Хроника: приказано считать днем рождения

120 лет назад, 11 декабря 1891 года, была образована Vagnfabriks-Aktiebolaget I Södertelge — V.A.B.I.S. Этот день принято отмечать как день рождения компании Scania.

Первая самодвижущаяся повозка изобретателя Густава Эрикссона (1896 год), с которым заключит соглашение Vagnfabriks-Aktiebolaget I Södertelge и седельный тягач Scania так называемого «четвертого поколения», T144 LA4x2 530 (1997 год). Дизайном кабин четвертого поколения занималась Bertone, а к облику грузовиков третьего поколения приложил руку Джорджетто Джуджаро. Фото: Stefan Almers/Scania

Первая самодвижущаяся повозка изобретателя Густава Эрикссона (1896 год), с которым заключит соглашение Vagnfabriks-Aktiebolaget I Södertelge и седельный тягач Scania так называемого «четвертого поколения», T144 LA4x2 530 (1997 год). Дизайном кабин четвертого поколения занималась Bertone, а к облику грузовиков третьего поколения приложил руку Джорджетто Джуджаро. Фото: Stefan Almers/ScaniaПервая самодвижущаяся повозка изобретателя Густава Эрикссона (1896 год), с которым заключит соглашение Vagnfabriks-Aktiebolaget I Södertelge и седельный тягач Scania так называемого «четвертого поколения», T144 LA4x2 530 (1997 год). Дизайном кабин четвертого поколения занималась Bertone, а к облику грузовиков третьего поколения приложил руку Джорджетто Джуджаро. Фото: Stefan Almers/Scania
Первая самодвижущаяся повозка изобретателя Густава Эрикссона (1896 год), с которым заключит соглашение Vagnfabriks-Aktiebolaget I Södertelge и седельный тягач Scania так называемого «четвертого поколения», T144 LA4x2 530 (1997 год). Дизайном кабин четвертого поколения занималась Bertone, а к облику грузовиков третьего поколения приложил руку Джорджетто Джуджаро. Фото: Stefan Almers/Scania

Правительство Швеции одобрило основание нового акционерного общества 22 января 1892 года. Кому-то этот день покажется более подходящим в качестве дня рождения, — а ну как не одобрило бы?

Внешний вид завода в Содертелье в 1895 году. Некоторые из построек сохранены по сей день

Внешний вид завода в Содертелье в 1895 году. Некоторые из построек сохранены по сей деньВнешний вид завода в Содертелье в 1895 году. Некоторые из построек сохранены по сей день
Внешний вид завода в Содертелье в 1895 году. Некоторые из построек сохранены по сей день

Возможно, еще вернее отмечать юбилей уважаемого производителя тяжелых грузовиков Scania 15 августа 1896 года, когда, собственно, была основана компания с таким названием. Scania — в честь провинции Скония — решили назвать машиностроительный завод в городе Мальмё.

Старинное фото: вдумчивые лики мастеров и рабочих вагоностроительного завода V.A.B.I.S..

 Старинное фото: вдумчивые лики мастеров и рабочих вагоностроительного завода V.A.B.I.S.. Старинное фото: вдумчивые лики мастеров и рабочих вагоностроительного завода V.A.B.I.S.
Старинное фото: вдумчивые лики мастеров и рабочих вагоностроительного завода V.A.B.I.S.

Наконец, с не меньшим основанием можно привести еще одну дату — 29 марта 1911 года, когда обе компании, вагоностроительная из Содертелье и машиностроительная в Мальмё, объединились.

Первый автомобиль Scania по прозвищу «Желтая опасность» у ворот завода в Мальмё, 1901 год. «Желтой опасностью» в те годы называли массовую миграцию китайских рабочих в западные страны

Первый автомобиль Scania по прозвищу «Желтая опасность» у ворот завода в Мальмё, 1901 год. «Желтой опасностью» в те годы называли массовую миграцию китайских рабочих в западные страныПервый автомобиль Scania по прозвищу «Желтая опасность» у ворот завода в Мальмё, 1901 год. «Желтой опасностью» в те годы называли массовую миграцию китайских рабочих в западные страны
Первый автомобиль Scania по прозвищу «Желтая опасность» у ворот завода в Мальмё, 1901 год. «Желтой опасностью» в те годы называли массовую миграцию китайских рабочих в западные страны

Ко времени слияния обе компании успели выпустить множество различных автомобилей — грузовиков, легковых, автобусов. Кстати, в нынешнем году Scania отмечает еще и 100-летие своего первого автобуса.

Первый автобус Scania, известный как «Нордмарк», вышел на линию 30 ноября 1911 года

Первый автобус Scania, известный как «Нордмарк», вышел на линию 30 ноября 1911 годаПервый автобус Scania, известный как «Нордмарк», вышел на линию 30 ноября 1911 года
Первый автобус Scania, известный как «Нордмарк», вышел на линию 30 ноября 1911 года

О том, в каких количествах поначалу выпускалась эта техника, можно судить по такому примеру. В 1910 году Scania построила всего 17 грузовых автомобилей. Что примечательно, один из них — вышку для ремонта контактной сети трамваев — в ноябре поставили не куда-нибудь, а в столицу российской империи!

Первый грузовик Scania iL, поставленный в Санкт-Петербург в 1910 году

Первый грузовик Scania iL, поставленный в Санкт-Петербург в 1910 годуПервый грузовик Scania iL, поставленный в Санкт-Петербург в 1910 году
Первый грузовик Scania iL, поставленный в Санкт-Петербург в 1910 году

Не удержусь и посоветую разыскать исследование историка Льва Лурье о том, как в Санкт-Петербурге налаживали трамвайное сообщение — действует отрезвляюще на тех, кто идеализирует жизнь в царской России. Резюмировать исследование можно одним словом: воровали-с.

Так видоизменялась с годами символика предприятия

Так видоизменялась с годами символика предприятияТак видоизменялась с годами символика предприятия
Так видоизменялась с годами символика предприятия

Всего в дореволюционную Россию завезли 22 грузовых, а также 35 легковых автомобилей и шасси. В России марку представляла компания «Автогрузъ», а главным торговым агентом был швед Эрик Хедлунд. Предлагались также и изделия основного профиля — вагоны.

Железный конь идет на смену крестьянской лошадке! Сугубо шведская специфика — необходимость обеспечивать связь с отдаленными хуторами еще не привела к изобретению сотовых телефонов, однако породила необычный вид транспорта — полугусеничный автобус, одновременно служивший почтовым фургоном и тягачом. В 1926 году шесть таких чудо-автобусов были закуплены СССР

Железный конь идет на смену крестьянской лошадке! Сугубо шведская специфика — необходимость обеспечивать связь с отдаленными хуторами еще не привела к изобретению сотовых телефонов, однако породила необычный вид транспорта — полугусеничный автобус, одновременно служивший почтовым фургоном и тягачом. В 1926 году шесть таких чудо-автобусов были закуплены СССРЖелезный конь идет на смену крестьянской лошадке! Сугубо шведская специфика — необходимость обеспечивать связь с отдаленными хуторами еще не привела к изобретению сотовых телефонов, однако породила необычный вид транспорта — полугусеничный автобус, одновременно служивший почтовым фургоном и тягачом. В 1926 году шесть таких чудо-автобусов были закуплены СССР
Железный конь идет на смену крестьянской лошадке! Сугубо шведская специфика — необходимость обеспечивать связь с отдаленными хуторами еще не привела к изобретению сотовых телефонов, однако породила необычный вид транспорта — полугусеничный автобус, одновременно служивший почтовым фургоном и тягачом. В 1926 году шесть таких чудо-автобусов были закуплены СССР

Укрупнение — естественное движение бизнеса. Странным в этой сделке было то, что Scania, чьи дела шли не слишком хорошо и не обещали в будущем улучшиться, в этой сделке приобрела 65% активов. Соответственно, ключевые посты заняли люди из Scania. И штаб-квартира расположилась в Мальмё (причем это предприятие в 1927 году закроют и переведут дело целиком в Содертелье).

Краш-тест грузовика Scania и «жука», 1965 г. С мая 1948 года Scania-Vabis начала представлять интересы Volkswagen в скандинавских странах. История благополучно закончилась приобретением концерном Volkswagen 70,94% акций компании Scania AB в наши дни

Краш-тест грузовика Scania и «жука», 1965 г. С мая 1948 года Scania-Vabis начала представлять интересы Volkswagen в скандинавских странах. История благополучно закончилась приобретением концерном Volkswagen 70,94% акций компании Scania AB в наши дниКраш-тест грузовика Scania и «жука», 1965 г. С мая 1948 года Scania-Vabis начала представлять интересы Volkswagen в скандинавских странах. История благополучно закончилась приобретением концерном Volkswagen 70,94% акций компании Scania AB в наши дни
Краш-тест грузовика Scania и «жука», 1965 г. С мая 1948 года Scania-Vabis начала представлять интересы Volkswagen в скандинавских странах. История благополучно закончилась приобретением концерном Volkswagen 70,94% акций компании Scania AB в наши дни

Как видим, и день рождения у V.A.B.I.S. отобрали. Да и само телеграфное имя вагоностроительного завода спустя годы растворится в более благозвучном (и патриотичном!) названии Scania.

Автомобили назывались Scania-Vabis вплоть до 1968-го. В тот год руководство компании вняло доводам концерна Daimler-Benz о том, что только он обладает правом на эмблему с тремя расходящимися лучами. Вместе с изменением символики отпало и историческое название предприятия.

На пути к новым свершениям. Современный лесовоз пятого поколения Scania R580 6x4 Topline. Фото: Dan Boman/Scania

На пути к новым свершениям. Современный лесовоз пятого поколения Scania R580 6x4 Topline. Фото: Dan Boman/ScaniaНа пути к новым свершениям. Современный лесовоз пятого поколения Scania R580 6x4 Topline. Фото: Dan Boman/Scania
На пути к новым свершениям. Современный лесовоз пятого поколения Scania R580 6x4 Topline. Фото: Dan Boman/Scania

Однажды название компании вновь будет писаться через дефис, поскольку в том же 1968 году, 20 декабря, произошло еще одно примечательное событие: завод легковых автомобилей Saab и завод грузовиков Scania объединились! И, кстати, едва не стало писаться Saab-Scania-Volvo — известие о намерении двух крупнейших шведских автомобилестроительных компаний oбъединитьcя было озвучено 6 мая 1977 года. Впрочем, все изменения касались только символики, а грузовики и автобусы с тех пор несли марку Scania.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые