Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хроника: выходила на берег «Катюша»

Полная версия
70 лет назад, 14 июля 1941 года, состоялось первое боевое применение реактивных минометов «Катюша».

Самое грозное оружие Великой отечественной, реактивный миномет «Катюша», дал залп по железнодорожному узлу Орша в 15:15 по московскому времени. Огонь вела первая экспериментальная батарея механизированных установок под командованием слушателя первого курса академии им. Ф.Э.Дзержинского капитана Ивана Андреевича Флёрова. Второй залп был дан спустя 2 ч 5 мин. На скопление вражеских эшелонов обрушилось, словами из отчета Флёрова, «море огня». Всего за годы войны по врагу выпустят порядка 7,5 млн. реактивных снарядов разных калибров.

Установка, с которой началась история гвардейской реактивной артиллерии, носила обозначение БМ-13, «Боевая машина-13». В техническом задании она проходила как «Ракетная механизированная залповая установка для внезапного нападения на противника стрельбой осколочно-фугасными снарядами калибра 132 мм».

Исследования в этом направлении в СССР начались еще в 1920-е годы под руководством Николая Ивановича Тихомирова. Не обошлось и без немецкого влияния – в конце 1920-х мы обменивались технологиями с будущим противником. Вот выдержка из доклада 1931 года «О разработке реактивных проблем за границей»: «Работы с пороховыми ракетами, проводившиеся одно время (27-29 гг.) довольно интенсивно фирмой «Юнкерс», в настоящее время оставлены…» В 1933 году для изучения проблем реактивного движения основан Реактивный научно-исследовательский институт.

Создание грозного оружия сопровождалось драматическими событиями. В конце 1930-х годов репрессий не избежали ведущие руководители и специалисты РНИИ – Валентин Петрович Глушко, Иван Терентьевич Клейменов, Сергей Павлович Королёв, Георгий Эрихович Лангемак. Клейменов и Лангемак были расстреляны. Причиной репрессий стал донос сотрудника РНИИ Андрея Григорьевича Костикова. Костиков занял должность руководителя РНИИ.

Считается, что именно Костиков первым обнаружил, что идея залповой стрельбы с самоходных установок не запатентована. Девятого апреля 1939 года в Отдел Изобретений Наркомата обороны ушла заявка за №216662, авторами которой значились А.Г.Костиков и И.И.Гвай. По заявке было выдано авторское свидетельство №3338.

Личность Костикова примечательна тем, что его пытались снять с должности еще летом 1941-го – выручил грандиозный успех «установки Костикова» под Оршей. В феврале 1944 года его даже взяли под арест, но выпустили. И даже после реабилитации оболганных им людей имя Костикова продолжали ставить в один ряд с другими создателями «Катюши».

Судя по всему, непосредственным разработчиком установки на шасси трехосного грузовика ЗиС-6 был Иван Исидорович Гвай. В сентябре 1938 года изготовили первую такую. Направляющие для запуска снарядов располагались в ней поперек продольной оси автомобиля. Сделали так для большей скрытности – в транспортном положении пусковые направляющие не выступали за борта кузова. Однако при стрельбе машину сильно раскачивало, 132-мм снаряды ложились не кучно. Кроме того, направляющие получились короткими, дальность стрельбы небольшой. В августе 1939 года был построен окончательный вариант установки, с продольными направляющими.

Слава «Катюши» зачастую мешала рассказывать об установке объективно. Начнем с распространенного названия этого оружия, «гвардейские минометы». Известная книга П.А.Дегтярева и П.П.Ионова ««Катюши» на поле боя» (М., «Воениздат», 1991 г) предлагает считать «Катюши» гвардейскими с 8 августа 1941 года, когда началось формирование первых восьми полков реактивной артиллерии. Однако первыми в гвардейские 18 сентября 1941 года были переименованы четыре стрелковые дивизии НКВД СССР – 100-я, 127-я, 153-я и 161-я. За «боевые подвиги, за организованность, дисциплину и примерный порядок» их преобразовали в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские. Дату переименования в гвардейские полков реактивной артиллерии предстоит озвучить историкам.

