Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хроника: приказано считать днем рождения

Полная версия
120 лет назад, 11 декабря 1891 года, была образована Vagnfabriks-Aktiebolaget I Södertelge – V.A.B.I.S. Этот день принято отмечать как день рождения компании Scania.

Правительство Швеции одобрило основание нового акционерного общества 22 января 1892 года. Кому-то этот день покажется более подходящим в качестве дня рождения, – а ну как не одобрило бы?

Возможно, еще вернее отмечать юбилей уважаемого производителя тяжелых грузовиков Scania 15 августа 1896 года, когда, собственно, была основана компания с таким названием. Scania – в честь провинции Скония – решили назвать машиностроительный завод в городе Мальмё.

Наконец, с не меньшим основанием можно привести еще одну дату – 29 марта 1911 года, когда обе компании, вагоностроительная из Содертелье и машиностроительная в Мальмё, объединились.

Ко времени слияния обе компании успели выпустить множество различных автомобилей – грузовиков, легковых, автобусов. Кстати, в нынешнем году Scania отмечает еще и 100-летие своего первого автобуса.

О том, в каких количествах поначалу выпускалась эта техника, можно судить по такому примеру. В 1910 году Scania построила всего 17 грузовых автомобилей. Что примечательно, один из них – вышку для ремонта контактной сети трамваев – в ноябре поставили не куда-нибудь, а в столицу российской империи!

Не удержусь и посоветую разыскать исследование историка Льва Лурье о том, как в Санкт-Петербурге налаживали трамвайное сообщение – действует отрезвляюще на тех, кто идеализирует жизнь в царской России. Резюмировать исследование можно одним словом: воровали-с.

Всего в дореволюционную Россию завезли 22 грузовых, а также 35 легковых автомобилей и шасси. В России марку представляла компания «Автогрузъ», а главным торговым агентом был швед Эрик Хедлунд. Предлагались также и изделия основного профиля – вагоны.

Укрупнение – естественное движение бизнеса. Странным в этой сделке было то, что Scania, чьи дела шли не слишком хорошо и не обещали в будущем улучшиться, в этой сделке приобрела 65% активов. Соответственно, ключевые посты заняли люди из Scania. И штаб-квартира расположилась в Мальмё (причем это предприятие в 1927 году закроют и переведут дело целиком в Содертелье).

Как видим, и день рождения у V.A.B.I.S. отобрали. Да и само телеграфное имя вагоностроительного завода спустя годы растворится в более благозвучном (и патриотичном!) названии Scania.

Автомобили назывались Scania-Vabis вплоть до 1968-го. В тот год руководство компании вняло доводам концерна Daimler-Benz о том, что только он обладает правом на эмблему с тремя расходящимися лучами. Вместе с изменением символики отпало и историческое название предприятия.

 

Однажды название компании вновь будет писаться через дефис, поскольку в том же 1968 году, 20 декабря, произошло еще одно примечательное событие: завод легковых автомобилей Saab и завод грузовиков Scania объединились! И, кстати, едва не стало писаться Saab-Scania-Volvo – известие о намерении двух крупнейших шведских автомобилестроительных компаний oбъединитьcя было озвучено 6 мая 1977 года. Впрочем, все изменения касались только символики, а грузовики и автобусы с тех пор несли марку Scania.

Подпишитесь на «За рулем» в

11.12.2011
Поделиться: