14
15
16
ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ СВЕРХБАЛЛОНИ нж . С. Л ЕВИНВ ПЕСКАХ КАРА-КУМАсти шин с значительным увеличением профиля Использование автомобиля в районах, не (ширины поперечного сечения) шины. имеющих достаточно густой сети хороших доЗадача эта представлялась чрезвычайно рог, неизбежно наталкивается на трудности, а трудной. Как известно, около десяти лет нах иногда и полную невозможность передвижения зад появились шины низкого давления — «балпо бездорожью, песку, целине и т. д. На плолон», которые очень , быстро вытеснили на хой дороге уменьшается средняя скоррсть двивсех легковых и на многих грузовых автоможения, увеличиваются эксплоатационные расбилях применявшиеся тогда шины высокого ходы (горючее, ремонт), автомобиль преждевременно > выходит из строя. Современный давления. Основное отличие шин «баллон» Jболее широкий (на 20—30 проц.) профиль, .чем стандартный автомобиль «привязан» к дороге. Наряду с улучшением существующих и.. у шин высокого давления. Однако переход на шины «баллон» вызвал необходимость целого строительством новых дорог "решение проблеряда серьезных изменений в автомобиле (пемы «освобождения» автомобиля от дороги редняя ось, рулевое управление, рессоры, упирается в создание автомашин специальных амортизация). На шинах «баллон» впервые конструкций — 3 - й 4-осных, полугусеничных было обнаружено явление «шимми» (виляние и т. д. Такие специальные автомобили благопередних колес). Расход горючего на «баллодаря большей опорной поверхности и^. следонах» несколько выше и максимальная скорость вательно, меньшему удельному давлению на автомобиля несколько ниже, чем на шинах выдорогу могут более или менее надежно пересокого давления. двигаться по псужу, снегу, грязи и т. п. Естественно, возникало опасение, что значиОднако такйе~ специальные автомобили тельное дальнейшее увеличение профиля и, имеют ряд существенных недостатков, как-то: как следствие, уменьшение внутреннего давлевысокая первоначальная стоимость, значительния вызовет дальнейшее резкое увеличение ное увеличение эксплоатационных расходов, сложность механизмов и необходимость высорасхода горючего, снижение скорости, плохую управляемость — «сверхшимми». Однако прококвалифицированных кадров, нерентабельверить1 все это можно было только опытным ность эксплоатации их в условиях хороших путем . Поатому с начала 1932 г. НИИРП придорог (увеличение расхода горючего и знаступил к проектировке первой эксперименчительное снижение скорости по сравнению с тальной шины большого профиля — «сверхнормальным автомобилем), ненадежность гусебаллон» для легковсгго автомобиля Форд-А. ничных лент в эксплоатации и т. д. Все это После тщательных предварительных исследозначительно ограничивает область применения ваний внешний диаметр покрышки был взят этих машин и заставляет конструкторов усиравным 800 мм, профиль — 250 мм и диаметр ленно работать над улучшением существующих обода — 300 мм. Стандартная покрышка «бали созданием новых типов вездеходных автолон» 28 X 4,75,- применяемая для Форда-А, мобилей. имеет профиль около 120 мм и,диаметр обода * Не последнюю роль в проходимости авто485 мм. Таким образом профиль был увелимрбиля играют шины. Перед Научно-исследочен более чем в два раза. Внешний диаметр вательским институтом резиновой промышленпокрышки был выбран таким, чтобы клиренс ности (НИИРП) встала проблема — создать такой тип шин, которые максимально увеличивали бы проходимость стандартного автомобиля. Путь был ясен: нужно было добиться 1 За границей первые автошины «сверхбаллонпоявились почти одновременно с нашими. максимального увеличения опорной поверхноИспытания сверхбаллонов 800X250 мм в песках пустыни Кара-Кум доказали, что нет предела проходимости легкового, автомобиля со сверхбаллонами по самым тяжелым барханным пескам , Фото БогданаиПрехнер Наше фото наглядно показывает огромную разницу в . проходимости легкового Форда, обутого в стандарт. ные типыив шины «сверхбаллон». Машина Форд со стандартными ши'вами ' оставляет на песке глубокую колею или застревает, а машина4 на «сверхбаллонах» легко 'проходит по песку, оставляя едва заметный след Фото Н. Ш атова(расстояние от дороги низшей точки шасси) автомобиля остался без изменения. Ширина обода была взята необычно большая — 170 мм, с целью увеличения «устойчивости» шины в осевом направлении и тем самым уменьшения возможности появления «шимми». Ввиду значительного уменьшения внутреннего давления, (по предварительным расчетам, оно не должно ~~было превысить 0,7—0,8 кг/см2) и уменьшения диаметра обода до 300 мм возникала опасность . проворачивания покрышки на колесе. Поэтому на бортах покрышки были изготовлены шлицы и соответствующие же _шлицы на ободе. Это обеспечило надежное закрепление покрышки. Кодеса для уменьшения веса и обеспечения^ более быстрого изготовления опытных образцов были спроектированы алюминиевые, литые. Эти колеса в дальнейшем вполне оправдали себя, пройдя путь Москва—Кара-КумМосКва без всяких повреждений. Значительные трудности представляло изготовление первых образцов покрышек и камер «сверхбаллон». Однако исключительная энергия и энтузиазм небольшой группы работников НИИРП преодолели и эти трудности, и в августе 1932 г. были выпущены первые шинн^ советской конструкции — автошины «сверхбаллон» 800 X 250 мм, сконструированные и изготовленные советскими инженерами и рабочими. Уже первые испытания этих шин, проведен'ные на песке пляжа Москвы-реки, полностью оправдали все самые смелые надежды на увеличение проходимости. Так, легковой Форд-А на «сверхбаллонах» 800 X 250 мм не только сам свободно ходил по песку, но и "буксировал другой легковой Форд, обутый в стандартные шины, который безнадежно «засел» в песке. Дальнейшие тщательные испытания этих шин показали отсутствие Чшимми» даже на максимальных скоростях. Расход горючего увеличивается на 2—5 проц.,. а в особо тяжелых условиях (пески, сильная грязь) расход горючего даже ниже, чем на стандартных шинах. Максимальная скорость автомобиля снижается на 5—8 проц. (на хорошем шоссе). Управление автомобилем усложняется незначительно и вполне допустимо с точки зрения безопасности езды и утомляемости водителя. Испытание «сверхбаллонов» 800Х'250 мм в пробеге Москва • Севастополь — Москва в — декабре 1932^г. полностью подтвердило эти ре-.. зультаты. Этот пробег показал прекрасные качеств^ «сверхбаллонов» в смысле увеличения •проходимости и мягкости хода автомобиля.Так, например, на; участке Мелитополь — Джанкой (139 км) по скользкому, очень грязному и местами сильно ухабистому проселку, три 'машины Форд-А на разных шинах были пущены с произвольными скоростями. Результаты получились следующие: машина: № 2, на «сверхбаллонах» 800 X 250 мм, оказашпаяся не вполне исправной (заедали тормоза), показала среднюю техническую скорость '37,13 км/час, машина х № 3 на тех же шинах — 46,5 км/час и машина № 4 на баллонах 29 X 5,50 (сверхразмер) — 33,95 км/час. По замёрзшему, сильно выбитому проселку, где вся колонна с трудом двигг • ась на первой передаче, автомобили на «сверхбаллонах» шли совершенно свободно на прямой передаче. Были проведены специальные 'испытания для получения ответа на вопрос: как будет вести 'себя автомобиль при внезапном спуске воздуха в передней шине. Для этого специальным приспвсоблением, при скорости 50 ьм/час, из одной передней шины быстро выпускался воздух. При- этом оказалось, что, несмотря на скользкую дорогу, легксгможно было удержать автомобиль от заноса и-сохранить прямолинейное направление. Прризведенные автором этих строк такие же опыты с задней шиной на скорости около 90 км/час показали ив этом случае полную устойчивость автомобиля. Одновременно нельзя «не упомянуть о чрезвычайно интересных опытах, проведенных зимой 1933 г. Московским автомобильным клубом на одном из московских катков,~с целью, выяснения вопросов о з%носе и буксовании автомобиля на «сверхбаллонах» по скользкой дороге (льду). Были произведены три вида испытаний для определения: 1) времени прохождения с места определенной дистанции, 2) максимально возможной скорости движения автомобиля без заноса по кругу данного диаметра и 3) пути торможения. В испытании участвовали три машины: Форд-А на стандартных шинах, Форд-А на шинах «сверхбаллон» 800 X 250 мм и Форд V-8. Во всех трех испытаниях, многократно повторенных с различными водителями, лучшие качества в смысле минимального заноса и буксования показал Форд-А на «сверхбаллонах». На второе место вышел Форд >V-8 и значительно худшие результаты показал Форд-А на стандартных шинах. Техническая комиссия севастопольского автопробега в своем заключении писала: «Шина «сверхбаллон», как совершенно новый тип шин, в условиях наших дорог имеет бесспорно <самый крутой подъем в Москве от Трубной площади к улице Дзержинского имеет угол около 7°). Средняя' скорость движения по местности, сильно1 пересеченной барханами, бТ1.1011» ' была от ;30 км час . По горизонтальным участФото II. ill акам, на тяжелом песке, где машина на станто ва дартных шинах совершенно не могла двигаться, скорость движения на шинах 800 >С 250 Мм < была около 60 км/час. «Сверхбаллоны» 8 00X200 мм'также показал и проходимость значительно лучшую, чем стандартные шины 28X4,75, которые* совершенно непригодны для движения пЬ пескам. На шинах 800X200 предельный угол подъ1И ема, в песках оказался равным 12—15°. Э шины» показали также значюельные преимушества их перед стандартными ив отношении мягкости хода машины по плохим дорогам. Окончательное испытание этих шин еще не закончено, но уже сейчас можно сказать,. что размер 800X200 очевидно будет отвечать всем требованиям нормальной эксплоатации. Особо тяжелые условия работы, как освоение пустынь, разведка нефти в песках и т. д., потребуют более высокой проходимости автомобиля. Этим требованиям, как показал перезначительные преимущества пс^' сравнению с ход через Кара-Кум, вполне удовлетворяют типами шин Нормальных»профилей, увеличи«сверхбаллоны» 800 X 2"0. вает мягкость подвески автомобиля и улуч! Очередная задача — поставить грузовое авшает проходимость его по плохим дорогам и томобиль на «сверхбаллоны». Работы в этом бездорожью. Вследствие этого повыта'е-гся направлении ИПИРПом начаты, и мы уверены, Средняя техническая скорость движения авточто в ближайшее время полуторатонный мобиля». ГАЗ-АА сумеет также свободно прохбНить люОднако, как показали испытания, п нормальной эксплоатации не могут быть полностью* бые сыпучие пески, как легковой ГАЗ-Л на «сверхбаллонах» проходил их в каракумском использованы все преимущества «сверхбаллопробеге. нов» размера 800 X 2~0 мм, и в результате Как 10 лет назад шины высокого давления дальнейшей проработки этого вопроса, НИИРП были вытеснены шинами «баллон», так сейчас спроектирован второй размер шин «сверхэти последние должны уступить свое место баллон» 8 00X200 мм. Для этого, размера профиль был выбран равным 200 мм. Колеса Щ^лл шинам «сверхбаллон». Однако работы в этом отношении только начаты. Необходимо нених были спроектированы с глубоким ободом медленно поставить научно-исследовательскую диаметром 400 мм при ширине 150 мм. Внупроработку ряда вопросов, возникающих в треннее давление в шинах 0,9—1,0 кг на кв. см. связи с шинами «сверхбаллон»: устойчивость В только - что закончившемся историческом автомобиля на больших скоростях, изучение автопробеге Москва — Кара-Кум — Москва системы рессора — амортизатор — шина, пебыли произведены тщательные испытания шин редача в рулевом механизме и т. д. «сверхбалтон» обоих размеров — 800 X 250 и Современный автомобиль требует значи800 X 200 мм.'. Проведенные во время пробега тельно меньше изменений в своей конструкиспытания и специальные опыты показали ции при переходе на «сверхбаллоны», я ем полную проходимость «-сверхбаллонов» 800 X того- требовали автомобили модели 1922X 250 мм по любым барханным пескам. 1924 гг. при замене шин высокого давления Из всех самых тяжелых сыпучих песков баллонами. Незначительные конструктивные пустыни Кара-Кум автомобиль на этих шинах изменения в подвеске автомобиля, в соединес полной naiрузкой свободно выходил без нии с шинами «сверхбаллон», значительно всякой посторонней помощи. Ппелел проходиулучшат его ездовые качества. мости легкового автомобиля ГАЗ-А на «сверхбаллонах» 800 X 250 мм в песках Кара-Кум не Шины «сверхбаллон», увеличивая проходинайден и проблему освоения пустынь станмость и мягкость езды автомобиля в нормальдартным легковым автомобилем /можно считать ных условиях эксплоатации, открывают авторешенной. транспорту путь р совершенно новые районы Во время испытаний свободно проходились нашего Союза, где до сих"" пор, по дорожнымпо сыпучим пескам длинные подтемы, крутизусловиям, эксплоатации автомобиля была свяной до 26° (для сравнениячможно указать, что зана с большими трудностями и даже была совершенно^ невозможна. l В пробеге МоскваТСаря-Кум — Москва, кроме Инж . С. Л. Л евин .ГрППТТПТРЛЬ-эые размеры гтяплартноп шипы и шины «опррх-«гверхбаллпнон» 8 HX 200 конструкции 1I МИИРПа, и опытынатн также вариант я-ого piisMi'pa конструкции и изготовления Ярославского шинного завода.Конструктор шин «сверхбаллон»