Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хроника: новая революция Lancia

Полная версия
75 лет назад, в ноябре 1936 года, начались продажи Lancia Aprilia –  очередного революционного по конструкции автомобиля компании.

Мировой дебют Lancia Aprilia состоялся на Лондонском автосалоне 15 – 24 октября 1936 года, а на Туринском автосалоне, открывшемся  28 октября, компания уже вовсю принимала заказы на необычный автомобиль. Никого не останавливала, скажем так, несколько странная внешность машины.

Это был первый итальянский серийный автомобиль, созданный с учетом требований аэродинамики – исследования проводили в трубе Туринского политехнического института. В результате заднюю стенку кузова заметно скруглили, добившись коэффициента аэродинамического сопротивления 0,47 – т.е. примерно как у ВАЗ-2107.

Сегодня Aprilia можно было бы отнести к машинам, предназначенным для людей среднего достатка. Так сказать, модель среднего класса. Однако в Италии той поры многие не могли позволить себе даже велосипед. Во владельце Lancia Aprilia видели партийного функционера районного масштаба, преуспевающего врача, известного адвоката…

В довоенные годы машины Lancia высоко ценили настоящие знатоки. Помните, как в «Трех товарищах» Ремарка: «А вот идет настоящая машина, «Лянча». Она наверняка догонит и «Мерседес» и «Рено», как волк пару ягнят».

На фоне автомобилей своего класса Aprilia обладала целым рядом прогрессивных технических решений. У нее был самонесущий кузов, независимая подвеска всех колес (спереди – свечная, на пружинно-амортизационных стойках, сзади – торсионная с продольными рычагами и качающимися полуосями), четырехступенчатая коробка передач, тормоза с гидравлическим приводом (сзади – вынесенные к главной передаче).

Кроме того, машину оснастили двигателем редко встречавшейся в истории конфигурации – V4. Цилиндры в блоке располагались с развалом в 18 градусов. Ford Taunus 12M (модель 1963 г.), Saab 96, ЗАЗ-965 – все они, оснащенные V-образной «четверкой», появятся много позже. Двигатель Aprilia рабочим объемом 1352 куб. см имел верхний распределительный вал (впускные клапаны – верхние, выпускные – нижние) и полусферические камеры сгорания. Примечательно, что головки цилиндров у Aprilia были чугунные, а блок – из алюминиевого сплава и с чугунными гильзами, тогда как чаще всего делается наоборот. Тем не менее, термический КПД двигателя оказался очень высок. Как результат – впечатляющая для тех лет отдача: 47 л.с. при 4300 об/мин.

Посетители Лондонского и Туринского автосалона сразу обратили внимание на то, что двери кузова распахиваются в разные стороны. Итальянцы говорили ad armadio – «как у гардероба». Центральной стойки не было, поэтому внутрь было очень удобно заходить. И – что совершенно невообразимо для 1930-х – у дверей не торчали наружу петли. Кто бы знал, скольких мучений стоило конструкторам сделать потайные петли! Увы, как раз это мало кто из клиентов оценил.

Зато они сетовали на тесноту внутри. Еще бы – стенки кузова заваливались в угоду снижению аэродинамического сопротивления, а гнутых стекол, помогающих расширить внутреннее пространство, в ту пору не применяли. Хотя уже то, что бесстоечный несущий кузов не перекашивало, а двери не провисали, следует отнести к бесспорной заслуге разработчиков.

Автомобиль создавался инженерами Альгиза, Верга, Сола, Фалькетто под руководством главного конструктора Lancia Джузеппе Багги. Так выпало, что Aprilia стала последней моделью, сделанной под началом Винченцо Лянча. Выдающийся гонщик, предприниматель и инженер не дожил девяти дней до начала серийного производства машины, внезапно скончавшись 15 февраля 1937 года от сердечного приступа.

Наиболее серьезными соперниками модели были Citroen 7CV Traction Avant и Fiat 1500. Однако в горной Италии переднеприводный Citroen терял свои замечательные качества из-за недостаточно нагруженной ведущей оси, а более дешевый, пусть и шестицилиндровый Fiat уступал Aprilia в динамике.

Но объемы производства! Aprilia никак не назовешь массовой моделью. С 24 февраля 1937 по 17 августа 1939-го было выпущено 10 354 седанов первой серии машины, Tipo 238.

Вторая серия была неожиданно глубоко модернизирована. Самое интересное, внешне машины обоих серий неразличимы. Некоторые полагают, что отсутствие подножек служит приметой первой серии. Однако подножками не баловали базовую версию, тогда как Lusso («люксовая») их получала. А примерно с середины 1938-го подножки появились и у базовой версии.

Изменения под капотом оказались куда серьезнее. Другой двигатель! Проблема была в вибрациях, обусловленных его необычной конфигурацией. И вот развал блока уменьшили с 18 ° 6'40 " до 17 ° 3'40", опоры мотора сделали более эластичными. Установили более совершенные карбюраторы. Рабочий объем увеличился до 1486 куб. см, мощность – до 48 л.с. Сцепление тоже новое, рассчитанное под передачу увеличенного крутящего момента. 60-амперный аккумулятор уступил место 75-амперному.

В задней подвеске исчезли архаичные фрикционные амортизаторы, уступив место гидравлическим высокого (30 атм) давления. Летом они иногда выкидывали владельцам «лянч» сюрпризы, поэтому в начале 1939-го амортизаторы задней подвески меняют вновь, на 10-атмосферные.

Изменения коснулись и салона (в частности, включателей фар и «поворотников»). В целом, почти не изменившись внешне, машина заслужила новое обозначение Tipo 438.В таком виде она выпускалась до октября 1949 года (сделано 9728 машин).

Lancia Aprilia стала своеобразным «последним поклоном» знаменитым итальянским carrozzieri, кузовщикам. Переход с рамных конструкций на самонесущие ставил крест на старинном ремесле постройки заказных кузовов. Для кузовных ателье Lancia выпускала целых три серии шасси Aprilia (Tipo 239, 539, 639) с увеличенной с 275 см до 285 и даже 295 см колесной базой и более длинной главной передачей, рассчитанной под установку тяжелых заказных кузовов. Строго говоря, кузов Aprilia нельзя считать несущим в современном понимании – речь, скорее, о несущем платформенном основании.

Поэтому кузовщики не испытывали особых проблем с адаптацией шасси под свои творения. К слову, кузовщики тоже прощались с эпохой – на шасси Aprilia были построены многочисленные заказные машины с кузовами без обособленных крыльев и подножек, т.н. «понтонного» типа. Глядя на них, Андрей Липгарт сделал свою «Победу».

Подпишитесь на «За рулем» в

23.11.2011
Поделиться: