•••••*• • • • t•:::::::!:!УхУ-•Л.»ЛАААЛ'осенний ветреный день в Крыму, под Симферополем, на обочине шоссе выстроились непривычно низкие разноцветные автомобили причудливых форм. К одному из них, высотой не более метра, подошел рослый водитель, затянутый в кожаный костюм, и втиснул свое стокилограммовое тело на сиденье. Не верилось, что он может поместиться в такой маленькой машине, но гонщик, усевшись поудобнее, выждал, когда ветер немного утих, опустил на глаза широкие очки и поднял руку. Заработал двигатель. Автомобиль, набирая скорость, устремился вперед. Вот он пересек стартовый луч и помчался по мерному десятикилометровому участку. Стрелка тахометра как бы застыла, показывая максимальные обороты коленчатого вала. Финиш! Фотоэлемент зафиксировал отличное время — 2 минуты 33,32 секунды. Теперь автомобиль движется по тому же участку в обратном направлении. И снова прекрасный результат2 минуты 35,61 секунды. Таким образом, автомобиль класса до 350 см3 развил среднюю скорость 234,796 км/час. Это намного превышает мировой рекорд. Днем раньше тот же гонщик стартовал • на дистанцию 1кми также превысил мировое достижение. А за несколько дней до того он побил два всесоюзных рекорда, выступая на автомобиле класса до 500 см 3 . Так, участвуя в заездах на установление рекордов, закончил осенью прошлого года свой двадцать пятый спортивный сезон один из лучших гонщиков нашей страны Эдуард Осипович Лорент. Рекордные результаты пришли к нему не сразу. Этому предшествовал долгий и упорный труд, многолетняя творческая работа над созданием гоночных автомобилей, систематические тренировки. В первый раз Эдуард Лорент попал в гараж, когда ему минуло шесть лет. Его привел с собой отец, мастер большого завода, в свободное время приходивший сюда ремонтировать автомобили и мотоциклы. Мальчик с любопытством наблюдал за работой. Ему нравилось все: как вдруг оживали собранные детали, как весело стрекотали двигатели. Водители, техники, слесари привили мальчику любовь к технике, любовь ктруду. С детства он привязался к мотоциклам и автомобилям, и эта привязанность сохранилась у него на всю жизнь. Семнадцатилетним юношей Лорент окончил ФЗУ, где получил специальность слесаря. Ему удалось самому собрать из старых деталей тысячекубовый мотоцикл Харлей — Давидсон. Теперь Эдуард с гордостью разъезжал на собственной машине. Но он никогда не был просто водителем. На какой бы машине ему ни приходилось ездить, он всегда стремился улучшить ее, усовершенствовать конструкцию, сделать более надежными детали, узлы. Через три года Э. Лорент принял участие в конкурсе на лучшую конструкцию отечественного мотоцикла. Он часами просиживал в библиотеке, где изучал техническую литературу, но еще больше времени проводил в цехах Харьковского завода. Здесь опытные мастера воплощали чертежи в металле. Новый мотоцикл не имел ни одной детали, изготовленной из дефицитной в то время легированной стали. Наиболее оригинальным его узлом была штампованная разборная рама, состоявшая из шести планок. На конкурс было представлено пять различных образцов мотоциклов, и именно тот из них, который был создан двадцатилетним конструктором, успешно выдержал испытания. Познав радость созидания, Лорент решил попробовать свои силы в мотоспорте. После упорных тренировок он принял участие в стокилометровой шоссейной гонке и неожиданно для многих одержал победу. А спустя несколько месяцев ему пришлось защищать честь родного города на первенстве ВЦСПС в Ленинграде. И на этих соревнованиях молодой гонщик добился успеха, заняв первые места в гонках на треке и шоссе и четвертое место по кроссу. Так началась спортивная биография Эдуарда Лорента. В этот же период Эдуард поступил работать испытателем на завод. И здесь он проявил себя способным экспериментатором, испытавшим не одну новую модель отечественных машин. Было бы наивно думать, что успехи в спорте дались Лоренту легко, что он был, как еще нередко говорят у нас, прирожденным спортсменом. Напротив, каждая его победа — это результатбольшого труда. Но не только упорные тренировки выработали в нем качества, необходимые гонщику. Ему пришлось потратить много времени и сил, чтобы научиться быть выдержанным, добиваясь поставленной цели, не терять самообладания в любых условиях. Не раз Эдуарда постигали неудачи, но ни одна из них не поколебала его веру в конечный успех. За несколько лет до Великой Отечественной войны Лорент участвовал во встречной гонке Москва—ХарьковМосква. Около Курска, развив высокую скорость, он потерпел аварию. В тяжелом состоянии гонщика отвезли в госпиталь, где он пробыл около полутора месяцев. Но в тот же год Лорент сумел вновь обрести спортивную форму. На розыгрыше первенства СССР по мотоспорту в Киеве он добился замечательных результатов, став чемпионом страны и установив два всесоюзных рекорда. В 1938 году Э. Лорент начал строить гоночный мотоцикл класса до 500 см 3с ходовой частью на базе мотоцикла Л-300. Двигатель имел верхнее расположение распределительного вала и развивал мощность 35 л. с. Участвуя в республиканских соревнованиях на этом мотоцикле, гонщик побил два рекорда УССР, а затем, соревнуясь со спортсменами Москвы и Ленинграда на ледяной дорожке московского ипподрома, занял первое место. При создании этой машины большую поддержку оказал Лоренту районный комитет партии, который не только одобрил инициативу спортсмена, но и во многом практически помог ему. Все более трудные задачи ставил перед собой конструктор-спортсмен. Совместно с инженером Сирядским он задумал создать мотоцикл, на котором можно будет побить абсолютный мировой рекорд. К сожалению, война помешала осуществить этот смелый замысел. Воентехник 6-го мотоциклетного полка Э. Лорент в составе войск 1-го Украинского фронта прошел долгий боевой путь от родного города Харькова до Берлина. В годы войны ему очень пригодился большой технический опыт, приобретенный в мирное время. Не раз он находил выход из, казалось бы, безвыходных положений. Однажды, когда8 наши войска преследовали отступающих. гитлеровцев на территории Польши, вышла из строя самоходная артиллерийская установка, у которой была разбита коробка передач. Воентехник быстро подобрал и смонтировал коробку, снятую с трофейного танка. Это полностью восстановило боеспособность «самоходки», и она продолжала громить врага. По предложению Лорента были изготовлены приспособления, значительно повысившие проходимость мотоциклов в условиях бездорожья. Боевые заслуги его отмечены шестью правительственными наградами. Демобилизовавшись из Советской Армии, Лорент начал строить новую ма3 шину класса до 500 см . Много и упорно работал он над этой конструкцией. Но мотоцикл плохо «держал» дорогу. Лоренту пришлось выступать на нем с коляской. За три года Лорент четыре раза обновлял всесоюзный рекорд в этом классе машин, однако результатами не был удовлетворен. Он настойчиво ищет возможность улучшения конструкции мотоцикла, ставит другие поршни, клапаны, клапанные пружины, изменяет фазы газораспределения ив конце концов решает отказаться от водяного охлаждения. Так рождается новый двигатель с рабочим объемом 600 см 3с воздушным охлаждением. Этот двигатель развивал мощность 75 л. с. при 7000 об/мин. В 1951 году Э. Лорент на мотоцикле с таким двигателем довел всесоюзный рекорд до 167,8 км/час. И кто знает, быть может, и ныне Лоренту принадлежали бы многие рекорды по мотоциклетному спорту, если бы не увлекла его идея построить гоночный автомобиль. Конструкцию нового автомобиля он вынашивал многолет. И здесь очень пригодились навыки испытателя машин и мотогонщика. Лоренту нужно было создать автомобиль, который мог бы успешно соревноваться с гоночным автомобилем «Звезда» конструкции А. Пельтцера. Он решил строить машину с четырехтактным двигателем, газораспределение которого осуществляется при помощи двух верхних распределительных валов. В 1951 году эскизный проект автомобиля класса 3 350 см был завершен. Обсуждение проекта на расширенном заседании Харьковского автомотоклуба прошло успешно. Совет автомотоклуба и спортивные организации поддержали гонщика, помогли реализовать его замысел. Год напряженной работы, и автомобиль, названный Л-350, готов. В 1952 году на шоссе под Киевом Лорент впервые вырулил на нем на старт. Однако рекорд побить не удалось. С удвоенной энергией взялись за работу Лорент и его механики. Они изменили, в частности, углы наклона шкворней, конструкцию шатунных подшипников, и вот автомобиль снова берет старт, на этот раз уже в Москве, на первенстве СССР по шоссейной гонке. Опять неудача. Заклинило генератор электрического тахометра, после чего поломались шестерни газораспределения. Пришлось сойти с дистанции. Третье выступление Лорента состоялось под Мелитополем. И снова ему не везет. Лопнула головка блока цилиндров двигателя. Правда, гонщик сумел все же побить рекорд Украины. Но рекорды СССР, установленные на «Звезде», попрежнему оставались недосягаемыми.тановил четыре новых всесоюзных рекорда. Все они значительно превышали мировые, принадлежавшие немцу Опелю, англичанину Гарднеру и итальянцу Лурани. Особенно большого успеха добился гонщик на дистанции 1км со стартом с места.Э. Лорентурекордно-гоночного мобиля Л-350.авто'••'.,х'^>::Э. Лорент и рекордсмен СССР мастер спорта В. Никитин (слева).К концу 1954 года Лорент вновь усовершенствовал конструкцию своего автомобиля. Он ввел двухшарнирную подвеску задних колес, несколько изменил форму кузова и тем самым улучшил его аэродинамические качества; модернизировал двигатель, в частности усовершенствовал привод клапанов, заменив Неудачи не сломили волю конструккоромысла пустотелыми толкателями, тора. Более того, устраняя постепенно воспринимающими усилия непосреднедостатки, выявившиеся в процессе гоственно от распределительного вала. дичного испытания автомобиля Л-350, Сами клапаны были установлены под Лорент одновременно строит двигатель меньшим углом, что позволило создать (для того же автомобиля) с меньшим более рациональную форму камеры сгодиаметром цичиндров, соответствующим рабочему объему 250 см 3 . Вместе с тем рания. Наконец, была изменена конструкция подшипников. он усиленно работает над конструкцией одноцилиндрового двигателя с водяным Кроме двигателей с рабочим объемом охлаждением и нагнетателем. 250 и 350 см 3 , Лорент создает еще пятиИ вот наступил долгожданный декабрьский день 1953 года — день проверки многолетней упорной работы. Автомобиль Л-250 стартует с хода на километровую дистанцию. Всесоюзный рекорд побит! На следующий день в заезде на 5 км Лорент развил скорость более 200 км/час и также значительно превысил рекорд, установленный годом раньше А, Амбросенковым на автомобиле «Звезда-М-НАМИ». Эта скорость была выше скорости, достигнутой в 1951 году англичанином Гарднером и зарегистрированной как мировой рекорд в классе до 350 см 3 . В последующие дни Лорент установил еще три всесоюзных рекорда на дистанциях в 10, 50 и 100 км. Пять рекордов за семь дней! Так была вознаграждена многолетняя работа конструктора-испытателя и гонщика. Завоевав все рекорды в классе до 250 см 3 , Эдуард снова начал работать над совершенствованием узлов и деталей двигателя с рабочим объемом 350 см 3 . Осенью 1954 года и этот двигатель отлично выдержал испытание: Лорент уссоткубовый двигатель и осенью 1955 года на новом автомобиле Л-500 вновь показывает рекордный результат. Вся сознательная жизнь Лорента — это непрерывные и настойчивые поиски нового. Из 21 всесоюзного рекорда по автомобильному спорту сейчас 10 принадлежат Эдуарду Лоренту. Но неутомимый конструктор и гонщик, заслуженный мастер спорта полон новых творческих замыслов. Сейчас он работает над созданием двигателя с рабочим объемом 250 см 3и на автомобиле этого класса собирается выступать в нынешнем году. Много сил и энергии Эдуард Осипович Лорент отдает подготовке молодых спортсменов в автомотоклубе и руководству Харьковской городской автомотосекцией. Готовясь сам, он готовит к будущим спортивным боям и своих питомцев.Инж. Л. Бас,судья республиканской категории.Е. Грингаут,заслуженный мастер спорта СССР.