Из таблицы видно, что даже наиболее легкие (намазные и щелочные) аккумуляторы имеют вес порядка 45 кг на 1 квт-ч. Это исключает возможность рентабельной эксплуатации электромобилей при запасах хода более 80—90 км.F ш * та 23 ОЯмиt-%3 ныя U.S.и га Оо • • га\0 гТип аккумулятораw мкUJJгаШ Шт отО н ° £• s 7 -Свинцовые: намазные . . , панцырные . . Щелочные: железо-никелевые кадмиево-никелевые . . . .44 -48 200—300 55—65 500—600 46—50 46—50 1000 и выше 1000 и выше400—500 650—750 450—550 1500—1600Количество энергии, которое аккумулятор может отдать при работе, зависит от силы его разрядного тока. С повышением тока емкость и напряжение аккумуляторов уменьшаются, т. е. в целом снижается отдача энергии. Подобное свойство аккумуляторов вызывает необходимость ограничения максимальной скорости электромобиля до 30 — 35 км/час, поскольку чем выше скорость, тем больше сила разрядного тока аккумуляторов, меньше запас хода электромобиля. Однако в условиях внутригородских перевозок это не имеет особого значения, так как, благодаря высоким ускорениям при разгоне, электромобили по среднетехнической скорости мало уступают грузовым автомобилям. Опыт показывает, что из всех выпускаемых аккумуляторов наиболее приемлемыми для электроавтомобилей являются железо-никелевые. Они недороги, имеют продолжительный срок службы при сравнительно небольшом весе. Эксплуатация на Ленинградском почтамте электромобилей ЛАЗ (изготовленных Львовским автобусным заводом) подтвердила, что машины с железо-никелевыми аккумуляторами несравненно лучше по показателям, чем со свинцовыми намазными аккумуляторами. При правильно организованной эксплуатации электромобилей можно довести дневной пробег до 140—160 км и существенно удешевить перевозки без увеличениявеса батарей. Это достигается путем подзарядки батарей в течение рабочего дня (во время стоянок электромобилей), либо сменой батарей. Работа электромобилей со сменой батарей в течение рабочего дня широко применяется за границей и, в частности, на почтамте в Берлине. Подзарядка батарей осуществляется от сети переменного тока при установке выпрямителя непосредственно на электромобиле. С применением новых мощных германиевых и кремниевых выпрямителей, имеющих небольшие габариты и высокий к. п. д., задача создания компактного выпрямителя для электромобилей значительно облегчится. В последнее время наметились благоприятные перспективы развития электромобильного транспорта в связи с разработкой за рубежом аккумуляторов новых систем — щелочных безламельных и серебряно-цинковых. Отдача безламельных аккумуляторов очень мало зависит от разрядного режима, поэтому при их использовании в значительной мере отпадают ограничения максимальных скоростей электромобилей. Весьма ценным свойством этих аккумуляторов является возможность быстрой их зарядки (в пределах одного часа), что имеет большое значение при эксплуатации электромобилей. Безламельные железо-никелевые аккумуляторы смогут обеспечить экономичную работу электромобилей при запасах хода до 120—150 км и тем самым расширить область применения электромобилей... В иностранной печати были опубликованы сообщения о выпуске французскими фирмами «Сильверсол» и «Андиар» серебряно-цинковых аккумуляторов, которые в 3—4 раза легче всех других аккумуляторов и имеют срок службы 300 циклов. Считается, что применение их позволит создать электромобиль с запасом хода порядка 300 км (при весе батареи, составляющей 27% от общего веса электромобиля) и максимальной скоростью около 80 км/час. В СССР электромобили пока выпускаются лишь в экспериментальном порядке и используются во внутригородских перевозках. Эксплуатация электромобилей дает положительный экономический эффект.ГАЗОТУРБИННЫЙ МОТОЦИКЛ С ОБТЕКАТЕЛЕМУ спех мотороллеров играет, как это * ни странно на первый взгляд, немаловажную роль в развитии конструкции мотоциклов. И не только потому, что мотороллеры, в некотором отношении выгодно отличаясь от мотоциклов, завоевывают себе все более широкие позиции на рынке сбыта. Сама идея пересмотреть традиционную, существующую несколько десятков лет общую конструктивную схему мотоцикла оказалась весьма прогрессивной и порождает все новые и новые варианты. В этой связи представляют определенный интерес работы немецкого инженера Л. Коллани, конструкции которого недавно привлекли внимание специалистов и печати ряда стран.Рис. 1. Мотоцикл Коллани Как известно, сопротивление воздуха у рекордных мотоциклов с обтекателями во много раз меньше, чем сопротивление воздуха, возникающее при обычной посадке мотоциклиста на машине без обтекателя. Немецкий журнал «Крафтрад» опубликовал недавно таблицу, из которой следует, что при теоретической скорости мотоцикла в 200 км/час на сопротивление воздуха приходится расходовать свыше 94 проц. эффективной мощности двигателя. Это свидетельствует о том, какие огромные возможности повышения быстроходности мотоцикла лежат на пути использования известных законов аэродинамики. Коллани и пошел по этому пути, создав для своего двухколесного мотоцикла своеобразный кузов-обтекатель, показанный на рис. 1. Мотоцикл, имеющий двигатель с рабочим объемом цилиндров 250 см" и мощностью 15 л. с. (при 6000 об/мин), с этим кузовом развивает скорость до 160 км/час. Основные детали кузова выполнены из пластмассы и весят, все вместе взятые, не более 6 кг. Вытянутый вперед обтекаемый корпус фары служит одновременно для размещения топливного бака и арматуры; однако главное его назначение — снижение сопротивления воздуха. Сам кузов хорошо предохраняет мотоциклиста от дорожной грязи и также способствует преодолению сопротивления воздуха. Тот же автор разработал проект газовой турбины для мотоцикла. Речь идет при этом не об установке, приводящей мотоцикл в движение за счет реактивной силы инжектируемых газов, а о так называемом турбопропульсере, в котором газы почти полностью теряют заряд и, смешиваясь с принудительно подводимым свежим воздухом, имеют при выходе температуру, не намного превышающую температуру обычных выпускных газов. Установка (рис. 2) состоит из двух вводных воздушных па-