Еще одна деталь: в одних источниках снаряды для «Катюши» называются РС-132, в других – М-13. Почему так? Первоначально главное артиллерийское управление (ГАУ) РККА заключило договор с РНИИ на разработку снарядов для запуска с самолетов. В Военно-воздушных силах снаряды обозначили как РС, реактивный снаряд. Кстати, впервые применили «эр-эсы» еще на Халхин-Голе, в августе 1939 года, причем в воздушном бою. В сухопутных войсках снаряды исторически обозначают с буквы «М», поэтому в отношении к «Катюше» правильно писать М-13.

С новой реактивной установкой руководству Красной Армии удалось «вскочить в последний вагон»: смотр новой техники закончился 17 июня 1941 года, а решение об организации производства было принято 21-го!

Первого июля 1941 года воронежский завод им. Коминтерна выпустил партию из 40 установок. Война не оставляла времени на доводку – установку спешно осваивали десять разных предприятий (например, Завод им. Владимира Ильича в Москве). БМ-13 разных заводов отличались, поэтому к 1943 году конструкцию стандартизировали («нормализовали»). Она стала обозначаться БМ-13Н («Нормализованная»).

В истории с обстрелом Орши тоже не все очевидно. Известно, что удар был нанесен по противнику, захватившему город в ночь накануне. Откуда в прифронтовой полосе возникло «скопление вражеских эшелонов»? Ни один полководец не выдвигает тылы на передовую. Да и потом, их попросту не успели бы туда подогнать. Выходит, батарея Флёрова била по оставленным нами эшелонам?

Еще одна легенда упорно муссировалась в советское время. Будто образец «Катюши» так и не достался врагу. Известно, что в ночь на седьмое октября 1941 года у деревни Богатыри батарея капитана Флёрова попала в засаду немцев. Капитан приказал подорвать все установки и погиб сам. Драматический момент показан в известном фильме «Укрощение огня» (режиссер Даниил Храповицкий, «Мосфильм», 1972 год). Это породило убеждение, что с конвейера установки сходили, оснащенные системой самоуничтожения. Возможно, нечто подобное и предусматривалось на самых первых машинах, однако ни в одном руководстве по эксплуатации БМ-13Н вы не найдете, как подрывать установку. Легенду подкармливали другие фильмы, например, «Отряд особого назначения» (режиссер Вадим Лысенко, Одесская киностудия, 1979 г.) про спортсменов, направленных специально уничтожить установку БМ-13, затонувшую на переправе во время отступления.

Секрет сохранялся недолго. Известны снимки, относящиеся к осени 1941 года, на которых немцы позируют рядом как с сожженными, так и с вполне целыми БМ-13. В 1942 году после катастрофы под Харьковом, немцам достался целый эшелон с реактивными снарядами. Применяли ли они нашу «Катюшу» против советской армии? На этот вопрос нет однозначного ответа. В войну с нами немцы вступили, уже имея на вооружении несколько типов реактивных пусковых установок. Наши остряки нарекли их «Ванюшами». Немецкие реактивные снаряды стабилизировались в полете вращением, что обеспечивало лучшую точность попадания. Но такие снаряды обходились дороже и били недалеко. Наши, оперенные, летели зачастую невпопад, потому и применялись массированно. Залп дивизиона «катюш» в десятки раз превосходил по мощности залп дивизиона полевой артиллерии. Различия диктовали и свою тактику – немцы учили применять реактивные минометы точечно. Таким образом, наша «Катюша» вряд ли могла сослужить им службу.

С началом поставок по ленд-лизу БМ-13 начали устанавливать на шасси американских грузовиков Studebaker US6. Они превосходили ЗиС-6 по всем показателям. К слову, крепление направляющих позволяло быстро перекидывать их на любое шасси. Когда волна борьбы с западным влиянием достигла ленинградского Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, там быстренько избавились от «студебеккеров», заменив их муляжами ЗиС-6. В годы войны реактивные установки БМ-8-, БМ-13, БМ-31 монтировали на автомобили, гусеничные тягачи, сани, бронекатера, бронепоезда. Всего в годы войны промышленность дала фронту свыше 15 тысяч пусковых установок и 14,4 миллиона снарядов к ним.

Подпишитесь на «За рулем» в

14.07.2011
Поделиться: