0
0
0
0
0
0
0
0
Бесплатноеприложениек журналу„За рулем"№ 4, 1957 г.МОДЕЛИ ТРАКТОРОВИною. Л. ЛиберманОписываемые модели тракторов неоднократно строились латвийскими моделистами и затем участвовали в ряде соревнований. Характерной особенностью моделей является то, что для их постройки нужны самые простые материалы и инструменты. Поэтому изготовлением тракторов можно заняться не только в школьном кружке , но ив пионерском лагере ив домашних условиях.КОНТУРНАЯ МОДЕЛЬ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА Здесь изображена контурная модель гусеничного трактора. Модель состоит из корпуса 1и рамы 2. Эти детали вычерчивают на 3—4-мм фанере и затем выпиливают лобзик ом . При изготовлении деталей надо строго соблюдать заданные размеры, а также учитывать указанное стрелкой направление волокна наружного слоя фанеры. Результат рачетыре внутренних диска диаметром 42 мми восемь наруж ­ ных диаметром 50 мм . К ромки дисков подравнивают напильн икоми зачищают шкуркой . Для этого в центр диска вбивают гвоздь и, прикрепив диск к деревянному бруску так, чтобы края немного выступали за брусок, о сторожноопи ­ ливают напильником со всех сторон. В результате получаются совершенно круглые диски с отверстием точно в центре.Общийвидсилуэтноймоделитрактора.Рис.3. Внутренний колеса.дискРис.4. Наружный колеса.диск.-40/4 -оч> '.TSdА•СРама.±76Рис. 5. Подшипники осейколес.тгз-С!3Рис. 1. Корпус.Рис. 2.боты во многом зависит от того, с какой точностью сделана разметка чертежа на фанере. Колесо трактора изготовляется из одного внутреннего 3и двух наружных 4 дисков. Из 3—4-мм фанеры выпиливают Зак. 115Подшипники 5 вырезают из жести. Лучше всего воспользоваться луженой жестью от консервной банки. Отличные подшипники можно изготовить из алюминиевого или латунного листа толщиной 1—1,5 мм . Отверстия для осей соответствующего диаметра просверливают или пробивают гвоздем. После этого концы подшипников отгибают по пунктирной линии (см. рис. 5) и закрепляют 2—3 гвоздиками к раме. Если концы гвоздей слишком длинные, их следует укоротить кусачками. Чтобы придать модели более рельефный вид, к кабине и капоту двигателя приклеивают картонные утолщения 7. Корпус закрепляют к раме на клею нижними выступами ку ­ зова в соответствующих вырезах рамы. П ереднююизаднюю ось 8 изготовляют из прочного сорта древесины, лучше всего из бамбука. Конечно, лучше1 •сделать металлические оси. Но преимущество деревянных осей состоит втом , что при изготовлении их можнообой ­ тись без пайки. Диаметр готовой деревянной оси должен быть 3—3,5 мм , а длина — 6 0мм . Оси следует тщательно отшлифовать шкуркой . На конец оси насаживают на клею колесо, для чего в центре каждого колеса просверливают отверстие, равное диаметру оси. После этого на ось надевают проволочную спираль 9ипропускают через подшипники . Затем надевают вторую спираль, после чего закрепляют второе колесо. Ч резмерно выступающий конец оси отрезают.надеть и, к роме того, они тормозят проворачивание колес. Ш ов , связывающий два конца шнурка (гусеницы), д олжен быть по возможности гладким. Двигатель 11 изготовляется из авиамодельной резины (сечением 1Х4мм ) . Резиновую полоску можно вырезать, нап ример , и из старой велосипедной камеры . Один конец полоски крепится на гвоздике 6, вбитом впереднюю часть рамы , а другой — на задней оси . Резиномотор заводят, вращая задние колеса модели . Готовая модель шлифуется шкуркойи раскрашивается масляной или эмалевой краской в серо-зеленый цвет. При этом следят, чтобы краска не попала на подвижныесо ­ п ряжения — оси, п одшипники , спирали и гусеницы.ScS3J«ssS<ГЗоздьРис. 6. Обработка колеса. диска Рис. 7. Изготовление спирали для оси колеса.Спираль изготовляется из мягкойпроволоки длиною 5—6 мм (рис. 7); служит она для того, чтобы не было продольного смещения оси, чтобы колеса не терлись о края рамы. Колеса надо устанавливать строго перпендикулярно осям, проследив при этом, чтобы оси легко вращались вподшипни ­ ках. Д ля уменьшения трения их натирают графитом ( м ягким карандашом). Качество сборкиможно проверить, поставив модель на ровный стол и слегка толкнув вперед: все колеса должныодновременно касаться поверхности стола, а модель — катиться по прямой . Если же она сворачивает в сторону, то это говорит отом , что оси укреплены не параллельно или колеса имеют различные диаметры. Гусеницу 10 лучше всего сделать из шнурков для обуви. Длину ее подбирают опытным путем ; с лишком длинные гусеницы при езде сваливаются с колес, к ороткиеже трудноРис. 8. Самодельный пульверизатор для краски.Краска ложится особенноровным слоем, если ее наносить при помощи пульверизатора. Такой пульверизатор легко сделать самому, использовав велосипедный или лучше автомобильный насос (рис. 8). В пульверизатор надо наливать жидкую краску, так как густая плохо разбрызгивается.МОДЕЛЬ КОЛЕСНОГО ТРАКТОРА «БЕЛОРУСЬ» Тракторы «Белорусь» выпускаются Минскимтракторнымзаводом . Этот трактор предназначается восновном для сельскохозяйственных и транспортных работ. На нем установлен дизельный двигатель мощностью 37 л. с. Двигатель 1и рама 2 модели этого трактора изготовляются из дерева (отдельные детали склеены столярным клеем). Снизу к раме прибит жестяной подшипник 3. В отогнутых к низу концах подшипника просверлены отверстия для передней оси .6Общий вид модели колесного трактора «Белорусьх Спереди к капоту двигателя прикрепляют две фары 5, выстроганные из липы или осины, а сверху вбивают два гвоздя, изображающих выпускную трубу 6и воздухоочиститель 7. Утолщения на гвоздях напаивают оловом и опиливают надфилем.Рис. 1. Двигатель.Рис. 3. Подшипник передней оси.5Z>Рис. 2. Рама.г Заготовку для заднего моста 4и грязевых щитков вырезают из жести. Чтобы края грязевых щитков были выпуклыми, их сначала- немного загибают плоскогубцами, придавая сферическую форму, а затем ударами молота со сферическим концом производят так называемую чеканку. Готовый задний мост (рис. 4) приклепывают гвоздиками к боковым^сторонам рамы (рис. 2 и 3).АРис. 8. Сиденье. Между грязевыми щитками прибивается деревянное сиденье 8. Его вырезают из куска дерева, как это показано на рис. 8. Передние колеса 9 изготовляются из фанерного диска, диаметром 28 мм , который облицовывают с обеих сторон картонными дисками несколько меньшего размера так, чтобы создалось впечатление колеса с шиной. Колеса крепятся клеем БФ-2 или масляной краской на оси, сделанной из 2-мм проволоки. Между колесами и подшипниками на ось надета спираль длиной 10 мм .Рис. 9. Переднее колесо. Рис. 4. Задний мост и грязевые щитки (вверху заготовка)Рис. 10. Заднее колесо.Задние колеса 10 состоят из шины и диска. Шина изготовляется следующим образом. Из 3—4-м-м фанеры вырезают кольцо с наружным диаметром 54 мми внутренним — 40 мм . Затем эти кольца плотно обматывают бумажным шпагатом, смазывают клеем и плотно надевают на фанерный диск с наружным диаметром 38 ммис 20-мм отверстием в центре.Рис.1*6. Выпускная труба.Рис. 7. Воздухоочиститель. Заднюю ось 11 можно изготовить из латунной гильзы охотничьего патрона или свернуть из жести в виде трубочки . Ш ов трубочки надо тщательно запаять ик одному ее торцу припаять жестяной кружочекс 5-мм отверстием в центре. Вначале на ось приклеивается клеем БФ-2 или масляной краской одно колесо. Для того чтобы исключить возмож ­ ность продольного перемещения оси, к ней на расстоянии 8мм от колеса припаивается жестяная шайба 12. После этого свободный конец оси продевается в отверстия заднего мо ­ ста и на вышедший наружу конец припаивается вторая шайба. Затем крепится второе колесо.Рулевое колесо 16 припаивается к рулевой колонке (гвоздю, вбитому наискось в раму). Трактор «Белорусь» выпускается двух моделей: МТЗ-2 сшироко расставленными и МТЗ-1 с сближенными переднимиПаятьРис. 16. Рулевое колесо и колонка.Рис. 17. Переднее колесо трактора МТЗ-1.Рис. 11. Задняя ось.колесами. Чтобы построить модель с сближенными передними колесами, надо вырезать стойку 17 и припаять к ней переднюю ось. Д ля передних колес из проволочной спирали длиной 10 мм делают ступицы. Колеса надеваются на отогнутые книзу концыоси . Чтобы они не соскочили, на ко ­ нец оси припаивают небольшой ограничитель.В колесе, находящемся у открытого конца задней оси, просверлены два отверстия. В них входят концыскобки 13 (рис. 13). К скобке прикреплен резиномотор 14, изготовленный из шести полосок авиамодельной резины (сечением 1X1мми длиной 800 мм ) . Ее концы связаны вместе и образ уют два кольца. Помещается резиномотор внутри оси. Один его конец, к акмы сказали, прикреплен кскобке , д ругой надет на крючок заводного рычага 15 (рис. 15), согнутого из 1,5-мм проволоки . За крючкомк заводному рычагу припаян упорный диск, вырезанный из жести толщиной 0,8 мм .10о-""~1L_J11^— 13 —о-&-°50Рис. 17а. Стойка.лiI—Рис. 12. Крепление упорной шайбы на задней оси.Рис. 13. Скобка привода ведущего колеса.Рис. 18. Сборка корпуса.Рис. 14. Резиномотор.Рис. 15. Заводной рычаг резиномотора.Сборка трактора производится после того, как изготовлены все детали. На рис. 18 показана сборка корпуса, а на рис. 19—^ сборка задней части корпуса трактора. Готовую модель красят эмалевыми или масляными красками в зеленоватый или красный цвет, шины колес, сиденье и выпускную трубу — в черный, фары спереди — в белый. Подвижные соединения красить нельзя. Д ля уменьшения трения их надо смазать техническим вазелином или солидолом. Здесь надо сказать несколько слов о «сердце» нашей модели — р езиномоторе . Его нельзя долго держать в завед енном состоянии, так как резина может лопнуть. Поэтому, как только резиномотор заведен, сразу же надо запускать модель. Чтобы резина служила возможно дольше, после не- скольких запусков модели резиномотор тщательно протирают, а при необходимости моютв теплой воде. После этого рекомендуется положить его в чистую стеклянную банку и пересыпать тальком. Помните, что главные врагирезины — это масло, бензин, м ороз , пыль и песок. Они делают резину «сухой» и мало эластичной. А чем эластичнее резина, тем лучше она растягивается и тем более длинный путь будет проходить модель. Резиномотор лучше работает, если его слегка смазать глицерином, касторовым маслом или особой смесью, состоящей из одной части крема для бритья и трех частей глицерина. Этой смесью равномерно смазывают резиномотор так, чтобы все нити были скользкими. Для этого лучше всего потереть резину смазанными мазью ладонями. Для сохранности резиномотора после запуска модели надо вымыть резину в теплой воде и высушить, так как длительное воздействие смазки все же вредно. Заводят резиномотор следующим образом : удерживая задние колеса, вращают заводной рычаг. Предварительно следует отвести упор 20 (рис. 19). Упор делается из проволоки длиною 80 мм ; он вставляется в отверстие заднего моста. На обоих концах проволочного упора припаяны шайбочки 21 . Отведенный упор не мешает вращению заводного рычага.Рис. 19. Сборка задней части корпуса.МОДЕЛЬ ТРАКТОРА ЧТЗТрактор С-80 выпускается Челябинским заводом имени Кирова и применяется на особо тяжелых работах — поднятие целины, раскорчевка пней и т. п. Его можно увидеть 4и на мелиоративных работах, а также на строительствах. С-80 является гусеничным трактором, он обладает высокой проходимостью, хорошо двигается по занесенной снегомдороге и по вспаханному полю. Вот почему гусеничный трактор подчас проходит там, где колесная машина завязнет. Корпус модели состоит из двух боковин 1и брусочка 2. Боковины вырезаются из 10-мм дощечки или из склеенной вдвое 5-мм фанеры. Боковины на клею соединяются брусочком так, чтобы верхние кромкиу них совпали (рис. 3).Общий вид модели гусеничного трактора С-80.аз гСРис. 1. Боковина корпуса,, Рис. 2. Брусок корпуса, После высыхания передние кромки закругляют напильником. Для закрепления конца резиномотора вбивают снизу вбру сочен гвоздик 3. Далее к боковинам снизу прибивают П-об-Радиатор 9 изготовляется следующим образом : из картона делают рамку и обтягивают ее марлей (рис. 9). Для выпускной трубы используют большой гвоздь. Утолщение ниже шляпки напаивают оловом. Ф ары трактора выстругивают из дерева и приклеивают к корпусу.З'ИЭ П1ПШ1 bd ЬгЗNt,. л. Рис. 6. Выкройка модели кабины.Рис. 3. Сборка корпуса.разный подшипник 4 для передней оси, а к задним концам боковины — подшипники 5. Подшипники вырезаются из жести согласно размерам, указанным на рисунке.1050воРис. 7. Кабина.Т"-¥I ,,л-Рис. 4. П-образный подшипник передней оси.-ВО^^^15Рис. 8. Капот двигателя Рис. 9. Радиатор.^чРис. 5. Боковина подшипника задней оси.Кабина трактора 6 изготовляется из картона (рис. 6). К обеим сторонам кабины приклеивают картонные двери 7 (рис. 7). Крышу 16 делают из фанеры, окна 17 из целлулоида (используют также отмытую в кипящей воде фотопленку), пол 18 — из картона, приклеивая егок отогнутым язычкам кабины. Готовую кабину закрепляют к корпусу, к ак показано на общем виде трактора. Капот двигателя также изготовляют из картона, к акпо ­ казано на рис. 8. Желюзи делаются путем прореза картона. О бе полоски капота приклеиваются с обеих сторон корпуса.1_-»—/8 IРис. 10. Переднее колесо — «ленивец».Передние колеса (рис. 10), как их называют трактористы «ленивцы», состоят из двух склеенных дисков, вырезанных из плотного картона, и цилиндра, в свою очередь склеен-6 ного из полосы чертежной бумаги (стенки цилиндра должны быть не тоньше 2 мм). Для этого следует намотать в несколько слоев полоску чертежной бумаги, смазанной клеем, на деревянную болванку (рис. 11) и, когда клей высохнет, снять цилиндр и подровнять края.Гусеницы трактора 13 изготовляются из матерчатой ленты шириной в 14—15 мм . К ленте пришивают кусочки картона, изображающие звенья гусеницы. По длине гусеница должна быть такой, чтобы она не сваливалась с ленивца и звездочки, но в то же время и не была бы слишком натянута, иначе это затрудняет вращение. Резиномотор состоит из двух роликов и резины. Оба ро ­ лика сделаны из катушек для ниток. У катушки удаленаРис. П. Изготовление цилиндра для колеса.14 Переднюю ось делают из велосипедной спицы или 2-мм стальной проволоки. На один конец оси спомощью клея БФ-2 крепится одно колесо. Затем надевается спираль и осьм/4Рис. 14. Ролики резиномотора.Кружочек из жестисредняя цилиндрическая часть, а бортики склеены вместе (рис. 14). В отверстие ролика вставлен отрезок круглого карандаша, из которого выбит графит. Каждый ролик надевается на проволочную ось, толщиной 2мм , а с обеих сторон ролика на ось помещается по жестяной шайбочке и проволочной спирали. Концы осей закреплены с помощьюПаятьРис 12. Заднее колесо.продевается через отверстия в подшипниках. Далее надевается вторая спираль и приклеивается второе колесо. Задние колеса — ведущие («звездочки») 12 изготовляются так же , как и передние, только внутрь бумажного цилиндраРис. 15. Схема резиномотора.Рис. 13. Гусеница.вклеивается деревянный брусочек, а снаружи к колесу прибивается кружок из жести для того, чтобы задние колеса можно было бы припаять к задней оси.прибитых к корпусу жестяных подшипников. Как видно на рис. 15, один ролик крепится к корпусу спереди, а второй сзади. Двигателем для модели служат две нити авиамодельной резины сечением 1X4мм . Один конец резины закрепляется гвоздем 3в передней части трактора, затем, как показано на рисунке, резина проходит через два ролика и второй ее конец закрепляется к задней оси. Пуск трактора осуществляется обычным путем. Модель, за исключением гусениц, красят масляной краской в серый или серо-зеленый цвет. Гусеницы же надо красить в черный цвет гуашевыми красками, иначе они становятся,, твердыми и будут плохо сгибаться.7 СОРЕВНОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ ТРАКТОРОВ Можно организовать ряд очень интересных и увлекательных соревнований моделей тракторов. Проводятся они в любое время на любом месте, так как дорожные неровности не создают особых трудностей. М ожно использовать хорошо укатанную площадку или утрамбованную дорожку , а зи ­ м ой — школьный корридор , большой класс или зал. В период подготовки к соревнованиям надо составить положение о соревнованиях, в котором точно указываются технические требования к моделям и виды соревнований (длина трассы, прохождение препятствий и т. д ^ , распределяются модели по классам, а участники по возрастным груп ­ пам и т. д. Следует наметить и руководство соревнований: судей, хронометристов и секретаря. Перед соревнованием каждую модель надо проверить, соответствует ли она техническим условиям и аккуратно ли построена. После этого ей присваивается стартовый номер в виде бумажногокружочкас цифрой. По сигналу судьи участники соревнований поочередно запускают свои модели с линии старта, но без толчка. Дальность замеряется по прямой. Победителем является тот, кто выполнит лучше условия соревнования. При определениипобедителей полезно также учитывать качество изготовления моделей, что должно быть оговорено положением о соревнованиях. Следует поощрять и тех моделистов, которые при -Рис. 16. Препятствие для соревнования тракторов.думали новые интересные модели. Препятствия для моде ­ лей гусеничных тракторов рекомендуется делать из досок и горбылей. Побеждает та модель, которая преодолела наибольшее число препятствий.8