л.с.


Пока не появились КАМАЗы, кабина МАЗ-500 считалась настоящим эталоном комфорта. Популярными эти грузовики были среди дальнобойщиков, которые пересели на них с тягачей ЗИЛ.

Всего было изготовлено более 330 тысяч «пятисотых». Небольшими партиями их экспортировали в страны соцлагеря и Финляндию.

ЗИЛ-157

Выпуск ЗИЛ-157 был начат в Москве в 1958 году. Последние грузовики сошли с конвейера в 1982 году. В Новоуральске «колуны» выпускались с 1977 по 1991 год. Всего было изготовлено 950 тыс. грузовиков. Это с учетом 200 тыс. предшествующих моделей ЗИЛ-157 — ЗИС-151, у которых задние мосты были с двускатными колесами.

Прозвище «колун» ЗИЛ-157 получил из-за своеобразной формы кабины.


Несмотря на появление в армии и народном хозяйстве более современных машин, опытные водители по-прежнему предпочитали ЗИЛ-157. Машина отличалась феноменальной проходимостью и простотой конструкции. На «колунах» были не самые мощные шестицилиндровые двигатели от 104 до 110 л.с. За счет этого у грузовика была относительная экономичность в расходе топлива.

Выпуск ЗИЛ-157 был также налажен и в Китае. Завод FAW выпускал полноприводный грузовик с упрощенной конструкцией кузова. В Китае «колун» назывался Jiefang-CA30.

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130 за все время был изготовлен в количестве 3,4 млн машин в нескольких десятках модификаций. Продолжением 130-го был ЗИЛ-431410 Производство грузовиков было начато в 1964 году и продолжалось до 1995 года. Водителям машина нравилась за свою динамику. Заводские же инженеры считали двигатель для ЗИЛ-130 в 150 л.с. чересчур мощным.

В эксплуатации «сто тридцатые» были надежными и прочными. Получив новую машину, достаточно было произвести подтяжку болтов и гаек.


Экспортировался ЗИЛ-130 во многие страны мира, а в некоторые развивающиеся даже бесплатно. Однако начиная с 1970 годов отечественным грузовикам стало недоставать достойных дизельных моторов. Это сказывалось на экспортных поставках. В то же время в Советском Союзе на госпредприятиях расходы на горючее практически не считали.

ЗИЛ-130 экспортировался также в Финляндию, где для пожарных машин на базе «сто тридцатого» изменяли конструкцию кабины. ЗИЛ-130 с правым расположением руля можно было увидеть и на Кипре. Однако это уже переделка местных специалистов.

УРАЛ-375

Выпуск УРАЛ-375 был начат в 1961 году и продолжался до 1993 года. Это был трехосный грузовик с блокировкой межосевого дифференциала. У машины была высокая проходимость – ее называли «внедорожник из Миасса».

На УРАЛ-375 устанавливали двигатель V8 с мощностью 180 л.с. и объемом 7 литров. При таких параметрах расход горючего на бездорожье составлял до 50 литров на 100 км. Агрегат был рассчитан на бензин АИ-93. Высокий расход топлива в расчет не принимался, поскольку машины изготавливались для армии. А там, как известно, на это не обращали внимания.


Уралы стояли на вооружении у многих стран Варшавского договора. Поставки грузовиков осуществлялись в Ирак и Иран.

Продолжение - на следующей странице

КРАЗ, который стал BELAZом

 

Более 420 тыс. грузовиков было выпущено с 1961 по 1993 год. Эти машины грузоподъемностью 11-12 тонн оборудованы двигателями объемом 15 литров и мощностью 240 л.с.

Семейство грузовиков включало:

  • Самосвал КрАЗ-256;
  • Бортовой грузовик КрАЗ-257;
  • Седельный тягач КрАЗ-258.

Это были грузовики с кабинами конструкции конца 40-х годов, имеющими деревянный каркас. Машины характеризовались тяжестью в управлении. Тем не менее они также шли на экспорт. Трудно поверить, но даже Великобритания закупила несколько сот грузовиков. Что интересно, там КрАЗы реализовывались под названием Belaz.


ГАЗ-53

 

ГАЗ-53 выпускался с 1961 по 1993 год. Для многих эта машина была первым грузовиком, поскольку использовалась для уроков вождения в ДОСААФ.

В отличие от ГАЗ- 51 и 52 грузовик был оборудован мотором V8, мощностью 115 л.с. и объемом 4,25 литра. Позднее начали устанавливать двигатели мощностью 120 «лошадей». Всего было выпущено 3,37 млн «пятьдесят третьих». В том числе были изготовлены шасси автобусов, самосвалов и спецавтомобилей.


Зарубежные корни ГАЗ-53 можно отыскать в Болгарии, где на заводе Мадара выпускали эти грузовики. Только болгарский вариант «пятьдесят третьего» по лицензии Perkins был оборудован дизелем мощностью 80 л.с. Наши водители так и не увидели дизельного ГАЗ-53.

УАЗ-«буханка»

 

Первые такие «уазики» появились в 1958 году. В дальнейшем их прозвали «буханками», а бортовые грузовички ― «головастиками».

Этот автомобиль-легенда имел несколько индексов: УАЗ-450, УАЗ-452, УАЗ-3741 и УАЗ-3303. В нашей стране «буханки» ценятся за экономичность и отличную проходимость. Полноприводные УАЗы способны вытащить забуксовавшие более тяжелые заднеприводные грузовики. Зимой в автобазах «буханки» используют для запуска с буксира «газонов» и ЗИЛов.


Экспортировали УАЗы даже в Великобританию. Вначале туда шли модификации с левым рулем, но в дальнейшем в Англии их начали переделывать под правый руль.

Итальянский концерн Martorelli на основе наших «буханок» выпускал кемперы. Только двигатели там использовались западного производства.


Подготовлено по материалам эксперта «За рулем» Сергея Канунникова.

Подпишитесь на «За рулем» в

Кацубо Игорь
03.01.2023
Поделиться: